RU74
Погода

Сейчас-13°C

Сейчас в Челябинске
Погода-13°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -20

0 м/c,

736мм 61%
Подробнее
2 Пробки
USD 103,43
EUR 109,01
Экономика Алексей Бобраков, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области: «Импортозамещение – шанс для наших предприятий»

Алексей Бобраков, министр промышленности и природных ресурсов Челябинской области: «Импортозамещение – шанс для наших предприятий»

Возглавив министерство промышленности и природных ресурсов Челябинской области в январе 2014 года, Алексей Бобраков оказался на передовой. Экономический кризис лихорадит промышленность, предприятия накопили проблемы, политическая ситуация усугубляется с каждым днем. Антикризисное управление в действии – в интервью министра на Chel.ru.

Промежуточные итоги порадовали

– Алексей Евгеньевич, какие показатели демонстрируют промышленники Челябинской области по итогам первого полугодия?

– Нельзя сказать, что они показывают серьезный рост производства и отгрузки, но и о падении говорить не приходится. Индекс промышленного производства составил чуть больше 102 процентов. К сожалению, этот прирост не такой большой, как нам хотелось бы. В последние два месяца очень хорошие объемы показывают наши металлургические предприятия: Челябинский трубопрокатный завод, «Трубодеталь», ММК. Наши машиностроители в принципе демонстрируют неплохие показатели. Все в среднем работают в объемах предыдущего года.

Вместе с тем мы констатируем снижение объемов отгружаемой продукции на Челябинском металлургическом комбинате, ММК-Метиз. Возможно, причина в некой сезонности спроса на их продукцию.

– Каковы лично ваши впечатления от этого полугодия?

– Что касается меня, сейчас идет активное знакомство с областью. Очень большое впечатление произвела Карабашская промплощадка. То, что там сейчас делает «Русская медная компания», вкладывая колоссальные, по нашим оценкам, денежные средства в модернизацию производства, – это потрясающе. Новый серно-кислотный завод практически создается с нуля. Я думаю, с его запуском экологическая обстановка в Карабаше сильно улучшится. Да, это вопрос не нескольких месяцев, а пары лет, но в конечном итоге ситуация поменяется.

Общее впечатление от южноуральской промышленности весьма положительное. Несмотря на сложную экономическую ситуацию в стране и трудности, с которыми пришлось столкнуться предприятиям, они работают, преодолевая их. Это радует.

– Чего ждать нашим промышленникам в перспективе?

– О долгосрочной перспективе говорить преждевременно: мы только подвели итоги первого полугодия. В середине ноября обсудим работу девяти месяцев, и тогда уже можно будет строить планы и формулировать прогнозы.

На мой взгляд, наибольший интерес представляют возможности, связанные с импортозамещением, созданием внутриобластной кооперации. Уверен, некоторые предприятия смогут найти дополнительные ниши внутри нашего региона – производства, освоения новых видов продукции и сбыта.

– Какие отрасли при этом требуют сегодня особого внимания?

– Достаточно сложная ситуация сложилась в станкостроении. Такова общероссийская тенденция. По статистике сегодня в стране около 80 процентов станочного парка морально устарело. Сейчас необходимо модернизировать технологии, осваивать новые виды станков. Здесь важно работать в том числе и с зарубежными партнерами, создавать совместные предприятия, перенимать технологии изготовления оборудования. В этом направлении мы сейчас активно работаем. У нас в области есть три предприятия, которые занимаются строительством станков нового поколения. Например, Троицкий станкостроительный завод, попавший в федеральную целевую программу поддержки развития станкостроения.

– Какие задачи сегодня являются приоритетными для министерства именно в сфере промышленности?

– Они созвучны задачам, поставленным перед регионом и.о. губернатора Борисом Дубровским. Это увеличение валового внутреннего продукта в два раза, повышение производительности труда и средней заработной платы. Исходя из этого, наша основная задача – оказать промышленности всестороннюю помощь и поддержку, привлечь по возможности средства федеральных целевых программ, направив их на модернизацию оборудования, увеличение производственных мощностей. Важным является и создание условий для развития полноценной внутриобластной кооперации, импортозамещения. Сейчас мы занимаемся составлением реестра товаров, которые еще недавно ввозились в Россию, и в ближайшей перспективе наши промышленники могут освоить соответствующие технологии уже на наших площадках. Во многом решить эти проблемы поможет инжиниринговый центр дизелестроения, создаваемый на базе «ЧТЗ-Уралтрак» при непосредственном участии ЮУрГУ. Цель его открытия – создать в Челябинской области работоспособную площадку по изготовлению и модернизации дизельных двигателей большой мощности.

ЗЭМЗ выходит из кризиса

– Чем сегодня живет само ООО «ЧТЗ-Уралтрак»?

– Аналитика говорит следующее: ситуация на заводе непростая, связано это с тем, что очень долгое время никто не занимался модернизацией линейки выпускаемых тракторов. Предприятие имеет громадные промышленные площади – 1,5 млн кв. метров, – которые нужно содержать, обслуживать. У руководства существует утвержденная антикризисная программа: идет модернизация имеющегося продукта, оптимизация всего производства, разработка новых типовых двигателей, их испытание и серийное обслуживание в рамках госконтрактов. К сожалению, наши предприятия, которые используют бульдозеры в своей работе, все больше внимания обращают на китайскую технику, которая, хоть и менее качественна, но и дешевле – экономическая ситуация диктует свои условия. Мы не уверены, что по итогам года «ЧТЗ-Уралтрак» достигнет заявленных объемов производства. Да, он работает, но не теми темпами, которые были запланированы.

Положительным моментом стало то, что предприятие активно включилось в работу по созданию инжинирингового центра. У него все есть для этого: конструкторские и рабочие кадры, производственные площади, технологии, опыт.

– В какой стадии находится возведение в Троицке завода по производству металлического марганца?

– Сегодня завод находится на стадии проектирования. Возведен он будет на площадке неработающего Троицкого дизельного завода. Сейчас разрабатываются экологические стандарты, идет, что называется, привязка оборудования к местности. И.о. губернатора поручил провести в Троицке публичные слушания, ведь сейчас у жителей муниципалитета большое недоверие к новому промышленному производству. То, что нам сейчас заявляет инвестор, и то, какие технологии он пытается применить даже на стадии проектирования, говорит о том, что это будет одно из самых современнейших производств металлического марганца. Такого в нашей стране нет. Получение разрешения на строительство запланировано на второй квартал 2015 года. До этого времени необходимо провести государственную экологическую экспертизу и провести встречу с местными жителями.

– Как решается вопрос вхождения Усть-Катавского вагоностроительного завода в корпорацию «Уралвагонзавод»?

– Окончательное решение еще не принято, продолжаются переговоры. УКВЗ входит в Объединенную ракетно-космическую корпорацию. Несмотря на то, что Усть-Катавский вагоностроительный завод, как и «Уралвагонзавод», занимается трамвайным производством, их нельзя назвать конкурентами. Одни лучше делают салоны трамваев, другие – их техническую начинку. К тому же для обеих госкорпораций (ОРКК и УВЗ) производство трамваев – не основная сфера деятельности. Тем не менее руководство сторон осознает всю его важность. Понимает, что его необходимо поддерживать и развивать, внедрять новые технологии. Последнее озвученное предложение, устроившее всех, – создание совместного вагоностроительного предприятия. Оно находится в проработке.

– Будет ли объединен челябинский завод «Сигнал» с копейским ОАО «Завод «Пластмасс»?

– Оба предприятия входят в госкорпорацию «Ростех» и выполняют гособоронзаказ достаточно стабильно. Да, у них изменились технологии, в результате чего образовался избыток производственных площадей. Однако сложившаяся ситуация лучше, чем в уже упомянутом нами вагоностроительном производстве – по крайней мере у компаний один собственник. Окончательное решение за ним.

– Каково на сегодняшний день положение Златоустовского электрометаллургического завода? Как реструктурированы его долги?

– По той информации, которую в еженедельном режиме предоставляет нам руководство Златоустовского электрометаллургического завода, долги по компенсационным выплатам перед сокращенными работниками ЗМЗ были погашены в полном объеме. Сейчас здесь работает почти 2500 человек. Предприятие начинает наращивать производственные мощности, даже показывает небольшую прибыль. Сегодня златоустовские металлурги вновь отвоевывают у конкурентов занимаемую когда-то нишу рынка спецсталей и сплавов. У руководства ЗЭМЗ есть договоренности о модернизации своей промплощадки. Подписано соглашение с итальянской компанией Danieli по созданию комплекса по производству спецсталей. Так что перспективные планы у предприятия есть, и они достаточно понятны. При этом текущая задолженность его составляет 600 тысяч рублей – не сравнить с десятками миллионов, которые числились на ЗЭМЗ в начале года.

Все опасения, которые высказывали скептики по поводу того, что предприятие обанкротят, разрежут на металлолом и продадут по остаточной стоимости, не подтверждаются. Мы видим четкую программу развития, восстановления производства. Да, она расписана в определенном промежутке времени, и не молниеносном. Но на все нужны инвестиции.

– Когда планируется запустить «Выставку промышленных инноваций» и какие мероприятия запланированы на этой площадке?

– Мы определились со зданием, сейчас там ведутся строительно-отделочные работы, активно набираются участники для создания постоянно действующих экспозиций. Подготовительная работа проделана большая, и много еще нужно сделать. В течение месяца будет озвучена дата открытия выставки.

Что касается мероприятий, планируется, что регулярно будут проводиться биржи субконтрактов, роад-шоу, технологические семинары.

Активы Челябинской области будут пересмотрены

– Чем закончилась скандальная история с программным обеспечением «Магеллан»?

– История не закончилась. Наши серверы так и стоят опечатанные… Насколько я понимаю, Следственный комитет несколько лет назад возбудил уголовное дело по статье «Мошенничество», сейчас оно находится в суде.

– Одной из глобальных задач, стоящих перед минпромом сегодня, является эффективное управление имуществом области. За счет продажи непрофильных активов удается существенно пополнить бюджет региона. У всех на слуху история с вертолетом

– Да, но таких дорогостоящих объектов, как вертолет Bell, в программе приватизации пока нет. Сейчас ведется работа с акциями. Борисом Дубровским поставлена задача провести анализ активов, которые имеются в нашей собственности, и принять решение об их эффективном использовании.

– В связи с чем было принято решение о продаже пакета акций ООО «Народный хлеб»? Уже известно, когда состоятся торги?

– Челябинская область владеет 25 процентами уставного капитала ОАО «Народный хлеб». По предложению Минсельхоза «Народный хлеб» был включен в программу приватизации. Сейчас мы оцениваем стоимость пакета акций, и в середине октября будет принято окончательное решение о том, что делать с этим активом.

Точно так же поступим с остальными 35 акционерными обществами, в которых имеется наша доля, даже мизерная – два процента. Будем делать их оценку и на совещании в правительстве принимать решение о целесообразности их приватизации.

– Земля санатория «Еловое» принадлежит министерству промышленности. Как решаются вопросы с новым собственником и с чем связан упадок здравницы?

– Запустение «Елового» произошло не в одночасье, а развивалось в течение многих лет. Санаторий признан банкротом. Сегодня там работает конкурсный управляющий. В 2013 году был сформирован реестр кредиторов, лоты, и имущество начало продаваться. Сейчас мы находимся в диалоге с новым инвестором.

Думаю, скоро Борис Дубровский соберет по этому вопросу большое совещание, на которое будут приглашены инвестор, а также неравнодушные жители Чебаркуля и Челябинска, интересующиеся судьбой курортной зоны. Да, она уникальная и красивая, но нужно двигаться вперед, и инвестор предлагает нам интересные пути преодоления существующей разрухи. Его задача сегодня – показать свои планы максимально открыто. Вложив туда деньги и создав современные лечебные корпуса, которые будут оснащены необходимым медицинским оборудованием, можно вдохнуть в «Еловое» новую жизнь. При этом важно соблюсти природоохранное законодательство, чтобы сохранить уникальный исторический и природный объект.

Родился 16 февраля 1981 года в Магнитогорске. В 2003 году окончил МГТУ по специальности «технологии машиностроения». Начинал карьеру с должности слесаря-ремонтника ММК. В 2008 году назначен специалистом по кадрам ММК, в 2009-м избран зампредседателя, в 2011-м – председателем Союза молодых металлургов. Депутат Госдумы шестого созыва (2011-2016) от Челябинской области, являлся членом комитета Госдумы по природным ресурсам, природопользованию и экологии. Министром промышленности и природных ресурсов Челябинской области назначен 22 января 2014 года.

Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
ТОП 5
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
Райские виды по соседству с плесенью и беднотой. Турист бюджетно провел две недели на Гоа — сколько денег потратил
Анонимное мнение
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления