Экономика Челябинскому бизнесу не хватает мозгов

Челябинскому бизнесу не хватает мозгов

Работодателям Южного Урала не хватает эффективных управленцев, способных улучшать бизнес-процессы в кризисное время. При этом востребованные специалисты нередко уезжают в другие регионы, а переманивать топ-менеджеров в Челябинск и область тоже не всегда получается. Основное препятствие, по мнению экспертов, – зарплаты ниже, чем в Москве, Санкт-Петербурге или даже соседнем Екатеринбурге. Сказывается и имидж региона, его экологические проблемы.

Спрос на «улучшателей»

Специалисты по кадрам отмечают, что сегодня на рынке широко востребованы управленцы, которые способны принимать правильные и эффективные решения в сложных ситуациях, грамотно использовать ограниченные ресурсы и повышать экономические показатели. «Бизнесу региона нужны так называемые «улучшатели» – профессионалы, которые могут оптимизировать бизнес-процессы, принести компании экономический эффект, быстро реагировать на изменения», – считает директор агентства «Бизнес и кадры» Людмила Соколова.

В первую очередь, по словам Соколовой, в области достаточно много компаний ищут коммерческих директоров, директоров по маркетингу и других ключевых топ-менеджеров. При этом в пределах региона найти подходящих специалистов удается далеко не всегда. «Одна из основных трудностей заключается в том, что предложения компаний далеко не всегда соответствуют их запросам, – говорит директор агентства «Бизнес и кадры». – Запросы достаточно высокие, и в кризис они только выросли. При этом уровень заработных плат топ-менеджеров в Челябинске ниже, чем в Екатеринбурге, не говоря уже о Москве и Санкт-Петербурге».

По словам Людмилы Соколовой, средняя зарплата директора по маркетингу в сегменте среднего бизнеса в Челябинске составляет 120 тысяч рублей, и профессионалы высокого уровня за эти деньги работать не хотят. В Москве ежемесячные заработки на аналогичной должности варьируются от 200 тысяч до 600 тысяч рублей. При этом топ-менеджеры достаточно легко соглашаются работать в других регионах. «Они более мобильны, чем менеджеры среднего звена, потому что для них менее важна разница в стоимости жилья, – говорит эксперт. – К тому же, как правило, компании, приглашая к себе руководящего сотрудника из другого региона, жилье ему оплачивают».

В крупном бизнесе, отмечает Соколова, ситуация несколько иная: у таких предприятий больше ресурсов, и они могут сделать специалистам вполне достойные предложения. Что касается среднего бизнеса, то ему чаще удается переманивать из других регионов не руководителей, а специалистов узкого профиля – технологов, инженеров и так далее. «Часто бывает так, что той или иной компании нужен специалист, имеющий узкие специфические знания и опыт работы, – говорит Людмила Соколова. – Например, компания закупила определенное оборудование или осваивает выпуск какой-то новой продукции. В этом случае она ищет специалистов в других регионах».

О том, что предприятия Челябинской области остро нуждаются в грамотных управленцах, говорит и председатель совета Челябинского регионального отделения «Опоры России» Артем Артемьев. «В непростой экономической ситуации компании стремятся усилить управленческие команды, – отметил он. – Кризис – как лакмусовая бумажка для специалистов, он показывает, насколько человек готов принимать быстрые и правильные решения, реагировать на меняющуюся обстановку, новые рыночные условия».

В первую очередь, по словам Артема Артемьева, компаниям региона требуются управленцы, которые обеспечивают поступление денег, делают более эффективными экономические процессы – коммерческие и финансовые директора. При этом эксперт соглашается с тем, что жилищная проблема на этом уровне не актуальна. Однако он отметил, что люди с высоким достатком достаточно требовательны к имиджу региона, его экологии, и здесь Челябинск проигрывает многим другим миллионникам. «Если человеку придется выбирать между Челябинском и Краснодаром, то велика вероятность, что он выберет Краснодар – из-за климата, имиджа региона и экологической ситуации», – сказал Артемьев.

Кадровая диспропорция

Председатель регионального отделения «Опоры России» добавил также, что на рынке труда сложилась кадровая диспропорция: торговля серьезно просела, многие в этом сегменте сворачивают или сокращают бизнес, в то время как производство относительно стабильно и по-прежнему нуждается в специалистах. «Спрос есть не только на управленцев, он существует на всех уровнях, – говорит Артемьев. – Нужны и мастера, и рабочие. При этом люди из торговли не особенно активно переходят в производство, поскольку это совсем другая работа, к тому же, часто работодателям требуются сотрудники с опытом и квалификацией».

Интерес к специалистам разного уровня с достойной квалификацией подтверждают и сами участники рынка. «Мы заинтересованы в высококвалифицированных кадрах – рабочих, инженерах, управленцах, – говорит директор по персоналу компании «КОНАР» Елена Серебрякова. – Сейчас для нас особенно актуальны вакансии технологов, конструкторов, технических специалистов и операторов станков с ЧПУ. Потребность в таких компетенциях у нас чрезвычайно высока, поскольку компания приобретает современное дорогостоящее оборудование, в том числе уникальное для российского машиностроения. Поэтому задача найти квалифицированных специалистов с соответствующими знаниями, навыками и опытом достаточно сложна. Для ее решения мы максимально задействуем весь существующий арсенал инструментов – услуги рекрутинговых агентств, специализированные сайты, социальные сети, средства наружной рекламы и многое другое. Кроме того, потребности в новых компетенциях мы обеспечиваем благодаря программе обучения новых и переобучения уже существующих на предприятии специалистов».

Ротация как способ сохранить профессионалов

Несколько проще дела обстоят в федеральных компаниях, особенно в таких мобильных, с кадровой точки зрения, отраслях, как телекоммуникации. «Крупные операторы связи не так остро ощущают проблемы недостатка кадров в том или ином регионе, – говорит территориальный управляющий кластера «Билайн» в Екатеринбурге (объединяет Свердловскую и Челябинскую области) Владимир Данилов. – У всех компаний в нашей отрасли отработана система ротации как топ-менеджеров, так и специалистов среднего звена. Мы это делали до кризиса и продолжаем делать сейчас. Если в каком-то регионе возникает потребность в новых специалистах определенного профиля, их привлекают с других территорий. Кстати, компании обеспечивают сотрудников жильем».

При этом федеральные компании, в частности, те же телеком-операторы, проводят оптимизацию управленческого аппарата. Они переходят от трехуровневой системы (головной офис – макрорегион – региональный филиал) к двухуровневой, уменьшая роль представительств в субъектах в принятии стратегических решений. Оптимизируется и технический персонал: сотовые компании сейчас передают свою инфраструктуру в обслуживание сторонним специализированным компаниям или поставщикам оборудования, к которым часто уходят и бывшие специалисты компаний-операторов.

Сократят, но не всех

Всего в 2016 году южноуральские работодатели планируют высвободить более четырех тысяч вакансий. Об этом на пресс-конференции 10 марта сообщила заместитель начальника главного управления по труду и занятости Челябинской области Вера Трофимова, отметив, что речь идет о заявленных объемах сокращений, которые могут сильно отличаться от реальных.

«Как правило, реальное количество попавших под сокращение работников намного ниже, чем заявленное, – отметила Вера Трофимова. – Можно предположить, что разница будет примерно в два раза. С другой стороны, не все увольнения проходят как сокращения: работодатели часто договариваются с сотрудниками, и те уходят по собственному желанию. Такие случаи в нашу статистику не входят».

Среди проблемных предприятий представитель ГУ по труду и занятости региона назвала «ЧТЗ-Уралтрак», «Уральскую кузницу», Кичигинский ГОК, Челябинский автоматно-механический завод, автозавод «Урал» и ряд других работодателей.

При этом чиновники наблюдают явно положительную динамику по сокращениям по сравнению с прошлым годом. Тогда заявленный объем составлял около 10 тысяч человек.

Вера Трофимова также отметила, что помимо уволенных из-за сокращений сотрудников нужно учитывать тех, кто переходит на неполный рабочий день или неделю с сокращением зарплат. Таковых, по данным ведомства, от девяти до десяти тысяч человек.

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
108
ТОП 5
Мнение
«Сначала всё убить, а потом передать»: эксперт в сфере ЖКХ — о том, почему за канализацию заплатят сами горожане
Никита Алешкин
представитель Ассоциации управляющих компаний
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления