Необходимость регулярно повышать зарплату бюджетникам увеличивает дыры бюджета Челябинской области. Региональные власти вновь планируют привлечь банковский кредит в размере около 4 млрд рублей, при этом задолженность за последний год возросла на 6 млрд рублей.
Размер задолженности бюджета Челябинской области составляет 22 млрд рублей, что на 6 млрд рублей превышает показатель прошлого года. В пресс-службе министерства финансов области объясняют, что большая часть этой суммы (10,5 млрд рублей) – так называемые условные обязательства в виде государственных гарантий, которые правительство области предоставило под реализацию инвестиционных проектов. Остальные 11,5 млрд рублей – это заимствования, которые потребовались на покрытие расходов бюджета, в том числе обусловленных социальными указами президента страны. В частности, 9,9 млрд рублей – задолженность по банковским кредитам, 1,6 млрд рублей – из федерального бюджета.
Как рассказал ChelFin.ru министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын, министерство в ближайшее время планирует дополнительно привлечь 3,8 млрд рублей. Однако речь идет не о займах, а об открытии кредитных линий. «Пока действуют кредитные линии, у правительства области есть возможность оперативно занять средства в нужном размере для финансирования первоочередных расходов, когда на это не хватает собственных средств», – объясняет Андрей Пшеницын, подчеркивая, что банковские средства будут направлены на покрытие дефицита областного бюджета, то есть на финансирование всех запланированных в бюджете направлений. «В том числе и на повышение зарплат в бюджетном секторе», – добавляет Андрей Пшеницын.
По условиям аукционов соответствующую заявку на который министерство опубликовало на электронной торговой площадке для государственных и муниципальных закупок, кредитные средства привлекаются сроком на пять лет при начальной ставке аукционов 11% годовых. «Мы рассчитываем, что в ходе конкурсных процедур эта ставка будет снижена за счет конкуренции между банками. Минимизация стоимости обслуживания кредитов – это один из ориентиров долговой политики областного правительства. В предыдущие годы займы осуществлялись по фактическим ставкам от 7,99% до 8,95% при начальной ставке аукционов в 9,6%», – рассказывает министр финансов Челябинской области Андрей Пшеницын.
Доцент кафедры учета и финансов Челябинского госуниверситета Анна Клейман полагает, что объемы заимствований в региональном бюджете в ближайшие годы будут расти. «Рост расходов в регионах обусловлен необходимостью выполнения ряда социальных обязательств, возложенных на региональные бюджеты: повышение зарплаты бюджетникам, финансирование социальных программ. Эти статьи расходов не в вправе сокращать ни один регион», – говорит она.
Основную долю доходов бюджета области составляют налоговые поступления, объясняет эксперт, а при снижении деловой активности объем уплачиваемых налогов падает. «Те регионы, которые уже столкнулись с проблемой бюджета, вынуждены искать способы его покрытия: либо продавать имущество, либо брать в долг. В Челябинской области ситуация с дефицитом не самая худшая, но и оптимизма не вызывает», – отмечает Анна Клейман.
Крупнейшими кредиторами региональных бюджетов и муниципальных образований уже который год остаются Сбербанк России, доля которого составляет свыше 70%, около 17% приходится на банк ВТБ, а замыкает тройку кредитных организаций «СМП Банк» с долей на рынке кредитования бюджетной сфер почти в 4%.
На то, что планы правительства области на открытие кредитных линий под 8% годовых в сегодняшней ситуации излишне оптимистичны, указывают представители банков. Руководитель проектов по кредитованию бюджетной сферы департамента государственных финансов ОАО «СМП Банк» Дмитрий Кириллов отмечает, что в прошлом месяце ни один из аукционов на кредитование бюджетной сферы не закончился на ставке ниже 9% годовых.
«Небезынтересен тот факт, что флагманы кредитования общественных финансов в первой половине мая не опускались в ходе торгов ниже ставки 9,35%, при этом на их долю приходится 98,9% всех выигранных аукционов», – объясняет он и подчеркивает, что на треть объявленных в мае аукционов не было подано ни одной заявки со стороны банков. «Объем несостоявшихся аукционов выглядит колоссальным, однако причины этой ситуации лежат на поверхности – это низкие начальные ставки и чрезмерно большой срок кредитования», – констатирует спикер.
Ранее в интервью агентству ИТАР-ТАСС помощник президента России Андрей Белоусов заявил, что правительство может предоставить бюджетные кредиты регионам с высокой долговой нагрузкой, однако сами регионы при этом должны повысить эффективность расходов. По его данным, долги российских регионов достигли 2 трлн рублей в результате того, что региональные бюджеты избыточно кредитовались в коммерческих банках под высокий процент для повышения зарплат бюджетникам. В интервью помощник президента раскритиковал руководство министерства финансов России, которое рекомендовало регионам обращаться к коммерческим банкам, и предложил переходить к бюджетному кредитованию под более низкий процент. «Нужно переходить к бюджетным кредитам по более низким процентным ставкам, чтобы обслуживание этих кредитов не превратилось в дополнительный фактор раскачки бюджетов и нагрузки на доходы», – сказал Андрей Белоусов.
Бюджетный дефицит региональных бюджетов за прошлый год в 2,3 раза, превысив 600 миллиардов рублей. Более чем в 50 регионах долг превысил 50% собственных доходов. «Это очень тревожная цифра, – отметил Андрей Белоусов. – Закредитованность регионов – это проблема, которая возникла в последний год из-за того, что повышение заработных плат бюджетникам зачастую, или даже как правило, не сопровождается оптимизацией самой бюджетной сети». Помощник президента призвал региональных властей повышать эффективность расходов. «Это главное. Если регионы этого не сделают, если мы здесь не добьемся успехов, то никакие ухищрения с финансированием госдолга на уровне субъектов России нам здесь не помогут», – сказал он.
По мнению научного руководителя Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова Сергея Валентея, наличие задолженности в бюджете региона – не всегда тревожный и плохой показатель. «Важно, на что расходуются деньги региона – на элементарное «проедание» или на экономическое развитие», – добавляет он.
По мнению заведующего кафедрой региональной экономики и экономической географии Высшей школы экономики Алексея Скопина, если рассматривать ситуацию с госдолгом и дефицитом бюджета региона в общем тренде, то сложившееся положение в последние несколько лет только ухудшается, и в большинстве регионов России ситуация идентична той, что сложилась в Челябинской области. «Даже некогда профицитные регионы сегодня являются крайне дефицитными. Ситуация ухудшается еще и тем, что финансовые ресурсы становятся все дороже, и в связи с этим возникла идея, чтобы регионы прекратили брать деньги в банках, а получали их из федерального бюджета. Однако бюджет тоже не резиновый, и хотя цены на нефть достаточно высокие, общие поступления в федеральный бюджет будут сокращаться», – говорит собеседник.
Сейчас, продолжает Алексей Скопин, российские власти находятся в ситуации принятия кардинальных решений: перераспределения доходов с федерального уровня на региональный. «Потому что до сих пор федералы отдавали больше обязательств и усиливали профицитность федерального бюджета, усиливали, наоборот, дефицитность региональных бюджетов. Президент страны на заседании по развитию местного самоуправления в Иваново уже заявил, что больше нельзя передавать расходы на региональный уровень без соответствующего ресурсного обеспечения», – объясняет спикер, добавляя, что большие опасения сейчас вызывают и муниципальные бюджеты, у которых сегодня также большой дефицит бюджета.
«В этой части деньги из регионального бюджета раньше обычно перераспределялись в пользу муниципалитетов на какие-то сверхсрочные задачи, но сейчас региональные власти лишены этой возможности, а у муниципалитетов при этом образовались огромные задолженности за газ, воду, тепло, свет. И вот эта общая долговая ситуация только ухудшается, и решений по тому, как ее улучшить, пока нет», – говорит он.
На начало мая долги муниципалитетов Челябинской области перед поставщиками ресурсов составили 1,9 млрд рублей (в том числе около 1,5 млрд рублей за газ), что на 400 млн рублей больше аналогичного периода прошлого года. Наибольшую задолженность имеют Верхнеуфалейский городской округ, Карабаш, Кыштым, Локомотивный, Аргаяшский, Ашинский, Еткульский, Каслинский, Катав-Ивановский, Красноармейский, Нагайбакский, Саткинский районы. Главам этих муниципалитетов предписано ликвидировать долги до 1 сентября.
Источник: Правительство Челябинской области
Эксперты сайта сходятся во мнении, что дефицит бюджета Челябинской области в первую очередь растет из-за необходимости повышать зарплаты работникам бюджетной сферы. «Согласно майским указам президента, бюджетники должны получать зарплату не ниже средней по региону, – говорит Алексей Скопин. – Получается, что если в регионе какие-то секторы экономики задают высокую зарплату, то к этому уровню зарплат должна приближаться и зарплата учителей, врачей. Но если у бизнеса есть реальные доходы, то у муниципалитетов их нет», – рассказывает он. Продажа земель, приватизация – все эти ресурсы, доходы с которых позволяли местным властям направлять средства на социальные нужны, уходят в прошлое и иссякают.
По словам собеседника, установка поднять зарплату бюджетников до среднего уровня в регионах не вполне своевременна с учетом экономических реалий. Временный отказ от повышения зарплат учителям и врачам позволит нормализовать ситуацию с дефицитом бюджета, и положение в регионах начнет серьезно улучшаться. «Повышать заработную плату работников бюджетной сферы нужно на этапе роста экономики. Но сегодня прослеживается депрессия, спад экономики. И если мы сейчас повышаем им зарплату, то в результате происходит следующее: либо продолжается увеличиваться госдолг региона, поскольку непонятно, откуда брать деньги, либо региональные власти начинают сокращать бюджетников, чтобы оставшимся платить более высокую зарплату. И первое, и второе плохо», – говорит Алексей Скопин.
Анна Клейман считает, что ряд мер по сокращению дефицита регионального бюджета южноуральскими властями уже принят. «Сокращение расходов по ряду направлений заложено в основных направлениях бюджетной и налоговой политики Челябинской области на 2014–2016 годы, например планируется сократить расходы на закупку товаров, работ и услуг областными органами власти и учреждениями не менее чем на 5%, а расходы на проведение отраслевых мероприятий – не менее чем на 10%», – разъясняет она. Однако даже при такой экономии, рассуждает Анна Клейман, кардинально ситуацию улучшить не удастся.
«Самой результативной мерой стала бы передача части налоговых поступлений на постоянной основе с федерального уровня на региональный в соответствии с теми расходными обязательствами, которые возложены на бюджеты регионов, но этого, очевидно, не произойдет в ближайшее время. Остальные способы повышения доходов связаны с долгосрочными тенденциями. Так, повышение доходов бюджета получается «само собой» в условиях экономического подъема как прямое следствие роста объемов валового продукта. Но это возможно лишь в долгосрочной перспективе», – говорит эксперт. Кроме того, считает Анна Клейман, Челябинской области желательно бы избавиться от зависимости бюджета области от ситуации в металлурги и машиностроении, однако этого также не достичь за короткое время.
«Можно стимулировать деловую активность и выход из тени малого и среднего бизнеса за счет создания льготных налоговых условий для развития, а также формирования сопутствующих условий, – продолжает она. – Нельзя забывать, что нагрузка на бизнес – это не только налоги, но и арендная плата, и коммунальные платежи. То есть если мы хотим получить экономический рост и перестать зависеть от металлургии и машиностроения, то нужно понимать, что для этого потребуется не только время, но придется обходиться без повышения налогов как минимум, а в идеале нужно снижать налоговое бремя, в том числе по страховым взносам на социальное страхование, которые налогами не считаются, но по сути таковыми являются. Но ведь живет же как-то Сингапур, где первые 15 лет существования бизнес вообще ничего в бюджет не платит?» – рассуждает она.
Несмотря на растущий госдолг Челябинской области и существенный дефицит бюджета региона, эксперты считают, что по сравнению с другими регионами страны ситуация на Южном Урале более оптимистична. Алексей Скопин напоминает, что сейчас власти делают ставку на новую индустриализацию. «Промышленный потенциал Челябинской области достаточно большой, у региона неплохие перспективы для экономического роста, особенно в связи с европейским экономическим союзом. Более того, область близка и к Казахстану, и относительно близка к Китаю. Понятно, что ресурсный потенциал уже исчерпан, но тем не менее даже металлургия, а тем более машиностроение в связи с последними событиями могут получить дополнительные импульсы для роста», – говорит спикер, отмечая, что стоит обратить внимание и на развитие туризма, информационных технологий.