Экономика Бизнес Наука Пошли в народ: памятники, церкви и мосты на банкнотах

Пошли в народ: памятники, церкви и мосты на банкнотах

Закройте глаза и попытайтесь в деталях припомнить, как выглядит десятирублевая банкнота. Получилось? А пятьсот рублей? А пять тысяч? Забавный тест, который позволяет выяснить не только насколько сильна у испытуемого зрительная память, но и каков уровень его дохода. В этой статье мы расскажем о том, какие памятники, театры, мосты и прочие знаковые сооружения украсили собой рублевые банкноты, а также о том, по каким признакам можно отличить подлинную купюру от фальшивки. В первой главе речь пойдет о банкнотах мелкого номинала, а во второй, которая выйдет на сайте через неделю – о пятисотенной, тысячной и пятитысячной купюрах.

«Чирику» в Красноярске даже открыли памятник

Десятирублевая купюра (в народе – «десятка», «червонец», «чирик», «чирибас») имеет богатую историю. Первые банковские билеты номиналом 10 рублей были выпущены в середине XVIII века, а современный облик, в котором купюра все еще ходит по нашим кошелькам, червонец приобрел в 1998 году.

«Десятка» считается одним из неофициальных символов города Красноярска, виды которого изображены на купюре. На лицевой стороне купюры изображены мост через реку Енисей и часовня, на оборотной стороне – вид на плотину Красноярской ГЭС.

Коммунальный мост – автомобильно-пешеходный мост в Красноярске через реку Енисей – был введен в эксплуатацию в 1961 году, и на момент постройки являлся самым длинным автомобильным мостом в Азии. Общая длина мостового перехода составила 2,2 км.

Новый мост не только стал украшением города, но и прославился на весь мир, войдя в справочник ЮНЕСКО «Мостостроение мира» за уникальную технологию монтажа железобетонных полуарок весом 1560 тонн и замыкание сводов на плаву в пролете, а его проектировщики и строители были удостоены Ленинской премии.

Часовня Параскевы Пятницы – еще один символ Красноярска. Небольшая постройка с выразительными крупными деталями, стилизованными под древнерусские формы, стоит за рекой Кача на вершине Караульной горы и является заметным ориентиром, отмечающим лучшую видовую точку города и важным элементом его панорамы.

Банкнота изготовлена на высококачественной хлопковой бумаге светло-желтого оттенка. В бумагу внедрены волокна светло-зеленого, красного и фиолетового цветов, а также защитная нить, расположенная вертикально и видимая на просвет. Бумага имеет локальные водяные знаки, размещённые слева и справа на купонных полях. Преобладающие цвета банкноты – темно-зеленый и темно-коричневый.

Существует две версии появления часовни на это месте. По одной версии ранее там находилось языческое капище татар-качинцев, а казаки установили там сторожевую вышку и предупреждали жителей о вражеских набегах. В 1805 году на этом месте купец Новиков срубил и отделал деревянную часовню в память о своем счастливом спасении из водоворота речного порога. По другой – красноярцы построили часовню в честь избавления предков от врагов. Со временем сооружение обветшало, и на ее месте в середине XIX века возвели каменную часовню.

В престольные праздники к часовне дважды в году устраивался крестный ход от кафедрального собора. Горожане по обету ходили к Девятой Пятнице, чтобы вымолить себе жениха, невесту, детей или избавление от болезней. Сегодня часовня стала излюбленным местом паломничества жителей и гостей города, сюда спешат сотни невест и женихов, чтобы признаться в любви к друг другу.

Краснярская гидроэлектростанция – первая ГЭС на реке Енисей – основной производитель энергии в Красноярском крае. Краснярская ГЭС входит в десятку крупнейших гидроэлектростанций мира и временно (после аварии на Саяно-Шушенской ГЭС) является первой по мощности в России. Своему появлению ГЭС обязан город энергетиков Дивногорск, который вырос на строительной площадке вместо старого посёлка Скит.

Широкую популярность ГЭС обрела после появления на десятирублевых купюрах. Тысячи туристов устремились в Красноярский край, чтобы своими глазами увидеть гигантскую промышленную постройку. Сейчас станция – самая посещаемая достопримечательность в регионе, посмотреть на масштабный водосброс ежедневно приезжают сотни людей.

После того, как Банк России объявил о предкращении выпуска бумажных «червонцев», в Красноярске решили увековечить купюру и в 2011 году в городе появился бронзовый памятник «десятке». Размер бронзовой купюры – 2,5х1 метр, а вес – свыше тонны.

Как Петербург «упаковали» в «полтинник»

История 50-рублевой купюры (в народе – «полтинник», «полтос») также берет свое начало еще с царских времен. Впервые купюры таким номиналом были выпущены в виде государственных ассигнаций по приказу Екатерины II в 1769 году. Они находились в обращении более 70-ти лет. В 1841 году на смену ассигнациям пришли кредитные билеты, в том числе и номиналом в 50 рублей. Затем, во время революции, а потом гражданской войны в обращение ввели кредитные билеты временного правительства, среди которых также был и номинал в 50 рублей. В РСФСР купюра таким размером выпускалась с 1921 год по 1924 год.

В советском Союзе 50-рублевые деньги начали печатать после уже денежной реформы 1947 года. Следующая замена купюр произошла произошла в 1961 году. После этого обновленный вариант банкноты введи в оборот только в январе 1991 года. Ввод в обращение новых денег начался именно с крупных купюр номиналом 50 и 100 рублей.

Многие и сейчас помнят это время: переход на новые деньги сопровождался большими народными волнениями. Людям внезапно объявили по радио, что в течение трёх суток они должны обменять в сберкассах 50- и 100-рублевые купюры на новые. При этом сумма обмена не должна была превышать среднюю заработную плату – около 150 рублей. Якобы, больше гражданин честным способом заработать не мог. По воспоминаниям очевидцев, тогда многие потеряли сбережения, которые копили всю жизнь. Известно, что некоторые от безысходности продавали 50-рублевые купюры по бросовым ценам – за 30, 20, а то и 10 новых рублей, чтобы выручить хоть что-то – находились и те, кто покупал купюры за низкую цену, а потом менял на новые деньги.

Позже в связи сильной инфляцией 1992-1997 годах 50-рублевые купюры выпускать перестали, на смену им в результате гиперинфляции в оборот ввели разменные монеты номиналом 50 рублей.

В 1997 году после деноминации российского рубля печать банкноты возобновили – в привычном сегодня сине-голубой цвете. Впервые эти купюры ввели в обращение с 1 января 1998 года, их печать продолжается и сегодня.

50-рублевую купюру украшают виды Северной столицы. С лицевой стороны изображена скульптура «Невы» в основании южной Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости. На обороте – здание Фондовой Биржи в Санкт-Петербурге и также Ростральная колонна.

Банкнота изготовлена на высококачественной хлопковой бумаге светло-голубого оттенка. В бумагу внедрены волокна светло-зеленого, красного и фиолетового цветов, а также защитная нить, расположенная вертикально и видимая на просвет. Бумага имеет локальные водяные знаки, размещенные слева и справа на купонных полях. Преобладающий цвет 50-рублевой банкноты – сине-голубой.

Ростральные колонны, расположенные на Васильевском острове, входят в число многочисленных достопримечательностей Санкт-Петербурга и являются памятником военно-морской славы России. Их возвели в 1810 году по проекту французского архитектора Тома де Томона, который украсил их рострами кораблей (Рострами называли носы кораблей. – Прим авт.) по аналогии с Древним Римом, где было принято отмечать победы на море колоннами, украшенными носами захваченных вражеских кораблей.

Известно, что в XIX веке северная и южная колонны выполняли функцию маяков: одна служила маяком для судов на Малой Неве, другая – указывала путь в Большую Неву.

Внутри каждой колонны находится винтовая лестница, которая ведет на смотровую площадку. На верху колонн расположены огромные чаши-светильники.

В праздничные дни, а также во время проведения торжеств в Санкт-Петербурге на колоннах зажигают факелы. У подножия ростральных колонн находятся статуи, которые символизируют четыре русские реки – Волгу, Днепр, Волхов и Неву.

Изображенная на 50-рублевой купюре «Нева» – символическое изображение реки Невы в виде молодой нагой женщины, сидящей на каменных глыбах. В руках она держит рог изобилия, наполненный плодами.

На заднем плане «Невы» – Пертопавловская крепость. На ее территории находится Петропавловский собор, который принято считать усыпальницей дома Романовых. Там хоронили членов царской семьи начиная с Петра I. Собор возвели в 1712-1732 годах на месте одноимённой деревянной церкви. Его архитектором является Доменико Трезини. Высота Петропавловского собора составляет 122,5 метров, в настоящее время он является самым высоким из построенных зданий в Санкт-Петербурге. Трёхъярусная колокольня Петропавловского собора увенчана золочёным шпилем на конце которого находится фигура летящего ангела.

Оборотную сторону 50-рублевой купюры украшает изображение стрелки Васильевского острова. Ростральная колонна изображена на фоне центрального строения здесь – здания бывшей Фондовой биржи.

Долгое время в здании Биржи находился Центральный военно-морской музей, а с 2007 года здесь вновь размещается биржа.

Билет в «Большой» – за «стольник»

Сторублевая купюра в ее нынешнем виде (в простонародье – «сотка», «стольник», «сотыга») введена в обращение 1 января 1998 года.

Банкнота изготовлена на высококачественной хлопковой бумаге светло-розового оттенка. В бумагу внедрены волокна светло-зеленого, красного и фиолетового цветов, а также защитная нить, расположенная вертикально и видимая на просвет. Бумага имеет локальные водяные знаки, размещенные слева и справа на купонных полях.

Основное изображение лицевой стороны – квадрига на портике здания Большого театра.

Основное изображение оборотной стороны – здание Большого театра в Москве.

Преобладающий цвет банкноты – коричнево-зеленый. Банкнота обладает несколькими машиночитаемыми защитными признаками.

Банкнота изготовлена на высококачественной хлопковой бумаге светло-розового оттенка. В бумагу внедрены волокна светло-зеленого, красного и фиолетового цветов, а также защитная нить, расположенная вертикально и видимая на просвет. Бумага имеет локальные водяные знаки, размещенные слева и справа на купонных полях. Преобладающий цвет банкноты – коричнево-зеленый.

На лицевой стороне сторублёвой купюры изображена квадрига на портике здания Большого театра, управляемая полуобнажённым Аполлоном. Здание Большого театра выстроено в 1925 году по проекту Осипа Бове.

В первоначальном варианте здания фонтон украшала алебастровая колесница и располагалась она в арочной нише.

После того, как здание сильно пострадало в очередном пожаре, при перестройке упряжку было решено разместить не в нише, а под открытым небом, и не перед глухой стеной, а на фоне окон. И выполнить их не в алебастре, а в металлическом сплаве, покрытом медью. Для реализации проекта был приглашен Клодт, выдающийся скульптор-анималист.

И вскоре над портиком Большого театра уже неслась квадрига Аполлона – мощнее предшественницы, массивнее, выше на полтора метра (в высоту достигает 6,5 метров). Вся композиция выдвинута вперёд, копыта коней как бы зависают в воздухе. Динамизм – чрезвычайный! Меж тем Аполлон полон спокойствия, уверенности. В его руке – лира.

Интересно, что при сильном увеличении изображения на банкноте у Аполлона можно разглядеть пенис. Этот факт является поводом для бесчисленных шуток. В 2011 году в ходе реставрации Большого театра пенис у Аполлона был прикрыт фиговым листком, однако новой модификации купюры Гознак пока не выпустил.

Основное изображение оборотной стороны – здание Большого театра в Москве, одного из крупнейших в России и самых значительных в мире. Комплекс зданий театра расположен в центре Москвы, на Театральной площади.

Это был изначально казенный театр, составлявший вместе с Малым единую московскую труппу императорских театров. В революцию имущество театра было национализировано и произошло полное разделение Малого и Большого театров.

После Октябрьской революции само существование театра оказалось под угрозой. Несколько лет ушло на то, чтобы власть победившего пролетариата навсегда оставила идею закрыть Большой театр и снести здание.

Однако в 1922 году правительство большевиков все-таки находит закрытие театра хозяйственно нецелесообразным и приспосабливает под государственные нужды. В Большом театре проходили Всероссийские съезды Советов, заседания ВЦИК, конгрессы Коминтерна. И образование новой страны – СССР – тоже было провозглашено со сцены Большого театра. Так что на сцене Большого за его долгую историю выступали не только всемирно известные балерины и оперные теноры.

Фото: Фото с сайтов 1zoom.ru, Age60.ru, Creativing.net, Cniieus.ru, Nashenasledie.livejournal.com, Arhikuzminki.narod.ru, Cbr.ru, Souz.info, Zoneland.ru, Eer.ru, Spb-guide.ru, 1001.ru, Town-explorer.ru, 9vds.ru, Khabarovsk.go2all.ru

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
ТОП 5
Мнение
«Черные унитазы и протухшая посуда». Журналистка ушла в клинеры и рассказывает о секретах и ужасах новой работы
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Рекомендуем
Объявления