Вчера, 6 августа, исполнился год со дня введения в России запрета на ввоз ряда импортного продовольствия в ответ на антироссийские санкции. Чем эмбарго обернулось для бизнеса Южного Урала – негативом, мешавшим спокойно работать и зарабатывать, или же благом, давшим возможности для расширения производства и открывшим новые двери? Подробности – в тексте на Chel.ru.
Еду накрыло запретом
Насыщенный список «враждебных» продуктов был обнародован вечером 6 августа 2014 года в указе президента России Владимира Путина о введении секторальных ограничений на импорт агросырья и продовольствия из стран ЕС, США, Норвегии, Австралии и Канады, присоединившихся к санкциям против России.
В список запрещенных к ввозу продуктов попали:
фрукты и орехи;
свежее, охлажденное и замороженное мясо крупного рогатого скота;
свинина;
домашняя птица (и ее пищевые субпродукты);
мясо соленое, в рассоле, сушеное или копченое;
рыба и ракообразные, моллюски и прочие водные беспозвоночные;
молоко и молочная продукция;
овощи, съедобные корнеплоды и клубнеплоды;
колбасы и аналогичные продукты из мяса, мясных субпродуктов или крови, готовые пищевые продукты, изготовленные на их основе;
готовые продукты, включая сыры и творог на основе растительных жиров;
пищевые продукты (молокосодержащие, на основе растительных жиров).
Спустя немногим менее года действие санкций было продлено еще на год, до 5 августа 2016-го. Список остался почти без изменений, но, как заявил премьер-министр РФ Дмитрий Медведев, его могут пересмотреть в зависимости от политического «поведения» руководства Евросоюза.
Изъять и уничтожить!
Стоит отметить, что страны, попавшие под санкции, на протяжении года старательно обходили запреты, поставляя свою продукцию через границы дружественных государств России. Неделя за неделей в российских СМИ активно освещалась информация о выявлении на границе продуктов с поддельными сертификатами, обнаружении «санкционных» продуктов в магазинах, штрафах и так далее.
Лишь к концу первого года работы в условиях продуктового эмбарго был найден рецепт, как остановить ввоз в Россию запрещенных продуктов. Изымать и уничтожать. Порядок уничтожения сельскохозяйственной продукции, запрещенной для ввоза в страну, правительство РФ утвердило в конце июля. А спустя несколько дней стало ясно, что уничтожать «запретные плоды» будут не только на границе, но и внутри страны.
Не прошло и недели, как стало известно о новых правилах, и глава Россельхознадзора Сергей Данкверт сообщил: «Нелегитимный ввоз сейчас сократился уже в десять раз. Мы в постоянном контакте с границей. Сегодня в Брянск, Псков, Смоленск сократились поставки. Казахстан сократил тоже в 10 раз».
«Санкционные» продукты, согласно документу, начали уничтожать с 6 августа. По указу президента РФ Владимира Путина это будет делаться любым способом, не наносящим вред окружающей среде.
В Челябинской области уже нашли место, где будет происходить уничтожение санкционных продуктов, – на площадке в Увельском районе. Как сообщили в челябинской таможне, с начала года на территорию Южного Урала поступило около 330 тонн продукции, попадающей под санкции.
Запреты раскрыли глаза
За год с момента введения санкций Южный Урал столкнулся с определенными сложностями. Основной плюс, который видит от введения продуктового эмбарго заместитель министра сельского хозяйства Челябинской области Александр Раевский, – это то, что оно дало толчок развитию тех производств, которые у нас в стране не развивались, потому что были иностранные аналоги этой продукции.
«Эмбарго позволило, с одной стороны, увидеть те места, где регион и страна в целом недостаточно внимания уделяли производству, соответственно, были направлены усилия на развитие этих сегментов, – сообщил Александр Раевский. – С другой стороны, такие традиционно сильные для Челябинской области отрасли сельского хозяйства, как птицеводство, производство яйца, макаронных изделий, получили мощный толчок для выпуска собственной продукции и ее реализации в том числе за пределами области и страны».
К примеру, сумела использовать санкции для того, чтобы расширить собственное производство, компания «Ариант». «За год производство мясных продуктов «Ариант» увеличилось на 20-30 процентов, и мы продолжаем усиленно наращивать выпуск как готовой, так и сырой продукции, – рассказал генеральный директор ООО «Агрохолдинг «Ариант» Андрей Аксенов. – У нас используются перерабатывающие агрегаты премиум-класса, экологически чистое сырье, лучшие рецепты продукта, самые современные технологии – все это позволяет успешно замещать европейскую продукцию и выходить на широкие рынки сбыта».
Для дальнейшего увеличения производства «Ариант», по словам Аксенова, возводит новый большой цех обвалки мощностью 200 тонн сырого мяса в день. Готовится к запуску еще одна производственная площадка на Копейском шоссе. На старте два масштабных проекта – строительство агропромышленных комплексов в Свердловской и Кемеровской областях. После их запуска Уральский и Сибирский регионы будут полностью обеспечены собственным мясом и мясными изделиями и перестанут зависеть от импорта этой нужной населению продукции.
«Тем временем продолжаем держать курс на развитие импортозамещения, ищем новых партнеров, в том числе и зарубежных, – дополняет Аксенов. – К примеру, «Ариант» начнет направлять на рынок КНР субпродукты – свиные ножки, уши, желудки, гузенки – из всех этих недооцененных в России продуктов в Китае делают деликатесы».
В этом же направлении работает и агрокомплекс «Чурилово», и «Увелка», и множество иных южноуральских компаний.
«Производство в агрокомплексе «Чурилово» в полной мере направлено на замещение иностранной сельскохозяйственной продукции, – отметила генеральный директор ООО «Агрокомплекс Чурилово» Алла Лебедь. – Наше предприятие развивается и наращивает объемы производства. При этом акцент делается на высокое качество производимых овощей и зелени и самые современные технологии. Уверены, что введенные санкции не должны становиться инструментом наполнения отечественного рынка некачественными товарами».
Пробудили патриотические чувства
Участники продуктового рынка также отмечают положительные моменты от действия законопроекта, разрушившего устоявшуюся «пищевую цепочку».
«Мы видим плюсы вообще для государства российского, не только для нашей компании, – говорит президент и собственник объединения «Союзпищепром» Александр Берестов. – Чтобы поднять российского производителя, нужно дать ему возможность больше развивать свое производство и по количеству, и по качеству. Но крайне сложно развивать там, где покупают не твое, а чужое. А к нам в страну везут очень большие объемы продовольствия. У нас спрашивают: так почему же покупают чужое, а не наше? Сейчас так и есть, но спустя время с удовольствием будут покупать наше. И вовсе не потому, что больше нечего купить».
Александр Берестов напомнил, что когда везли в Россию 60 процентов от общего объема потребления «окорочков Буша», то российский птицепром весь был банкротом. Сейчас наш птицепром работает великолепно. «Этот тот самый пример, как можно уничтожить собственного производителя или поддержать его и развить, – считает он. – Пока мы будем покупать турецкие помидоры, огурцы и прочие иностранные продукты, наш производитель не поднимется. Ему нужно дать возможность и время – от двух до пяти лет, чтобы он смог сделать теплицы, освоить плантации, отладить технологии, подобрать персонал. Но пока все рынки заполнены иностранной продукцией, это сделать невозможно: главное на рынке – не произвести, а продать».
Именно с этой целью – поддержать отечественного производителя, сократить в продуктовых сетях процент заграничных товаров – и принимаются в последнее время различные государственные решения по указу президента, уверен Берестов.
Вместе с тем у объединения «Союзпищепром» прямых серьезных западных оппонентов нет, считает его владелец.
«Я совсем не веду разговор о нашей компании, – продолжает Александр Берестов. – Наш ассортимент пищевой бакалейной продукции достаточно самостоятелен на российском рынке. Мы 20 процентов производимого объема продаем в Челябинске и области, остальные 80 везем за пределы нашего региона – по всей России, в страны СНГ и дальнего зарубежья. Именно поэтому нас сильно не касаются сложности, которые есть у других производителей: мы уже встали на ноги. А многим другим компаниям сделать это только предстоит».
Придали ускорение развитию
На некоторых отраслях Южного Урала сказалось больше не эмбарго, а кризис, который настиг страну после его введения, считают эксперты Chel.ru.
«Конечно, введение продуктовых санкций мы расценивали прежде всего как возможность активного развития российских компаний, но получилось все не совсем так и совсем не сразу, – комментирует генеральный директор кондитерской фабрики «Звезды Севера» Олег Мнушко. – Производители Челябинской области – в основном те, кто выпускает свой товар из сырья, поставляемого в наш регион. Это сахар, мука и прочие ингредиенты. Конечно, мы ждали, что все будет хорошо, но возникли сложности. «Добил» нас декабрь, когда из-за скачка валюты спекулянты сразу взвинтили цены на сырье в два раза. И местные перерабатывающие компании, причем не только кондитеры, попали в очень нехорошую ситуацию».
Множество производителей той осенью и в начале зимы были вынуждены приостановить свою деятельность, другие и вовсе закрылись. В их числе мясоперерабатывающее предприятие «Добрые традиции» (бывший мясокомбинат «Синклос»), специализировавшееся на производстве колбас, консервов, сыров и молочной продукции по бюджетным ценам.
Ситуация, по словам Мнушко, начала налаживаться только в марте, когда цены на сырье стали возвращаться в нормальное русло.
«Но, попав в непростую ситуацию, следствием которой стали санкции, наше предприятие пересмотрело внутреннюю политику, – делится Олег Мнушко. – Я привлек дополнительно специалистов в торговый отдел, они за пару месяцев увеличили клиентскую базу в три раза, параллельно пошли в рост продажи и, разумеется, объемы производства. Конечно, июнь–июль в кондитерке традиционно считается сезоном спада, но в августе по закону природы все начинают накапливать жир к зиме – мишки, птички, рыбки, люди... В общем, с середины августа мы ждем активного наращивания товарооборота и продаж, значительно превышающих прошлогодние. Единственная острая проблема у нас осталась – бесконтрольность работы спекулянтов на сырье».
Главный минус – рост цен
Кстати, именно рост цен на сырье респонденты называют основным злом, которое подарили нам санкции. Замену же попавшим под запрет продуктам удалось найти довольно быстро.
«Плюсов от эмбарго отметить не могу, – говорит управляющая рестораном «Сайгон» Мария Таушканова. – Что касается минусов, то это заметное повышение стоимости продуктов. А поскольку нашу продуктовую линейку продуктовые санкции не коснулись, не пришлось и поставщиков менять, как многим иным компаниям сферы общепита. В общем, все стабильно, все нормально, только цены выросли».
«На ресторанной сфере санкции прежде всего отразились удорожанием продуктов, напитков и алкоголя, – отметил генеральный директор группы компаний «Рестостар» Олег Иванов. – Дополнил это рост курса валюты. Глобально на ассортименте продуктов и ингредиентов для работы ресторанов ГК «Рестостар» эмбарго не отразилось, потому что меню в наших заведениях адаптировано к отечественному рынку, и львиная доля используемых продуктов – отечественного производства».
По тем продуктам, что попали под запрет, просто была подыскана замена, отметили эксперты. «Лосось был норвежский, сейчас чилийский – он немного хуже по вкусу, но уже все привыкли, – рассказал Олег Иванов. – Исключать из меню ничего не пришлось. Просто пересмотрели некоторые блюда по составу ингредиентов. А плюсы... Утерли нос американцам правильной политикой президента».
Между тем замминистра сельского хозяйства отметил, что несколько ведомств стало строго отслеживать ценовую политику в том числе сетевых магазинов, и само внимание надзорных ведомств к политике ценообразования позволило весьма в приемлемых рамках удержать эти цены.
«На сегодня могу констатировать, что по ряду позиций по сравнению с августом прошлого года у нас идет не удорожание, а удешевление продукции, – указал Александр Раевский. – Это показатель того, что экономика не просто адаптировалась к введенным санкциям, но и отреагировала на них достаточно оптимистично».
Что даровали санкции Челябинской области? Комментарий Александра Раевского – в материале телеканала 74.ru.
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com, видео Аликбек Юсупов, монтаж Аликбек Юсупов