Экономика Челябинский аэропорт: не уступим Европе?

Челябинский аэропорт: не уступим Европе?

В начале этого года мне довелось вылетать за границу в первый раз из аэропорта Екатеринбурга. И первый раз мне было жаль вылетать не из Челябинска. Почему? Ведь ни для кого не секрет, что соседнее Кольцово гораздо комфортабельнее...

В начале этого года мне довелось вылетать за границу в первый раз из аэропорта Екатеринбурга. И первый раз мне было жаль вылетать не из Челябинска. Почему? Ведь ни для кого не секрет, что соседнее Кольцово гораздо комфортабельнее нашего Баландино. Между тем за последний год устами челябинских чиновников и руководства челябинского авиапредприятия сказано очень много о преображении нашего аэропорта. К тому же к Новому году планировалось завершить реконструкцию международного сектора. В этом материале мы расскажем обо всех изменениях, которые ожидают челябинский аэропорт в ближайшем и далеком будущем. А те, кому посчастливится вылетать из Баландино, смогут сравнить, насколько приблизились друг к другу слова и дело.

Инфраструктура комфорта

Действительно, в последний год авиапредприятием реализовано несколько проектов по модернизации аэропорта. «Год назад губернатором Челябинской области было дано поручение по реконструкции аэропорта, увеличению количества международных и российских рейсов, но и вообще об изменении отношения к аэропорту, – комментирует вице-губернатор Челябинской области Юрий Клепов. – Был разработан бизнес-план. Первым направлением этого плана значилась реконструкция аэропорта, вторым – привлечение новых авиаперевозчиков».

По словам генерального директора ОАО «Челябинское авиапредприятие» Владимира Реунова, реализация первого направления началась с незначительных, казалось бы, проектов. К примеру, открытие нового бизнес-зала площадью в 140 квадратных метров. «Мы делали это, чтобы раскрыть зону ожидания пассажиров внутренних воздушных линий, увеличивая ее площадь», – поясняет господин Реунов. После этого в течение трех месяцев был реализован проект по расширению зала внутренних воздушных линий с 300 до 700 квадратных метров. Полезная площадь накопителя увеличилась со 150 до 550 метров.

В 2011 году начались работы по реконструкции международного сектора, который вызывал самое большое количество нареканий от пассажиров. «Максимальная вместимость международного сектора была рассчитана на 160 пассажиров, это строение 1964 года, тогда большего и не требовалось, – поясняет заместитель генерального директора по производству ОАО «Челябинское авиапредприятие» Сергей Андреев. – Поэтому поставили задачу максимально расширить эту площадь путем оптимизации имеющегося пространства. В результате площадь международного сектора была увеличена с 300 квадратных метров до 680. Теперь он может вместить не 160, а уже до 350 пассажиров. Международные рейсы связаны с прохождением паспортного и таможенного контроля. Поэтому в аэропорту появился «зеленый коридор». Также было принято решение приобрести пять дополнительных кабин паспортного контроля. Раньше на прилете и вылете работало по три кабины, сейчас будет шесть кабин на прилете и пять на вылете».

Кроме этого, площадь магазина дьюти фри в международном секторе увеличена в два раза, появилась зона кафе и вип-зал. «Если говорить о перспективах, то сейчас специалисты делают проект пристроя нового модуля к международному сектору в сторону перрона, – отмечает Сергей Андреев. – Этот модуль увеличит площадь накопителя еще на 400 квадратов».

В 2011 году также проведена реконструкция мест стоянок воздушных судов. Благодаря этому челябинский аэропорт может принимать такие типы воздушных судов, как «Боинг-777» с загрузкой 360 человек. «Более того, мы готовимся к приему грузовых самолетов «Боинг-747» с транзитной посадкой с целью дозаправки, – добавляет Владимир Реунов. – В конце сентября 2011 года на эту стоянку мы принимали ИЛ-96 с президентом РФ».

Но самым значимым проектом челябинского аэропорта в 2011 году как по затратам, так и по объему работ стало строительство топливно-заправочного комплекса (ТЗК). Стоимость проекта – 150 миллионов рублей. «Основная жалоба авиакомпаний, которые обслуживаются в нашем аэропорту, – очень высокая стоимость заправки на имеющемся ТЗК, примерно на 20-30% выше, чем в московском авиаузле, – говорит Владимир Реунов. – Это связано с монопольным положением «ЛУКОЙЛА».

Год назад я проводил переговоры с руководством компании «ЛУКОЙЛ» в Москве, но не достиг с ними понимания относительно того, что нужно вместе работать по привлечению новых авиакомпаний. Давайте сделаем прибыль с оборота? Мне было сказано, что это не интересно, так как есть сетевые договора с авиакомпаниями. Если они не будут заправляться в Челябинске, значит будут приобретать топливо в Москве у того же «ЛУКОЙЛА». Поэтому в нашем аэропорту авиакомпании практически не заправлялись. А львиная доля затрат авиакомпаний – около 30-40% – это топливо. Поэтому для расширения географии полетов очень важно, чтобы перевозчики имели возможность заправляться у нас по той стоимости же, что и в Москве, или ниже».

По словам Владимира Реунова, как только проект по строительству ТЗК прошел экспертизу, «ЛУКОЙЛ» вышел на переговоры с авиакомпаниями и сравнял цены до уровня московского авиаузла. «Сейчас стоимость топлива по контракту с крупными авиакомпаниями у нас такая же, как в Москве, – проясняет он. – Но топливный кризис в московском авиаузле осенью 2011 года привел к тому, что авиакомпании прилетали в Челябинск и под завязку заправляли самолеты здесь. Руководитель «Лукойл Аэро» мне тогда сказал, что объемы заправки у него выросли в шесть раз. Непонятно, почему они не снизили цену раньше».

Таким образом, в 2011 году в реконструкцию и развитие челябинского аэропорта было вложено около 200 миллионов рублей. «Отмечу, что в 2009 году бюджет предприятия составлял 420 миллионов рублей дохода, из которых 400 миллионов – расходная часть, – уточняет Владимир Реунов. – Прибыль – 20 миллионов, на эти деньги ничего не построишь. Кроме того, расходы были сокращены за счет невыплаты надбавок и премий в кризисный год. Аэропорт был на грани точки безубыточности, все, что он зарабатывал, тратилось на эксплуатационное содержание, заработную плату. В 2010 году доход предприятия составил 520 миллионов рублей. В 2011 году мы вышли на цифру в 690 миллионов». В 2012 году гендиректор ЧАПа надеется по основной операционной деятельности предприятия достигнуть 850 миллионов рублей. «А если брать новый ТЗК, то бюджет предприятия превысит миллиард рублей, – предполагает собеседник. – Мы готовимся к более серьезным инвестиционным проектам. Собственник видит перспективу развития этого аэропорта».

Широкий разлет

«В 2011 году в челябинском аэропорту резко увеличилось количество рейсов», – отмечает Юрий Клепов. Действительно, в копилке ЧАПа появилось несколько новых географических точек. Были введены рейсы в Иркутск, Пхукет, Барселону, Римини, Родос, Гоа. Велась работа по направлению на Эйлат. Специалисты из Израиля в конце 2011 года провели осмотр аэропорта и выдали заключение о начале полетов.

«Благодаря депутатам Заксобрания, которые провели работу с Единым тарифным органом, правительство Челябинской области смогло взять на субсидирование открытие новых международных рейсов, – напоминает Владимир Реунов. – Это прецедент для России. До этого максимум, что брали на себя руководители объектов федерации, – субсидии региональных перевозок. Когда весной этого года программа субсидий только начинала обсуждаться, она вызывала больше скепсиса. Но, тем не менее, с 17 октября 2011 года эти рейсы полетели за рубеж». Отметим, убытки первого года эксплуатации до конца 2012 года будут разделены между перевозчиком, правительством области и аэропортом. Аэропорт согласовал с ФАС программу льгот и скидок для привлечения авиакомпаний.

«Стратегическим партнером в этом направлении для нас стала авиакомпания «Уральские авиалинии», – говорит Юрий Клепов. – Они открыли рейсы на Дубаи, Харбин и Вену. Правительство области осуществляет дотации на период раскрутки рейсов на Харбин и Вену. При этом Харбин уже перешел точку безубыточности». А чтобы раскрутить Вену, на два месяца «Уральские авиалинии» запустили интересные тарифы.

«Мы очень довольны динамикой развития этих рейсов, – уточняет начальник службы продаж международных перевозок авиакомпании «Уральские авиалинии» Марианна Галагура. – У нас предлагаются сквозные тарифы из Челябинска до практически любой точки Европы». Госпожа Галагура также пояснила, что как минимум 10% пассажиров венского рейса – это люди, которые летят в Челябинск из Германии, Австрии и Венгрии. «Мы отмечаем большой интерес к этим рейсам немецких агентов, а также китайских операторов, которые заинтересованы в том, чтобы везти к нам туристов», – добавляет она.

В настоящее время челябинский аэропорт вынашивает проект по расширению географии полетов за счет рынка региональных перевозок. «Он уже обсуждался с руководством одной из четырех крупнейших в России региональных авиакомпаний», – говорит Владимир Реунов. Речь идет как о межрегиональных перевозках, так и о полетах внутри региона, например, в Магнитогорск. Предполагается, что на этом направлении будет стоять два ежедневных рейса: утренний и вечерний. Что касается межрегиональных перевозок, рассматриваются такие направления, как Костанай, Омск, Тюмень, Нижневартовск, Сургут, Уфа, Самара. «Данная программа принципиально важна региону для восстановления позиций нашего аэропорта, создания в городе-миллионнике авиаузла такого уровня, который мог бы конкурировать не только с самыми лучшими российскими, но и самыми лучшими международными аэропортами», – уточняет Владимир Реунов.

В плане развития международных направлений на следующий год запланировано открытие рейсов на Ташкент, Баку, Ларнаку, Бургас, Барселону, Минск, Прагу. «Мы к летнему сезону готовим расширение географии полетов из Челябинска, – отмечает Марианна Галагура. – Два-четыре новых направления мы откроем. Решение еще не принято, но думаю, что это будет одно из болгарских направлений, скорее всего, Бургас. Думаем об Испании, рейсе в Ларнаку и Ираклион. В ближайшее время будет запущен регулярный рейс Челябинск–Душанбе».

После первого миллиона

В настоящее время аэропорт вынашивает грандиозные планы на будущее. Уже в этом году, как только позволят погодные условия, начнется комплексная реконструкция фасадов здания аэровокзала. Остальное будет зависеть от пассажиропотока. Так, в 2009 году он составил 580 тысяч человек, в 2010 году – 664 тысячи человек, в 2011 году – не менее 830 тысяч человек. В 2012 году ЧАП ожидает преодоление отметки в один миллион пассажиров. «Начиная с полутора миллионов пассажиров, возможно, в 2014 году, мы приступим к проекту проработки и строительства нового аэровокзального комплекса, – надеется Владимир Реунов. – Ранее это делать нецелесообразно экономически, так как инвестора не найти, а собственных операционных средств недостаточно».

Что касается глобальной реконструкции, на это предусмотрена федеральная целевая программа. «Ожидается, что в период с 2016-го по 2020-й годы аэропорт Челябинска получит субсидии от правительства РФ в размере 2,3 млрд рублей, – рассчитывает наш собеседник. – На эти деньги будет расширен перрон. Параллельно мы можем вести строительство нового здания аэровокзала. Первоначально это здание международного сектора с телескопическими трапами, подготовкой мест стоянок для подруливания воздушных судов к зданию аэровокзала. После можно приступать к сносу старой инфраструктуры и строительству аэровокзального комплекса внутренних воздушных линий. Реализация всего проекта в два этапа может потребовать времени с 2015-го по 2017-й годы».

Наряду с аэровокзальным комплексом в следующем году в порядок будет приводиться и другая инфраструктура. Запланирована реконструкция гостиницы, которая находится рядом с аэропортом. Акционеры ОАО «Челябинское авиапредприятие» уже приняли решение, что в следующем году начнется строительство грузового терминала класса «А» с соблюдением самых высоких международных требований, чтобы завести в Челябинск программу транзитных грузовых рейсов крупнейших авиакомпаний.

Между тем огромная проблема, с которой сейчас приходится сталкиваться руководству челябинского аэропорта, – это подбор профессиональных кадров. «К примеру, с июня 2011 года я работаю без финансового директора, – отмечает Владимир Реунов. – Не найти здесь на рынке труда финансового директора надлежащего уровня и квалификации. Квалифицированный персонал удается удерживать с большим трудом. Год назад, заступая на должность гендиректора, я пообещал кадровому составу в случае достижения определенных результатов повышение заработной платы, чего не было с мая 2008 года. В этом году мы провели повышение в среднем на 15%. Будем и в дальнейшим таким образом удерживать коллектив».

Фото: Фото с сайта Aeroport-74.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления