16 октября среда
СЕЙЧАС +5°С

Проблемное ОСАГО: объясняем на пальцах

Поделиться

В Челябинской области снова накаляется ситуация с ОСАГО. Автомобилисты жалуются на очереди и невозможность быстро оформить полис. Автолюбитель из Златоуста Дмитрий Татьяноха рассказал, что на протяжении недели не может застраховаться. «В одной компании я увидел очереди, в другой сообщили о необходимости докупить страховку жизни, в третьей сказали ехать за страховкой в филиал в Челябинске, а в четвертой вообще агент предложила положить на счет в банке пять тысяч рублей, и тогда полис я куплю без проблем», – возмущается автолюбитель.

Сайт 74.ru решил ответить на девять самых распространенных вопросов, касающихся оформления «автогражданки» на Южном Урале.

Есть ли сложности с покупкой полисов?

Проблемы с ОСАГО в регионе наблюдаются уже несколько лет. Пиком был 2014 год, когда страховщики стали массово отказывать в продаже полисов и навязывать допуслуги. Как сообщила начальник отдела защиты прав потребителей регионального Роспотребнадзора Ольга Степанова, за год было зафиксировано 438 жалоб на действия страховых компаний. Тогда же 18 компаний обвинили в сговоре. В 2015 году их было уже 78. Неудивительно: именно в этот год были повышены тарифы на ОСАГО, как, впрочем, и лимиты выплат «по железу» и жизни. В первом полугодии 2016 года Роспотребнадзор зафиксировал 60 обращений (отметим, что жалобы принимает еще и ЦБ), половина из которых связана с проблемами при заключении договоров ОСАГО. Ситуация хоть и сгладилась, но кардинально не поменялась – высокая стоимость полисов породила липовое ОСАГО. Страховые компании снова начали уходить с рынка, появился дефицит полисов, очереди. И страховщики, несмотря на рост сборов, продолжают говорить о высокой убыточности ОСАГО в регионе из-за широкого распространения «черных» автоюристов и мошенников.

В итоге Челябинскую область и еще пять регионов нарекли «токсичными» и вплотную занялись доступностью ОСАГО в регионе. Как признаются страховщики, предпринятые меры, кое-где даже принудительные со стороны властей, помогают, но без системных изменений вряд ли окончательно решат проблему ОСАГО.

Почему выстраиваются очереди?

Дефицита полисов в регионе нет, сообщают в региональном УФАС. Как пояснила и.о. руководителя УФАС в Челябинской области Наталья Сапрыкина, ведомство проводило соответствующую проверку. Очереди наблюдаются только в «Южурал-Аско» и «Росгосстрахе». Отметим, что эти две компании имеют самую большую долю рынка в регионе. По словам президента Союза страховщиков «Урало-Сибирское соглашение», генерального директора «Южурал-Аско» Аркадия Любавина, уход с рынка страховщиков увеличил долю компании на рынке ОСАГО с трети до 55%. «Мы вывесили везде информацию о страховых компаниях, где можно купить полис. Пожалуйста, если не хотите стоять в очереди, идите в другую компанию, – пояснил Аркадий Любавин, добавив, что талоны – это вынужденная мера для того, чтобы регламентировать продажи. «Мы не можем продавать без остановки. Иначе к середине месяца у нас не будет свободных бланков, поскольку есть определенная квота по их количеству», – рассказал эксперт.

Наталья Сапрыкина добавила, что в этом году было оставлено 44 жалобы на «Южурал-Аско», которые касались введения талонной системы. Однако действующему законодательству это не противоречит.

Где еще можно купить полис?

Другие страховщики удивляются: у них такого ажиотажа нет. Директор филиала в г. Челябинске в страховой компании ЗАО «МАКС» Ринат Валеев рассказывает, что автовладельцы сами не идут к другим страховщикам, стоят в очередях, ругаются, но не уходят. «Позвонил мне знакомый, жутко недоволен, что приходится в “Аско” стоять. Я ему говорю, чтобы приходил ко мне, у нас и бланки есть, и народу нет. А он мне заявил, что у него там скидка, – возмущается Ринат Валеев. – На все мои пояснения о том, что “скидка” – это коэффициент бонус-малус, который действует во всех компаниях, он отмахнулся».

Да, такая реакция автовладельцев понятна – не так давно страховые компании по-разному (законно и не очень) препятствовали своим продажам. Однако этим летом РСА фактически принудил страховые компании увеличивать продажи в Челябинской области. Как пояснил исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, страховщики сейчас за счет доходов в других регионах нарастили продажи на Южном Урале. Со 2 августа в регионе запущен «Единый агент РСА». По данным ассоциации, через него в проблемных регионах в среднем продается 500 полисов в день. В качестве агентов выступает 16 компаний, они реализуют полисы 50 страховщиков.

«Единый агент» работает следующим образом: те страховщики, которые имеют офисы в регионе, помимо собственных полисов продают ОСАГО других компаний. Делают это не все офисы, а лишь определенные точки. То есть если в таком отделении у страховщика закончились собственные бланки или автовладельцу не принципиально, где страховаться, компания методом случайного отбора по номеру ПТС выбирает другого страховщика. За возмещением при такой продаже обращаться нужно в компанию, чей полис куплен. Если в регионе нет офиса компании, то в ту компанию, с которой у страховщика заключен агентский договор. Список будет выдаваться вместе с полисом. Напомним, по закону компании, продающие ОСАГО, обязаны иметь представителя во всех регионах.

По словам Аркадия Любавина, уже на этой неделе офисы «Южурал-Аско» в Магнитогорске, Копейске, Коркино, Еманжелинске, Южноуральске, Миассе, Чебаркуле, Златоусте и Сатке – всего с Челябинском 17 точек – будут работать в качестве «Единого агента». Еще 14, по его словам, запустили другие страховые компании. «Со второго августа нами продано 46 полисов других компаний, в июле-августе – почти 200 по отдельным договорам в других регионах», – рассказал Аркадий Любавин, поясняя, что темп продаж возрастает, так как устранены некоторые технические проблемы.

В конце августа РСА опубликует перечень точек продаж страховых компаний, которые выступают в качестве «Единого агента». К системе «Единого агента» присоединились: ООО «Абсолют Страхование», ООО «СФ “Адонис“», ОАО «АльфаСтрахование», ООО «Страховая компания “Ангара“», АО СК «Армеец», ООО СГ «АСКО», АО СК «Астро-Волга», ОАО СК «БАСК», АО «Боровицкое страховое общество», ООО СК «ВЕКТОР, ООО СО «ВЕРНА», САО «ВСК», ПАО «СК ГАЙДЕ», ООО СК «Геворстрах», ООО «Страховая Компания “Гелиос“», ООО СО «Геополис», АО «ГУТА-Страхование», ООО СК «ДАЛЬАКФЕС», ЗАО «Страховая компания “Двадцать первый век“», ООО РСО «ЕВРОИНС», ПАО «Железнодорожная страховая компания “ЖАСКО“», ПАО «ЖАСКО», ООО «Зетта Страхование», СПАО «Ингосстрах», АО «ИНТАЧ СТРАХОВАНИЕ», АО «Либерти Страхование», ЗАО «МАКС», ООО СК «Мегарусс-Д», ЗАО СК «Мед-Гарант», САО «Медэкспресс», ООО СК «Московия», ООО МСК «СТРАЖ», САО «Надежда», ОАО «НАСКО», ООО «НСГ-РОСЭНЕРГО», АО «ОСК», АО «СКО», АО СК «ПАРИ», ООО СК «Паритет-СК», ООО «ПСА», АО СК «Подмосковье», АО «Страховая Компания “ПОЛИС-ГАРАНТ“», ООО «ПРОМИНСТРАХ», АО СК «РЕГИОНГАРАНТ», ООО «Группа Ренессанс Страхование», СПАО «РЕСО-Гарантия», ПАО СК «Росгосстрах», ООО СК «СЕРВИСРЕЗЕРВ», ООО «Страховая компания “СДС“», ЗАО СК «Сибирский спас», АО «СОГАЗ», ООО СК «Согласие», ОАО «Страховая группа “Спасские ворота“», АО РСК «Стерх», АО «Страховая бизнес группа», ООО «Страховое общество “Сургутнефтегаз“», АО «СО “Талисман“», АО «Тинькофф Страхование», ПАО СГ «ХОСКА», ООО «ЦСО», АО СК «Чулпан», ООО ЛСО «Шанс», ПАО САК «ЭНЕРГОГАРАНТ», ОАО СК «ЭНИ», САО «ЭРГО», АО ГСК «Югория», ООО СК «ЮЖУРАЛ-АСКО», АО «ЮЖУРАЛЖАСО», АО «Страховое Общество “ЯКОРЬ“».

Что делать, если навязывают допуслуги?

Проблема с навязыванием дополнительных услуг была особенно актуальна в прошлом году. В этом, по данным УФАС, массовых жалоб нет. Как отмечают эксперты, обязать в довесок к ОСАГО покупать другие продукты страховые компании не могут по закону. Необоснованный отказ в продаже полиса и навязывание дополнительных услуг влечет за собой административную ответственность и высокие штрафы. «Не нужно путать навязывание с кросс-продажами, агент может только предложить застраховать, например, ребенка, если он едет на отдых», – рассказывает директор челябинского филиала «Согаз» Ирина Савчук.

Так как договор ОСАГО является публичным, отказать в его заключении страховая компания не может. Если это происходит – требуйте письменный отказ.

Страховщики напомнили, что сейчас действует «период охлаждения», когда человек может отказаться от страховки и вернуть деньги. РСА еще в осенью 2015 года внесли эту меру в правила профессиональной деятельности союза. А с 1 июня эта система утверждена на уровне Банка России и носит более широкий характер, касаясь не только ОСАГО, но и других видов страхования.

Автовладелец может легко отказаться от навязанной услуги в течение пяти рабочих дней, написав заявление в страховую компанию, и, если страховых случаев не происходило, компания вернет полную стоимость полиса. Если страховщик отказывается это делать, можно смело идти жаловаться в Банк России. Главное, чтобы жалобы выглядели больше, чем «крик души». Как добавила Ольга Степанова, лучшим доказательством навязывания станет видео- или аудиозапись, по которым можно идентифицировать компанию, место и факт. Можно привлечь свидетелей. Имея эти доказательства, можно идти жаловаться в Роспотребнадзор, Банк России, УФАС и прокуратуру.

Могут ли отправить за полисом из области в Челябинск?

Лицензия ОСАГО не предполагает требования, что полисы обязуются продавать каждый сотрудник и обособленное подразделение страховой компании. Страховщик сам определяет, какие подразделения имеют право продавать те или иные полисы, в зависимости от необходимой квалификации сотрудников. «Кроме того, в связи с убыточностью ОСАГО, ряд действующих федеральных страховщиков предпочел либо совсем уйти с рынка ОСАГО, либо сократить розничную сеть и закрыть офисы продаж в районах области, оставив офисы только в крупных городах», – поясняет начальник отдела автотранспортного страхования филиала компании РОСГОССТРАХ в Челябинской области Анна Безганс. Поэтому, если автовладельца отправляют за полисом в Челябинск, то нарушения в этом нет. В таком случае лучше поискать другую страховую компанию или, как теперь возможно, обратиться в точки продаж, работающие через «Единого агента».

Стоит отметить, что при продаже полиса страховая компания вправе провести осмотр автомобиля. «Для объективной оценки состояния принимаемого на страхование ТС, а также идентификации номерных агрегатов осмотру подлежат чистые автомобили при хорошем освещении. Данное требование проговаривается клиенту до организации самого осмотра», – пояснила Анна Безганс.

Скидку за безаварийность можно получить только в своей страховой?

Коэффициент бонус-малус (КБМ), или скидка за безаварийную езду, всегда применяется при расчете стоимости ОСАГО. Независимо от того, в какой страховой компании он оформляется. Данные о водителе и автомобиле проверяются через базу РСА. Действительно, некоторые сбои в системе были, но сейчас все более-менее устаканилось. Если есть какие-либо сомнения в корректности начисления КБМ, проверить его можно на сайте РСА. Напомним, максимальная скидка на полис составляет 50% – за десять лет безаварийной езды. Более того, с 1 декабря 2015 года работает упрощенный порядок обращения водителей при их несогласии с примененным значением КБМ. В соответствии с ним страховая компания при получении соответствующего заявления от автовладельца проверяет его КБМ в АИС РСА и в случае разночтения страховщик применяет то значение, которое имеется в базе РСА.

Почему в разных страховых разная цена ОСАГО?

В прошлом году в Челябинской области был повышен территориальный коэффициент с 2 до 2,1, базовый тариф ОСАГО вырос на 40%, а тарифный коридор, в котором страховщики вольны устанавливать цену полиса, расширился до 20% (было 5%). Разница в стоимости полиса объясняется именно тарифным коридором – кто-то продает по верхней границе, кто-то – по нижней. Однако, по ощущениям, большая часть страховщиков в регионе выбрала максимально высокий тариф. Плюс разночтения могут крыться в корректности начисления КБМ. Как их устранить, мы писали выше.

Можно ли купить полис через Интернет?

Возможность оформлять полисы ОСАГО через Интернет у южноуральцев есть. Но по факту у большей части страховых компаний этот сервис не работает. С 1 января 2017 года страховщики будут обязаны обеспечить безотказность технологических и операционных средств, которые используются для заключения договоров ОСАГО в круглосуточном режиме.

Кто виноват, и что делать?

По словам страховщиков, виной всему высокая убыточность ОСАГО, причина которой в расцвете мошенничества и деятельности «черных» автоюристов. По словам Аркадия Любавина, в первом полугодии страховщики в области собрали премий на 1,3 млрд рублей, а выплатили – 1,2 млрд рублей. И почти половина выплат – по суду.

«Черные» автоюристы навязывают свои услуги по спорам с компаниями еще до обращения потерпевшего в ДТП в страховую. «Такие услуги предлагаются прямо у ГИБДД. Имеются случаи, когда автоюристы приехали на место аварии в форме сотрудников ГИБДД! Это доказано», – рассказывает глава «Южурал-Аско». Автоюристы перекупают право требования выплаты у пострадавших, а дальше взыскивают ее со страховой. Как рассказывали страховщики, как правило, юристы специально затягивают сроки, чтобы потом по суду взыскать еще и моральный ущерб. В итоге сумма, которую взыскивают со страховой, большая, но автомобилист получает только небольшую ее часть, остальное за услуги забирают автоюристы.

Безусловно, причины не доверять страховым в вопросе расчета выплат у южноуральских автомобилистов есть. И они это признают, однако добавляют, что сейчас, с принятием Единой методики оценки ущерба, вопрос с занижением выплат уже не стоит. «Жители Челябинска сегодня платят больше, чем все другие регионы за ОСАГО из-за мошенников, – рассказывает Евгений Уфимцев. – Мы по факту заставляем страховщиков продавать ОСАГО в “токсичных” городах за счет доходности в других регионах». За лето, по его словам, десять страховых компаний сдали лицензию на ОСАГО. Нужно понимать, что у страховщиков есть веские причины считать ОСАГО проблемным видом страхования: это бизнес, и раз компания отказывается от живых денег, значит, все на самом деле критично.

Главная претензия страховщиков к правоохранительным органам – в регионе практически не возбуждаются уголовные дела по страховому мошенничеству. Если эта практика изменится, проблема с доступностью ОСАГО на Южном Урале будет решена, считают они. «В противном случае территориальный коэффициент могут повысить еще больше», – уверен Евгений Уфимцев.

Как действовать, если заканчивается полис ОСАГО

  1. Озаботиться покупкой полиса заранее – не за день-два, а минимум за месяц. В этом случае при навязывании, отказах и очередях будет время для маневра.
  2. Если вам без разницы, где страховать гражданскую ответственность, то лучше воспользоваться «Единым агентом РСА». То есть обратиться в одну из точек продаж (список будет опубликован позднее), и по номеру ПТС случайным образом вам будет выбрана СК. Это избавит от очередей в самых популярных компаниях. Напоминаем, количество полисов, которые реализует компания, ограничено долей рынка, которую она занимает.
  3. Если вы хотите купить полис определенной страховой компании:
    • вариант первый – оформить страховку в общем порядке в день обращения. В зависимости от компании может быть очередь;
    • вариант второй – написать письменное заявление о своем желании застраховать автомобиль в данной страховой (образец в офисе или на сайте РСА), отправить его по почте письмом с уведомлением или лично (заявление в 2 экз. с пометкой о принятии) с копиями необходимых документов в страховую. Компания рассмотрит заявление в срок не больше 30 дней (на практике 10-14 дней), назначит дату осмотра автомобиля. С этим актом в порядке живой очереди можно оформить полис. Страховщики говорят, что это дольше прямого обращения, однако документ даст гарантию, что автомобиль застрахуют. В случае отказа он поможет на суде.
  4. Предлагать дополнительные услуги будут все равно: будь это страховка от клеща, перевод в другой НПФ или оформление вклада. Главное помнить, что вы точно имеете право отказаться, а если «заболтают», то в течение пяти дней воспользоваться «периодом охлаждения» и вернуть свои деньги.
  5. Записывайте на видео или аудио разговор с менеджером, если опасаетесь, что возникнут проблемы с покупкой полиса.

ТЕКСТ

оцените материал

    Поделиться

    Поделиться

    Увидели опечатку?
    Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
    Интересная личность
    25 авг 2016 в 22:05

    Зря на автоюристов так волну гонят. Скажем спасибо тем, кто принял единый каталог рса по автозапчастям. Самый яркий пример- стукнули автомобиль, приезжаем на оценку и нам в офисе показывают- вот, смотрите, средняя цена на бампер 37 500. В каталоге рса этот же бампер, покрашенный в цвет, стоит 3750. Не удивляйтесь, что люди бегут к автоюристам. Бизнес страхования никогда не был и не будет убыточным. А такая ситуация со страховщиками, когда каждый недоволен каждым, будет ровно до тех пор, пока не отрегулируют механизм выплат, когда это будут не копеечные подачки с последующим обращением к автоюристу ( который вытрясет сумму на порядок выше), а деньги, на которые ДЕЙСТВИТЕЛЬНО можно будет отремонтировать автомобиль (но меньше, чем выплата по суду).

    26 авг 2016 в 00:10

    Почему же глава АСКО не говорит о том, что и его дочернее предприятие-Автопартнер, с кем у них заключен договор на обслуживание, также работает в ГИБДД, сопровождает и "помогает" людям пойти в "правильную" независимую компанию...независимую ко всем остальным, кроме ЮжуралАСКО,которым выгодно иметь такое соглашение и говорить о том,что они насчитают хорошо...хорошо-это больше,чем Южурал АСКО,но меньше,чем люди реально должны получать.
    И таких "независимых" несколько.
    Платите по методике и вопросов стоять не будет. Откуда же тогда взяться разнице из-за которой люди с вами судятся?

    25 авг 2016 в 18:53

    Нет такого понятия ЧЕРНЫЙ ЮРИСТ (негр с конституцией) , а есть такое понятие как белый страховщик РОСГОССТРАХА!
    Оба жуликоватые