Экономика Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда России: «Каждый человек должен сам решать, по силам ли ему отсрочить выход на пенсию»

Антон Дроздов, председатель правления Пенсионного фонда России: «Каждый человек должен сам решать, по силам ли ему отсрочить выход на пенсию»

В конце прошлого года был принят давно ожидаемый закон о порядке финансирования выплат за счет средств пенсионных накоплений. Реформирование пенсионной сферы продолжится, и законодателям предстоит ответить на главные вопросы: как разносить убытки по пенсионным счетам в кризисные годы, как сократить список граждан, имеющих право на досрочный выход на пенсию, поднимать ли планку пенсионного возраста и какая ставка страховых взносов способна ликвидировать дыру в бюджете Пенсионного фонда. О важнейших изменениях пенсионного законодательства рассказывает председатель правления Пенсионного фонда России Антон Дроздов.

– Антон Викторович, каковы, на ваш взгляд, важнейшие итоги пенсионной реформы, которая длится уже около десяти лет?

– К 2002 году назрела острая необходимость проведения пенсионной реформы: пенсии в стране были маленькие, рассчитывались еще по советской формуле – по размеру заработка за последние два года либо за пять лет непрерывного стажа. Бюджет страны был дефицитным, и индексация пенсий производилась крайне скупо – инфляция росла гораздо более быстрыми темпами. В итоге пенсия россиян была, скажем так, одинаково невысокая. Поэтому при проведении пенсионной реформы правительство страны определило несколько важнейших направлений: повышение реального размера пенсий и преодоление негативных факторов, связанных с демографической ситуацией в стране. В результате реформы была изменена структура пенсии, по-иному стали производить расчет пенсионных прав: в пенсии появились базовая, страховая, накопительная часть. Страховые взносы, которые уплачиваются во время всего трудового стажа гражданина, и формируют его пенсионный капитал – таким образом, есть четкая связь между официальным заработком и размером пенсии. А когда человек достигает пенсионного возраста, накопленная сумма делится на количество лет, которое, исходя из статистических данных, жители России находятся на пенсии.

При переходе от старой системы расчетов была произведена конвертация пенсионных прав. Естественно, для того, чтобы в тех реалиях государство продолжало выполнять социальные обязанности, необходимо было применять понижающие коэффициенты – это позволило привести пенсионные права к общему знаменателю и уместиться в имеющуюся сумму. Но, тем не менее, была произведена некоторая дифференциация для жителей северных регионов и льготников. И если сразу после конвертации размер пенсий был достаточно скромным – менее тысячи рублей в среднем по стране, то важным изменением стало то, что в дальнейшем была закреплена ежегодная индексация пенсий. Таким образом, был закреплен механизм постоянного повышения пенсионных выплат – и с 2002 года пенсии выросли практически в десять раз.

– Как рассчитывается ежегодный прирост пенсий и почему индексация происходит именно в феврале и в апреле?

– Мы с Минфином постоянно ведем дискуссию о том, действительно ли необходимо проводить две индексации пенсий в год. В законодательстве есть норма о том, что если инфляция за квартал или за полугодие превышает 6%, то индексация пенсий производится в течение года, а если этот показатель не превышен, то индексация за прошлый год производится 1 февраля следующего года. А 1 апреля происходит еще одна индексация – на индекс роста заработных плат в стране, но не выше доходов Пенсионного фонда, полученных по итогам года. В 2011 году рост уровня заработных плат не превысил инфляцию, поэтому индексация производилась только один раз, 1 февраля. На 2012 год вновь заложено проведение индексации пенсий – на 9,6%: с 1 февраля – 7% и 1 апреля – 2,4%, как и в 2013 году – на 8,7% (6% и 2,5%), в 2014 году – на 9% (5,5% и 3,3%).

В 2008–2009 годах пенсии индексировались ускоренными темпами – на 30% и на 26% соответственно. Это было необходимо для того, чтобы приблизить базовую часть к прожиточному минимуму. А сейчас мы уже вошли в плановую индексацию и пересматриваем размер пенсий только по мере роста заработных плат и прожиточного минимума. И если в 2008 году средний размер пенсии в стране составлял 4900 рублей, то к 2011 году он значительно увеличился и достиг почти 9000 рублей. Согласно утвержденному бюджету Пенсионного фонда на ближайшие три года, к 2014 году трудовая пенсия составит около 11 800 рублей, а социальная пенсия – более 7000 рублей.

– Для оценки уровня обеспеченности пенсионеров в стране принято использовать такой показатель, как коэффициент замещения пенсией утраченного заработка. Каков сейчас этот показатель и как он изменился за последние годы?

– Стоит отметить, что в России это значение стало учитываться в качестве ключевого показателя совсем недавно. Сегодня коэффициент замещения пенсией утраченного заработка составляет примерно 38% – в европейских странах он находится на уровне 40%, и мы стремимся к этой планке. Это, конечно, очень усредненный показатель. В методологии расчета пенсий в России есть много особенностей – к примеру, с пенсий не выплачиваются налоги, работник не вносит взносы сам за себя и ряд других, которые приняты в западных странах. С учетом этих особенностей коэффициент замещения в реальности выше.

Разумеется, для тех пенсионеров, которые зарабатывали трудовой стаж в советское время, рассчитать коэффициент замещения не представляется возможным, и применяется иная норма – размер пенсий должен быть равен двум-трем прожиточным минимумам в стране. И первые шаги уже сделаны – законодательно введена гарантия о том, что пенсия не может быть ниже прожиточного минимума в регионе.

Особенностью России является то, что около 70% жителей получают зарплату ниже средней по стране (23 тысячи рублей). Мы в первую очередь исходили из убеждения, что обеспечить страховую защиту нужно тем, кто имеет низкую зарплату, а у граждан с высоким уровнем достатка есть другие возможности по увеличению собственной пенсии. Пенсионная система настроена на большинство, поэтому и было введено ограничение по верхней планке заработной платы, которая принимается для расчета пенсии.

– Антон Викторович, не секрет, что в бюджете Пенсионного фонда – огромная дыра, которая ежегодно закрывается трансфертами из федерального бюджета. За счет чего будет обеспечен дальнейший рост пенсий, если ситуация в мировой экономике резко ухудшится?

– В ноябре Госдума утвердила закон о бюджете Пенсионного фонда на 2012 год и плановый период на 2013–2014 годы. В этом период бюджет, как и прежде, останется профицитным с учетом суммы пенсионных накоплений, которые не направляются на текущие выплаты, а инвестируются. Сбалансированность бюджета планируется обеспечить за счет трансфертов из федерального бюджета, размер которых, к слову, не слишком заметно растет от года к году. На данном этапе это управляемый дефицит, и все пенсионные выплаты обеспечены средствами. Тем не менее постоянно ведутся разговоры о том, что дефицит великоват и необходимо предпринять меры, которые бы позволили его несколько снизить. Президент уже дал задание, не увеличивая нагрузку на бизнес и не снижая уровень пенсионного обеспечения населения, сбалансировать бюджет и снизить его зависимость от федеральных трансфертов.

Полностью избавиться от дефицита невозможно, в советское время накоплено слишком много проблем – это и нестраховые периоды, и значительное количество категорий льготников. Но сделать дефицит оптимальным и управляемым, добиться того, чтобы в ближайшие годы он плавно снижался – вполне достижимая цель. И если сейчас правительство примет взвешенное решение по досрочным и льготным пенсиям, по накопительной системе и тарифам страховых взносов для бизнеса, это позволит стабилизировать ситуацию.

Представители некоторых оппозиционных партий в Госдуме вертят цифрами – как конструктор, собирают из бюджета Пенсионного фонда только отдельные статьи, и получается ужасающая картина. Это политические игры. Нужно оценивать денежные потоки в совокупности. Я не считаю, что сейчас сложилась критическая ситуация. Да, в абсолютном выражении дефицит Пенсионного фонда растет примерно на 200 миллиардов рублей в год, но в относительном – снижается. У нас есть статистические расчеты вплоть до 2050 года – там тоже не все хорошо, но тенденции известны. Караула нет – ни с точки зрения демографии, ни с точки зрения финансовой обеспеченности пенсионных выплат. Есть спокойное и плавное развитие. А дефицит в один триллион рублей – это цена льгот и того, что в последние годы пенсия хотя бы приблизилась к уровню прожиточного минимума.

– То есть вы ожидаете, что в ближайшие годы список профессий, представители которых имеют право на досрочный выход на пенсию, может быть пересмотрен?

– Это очень сложный вопрос. Как показала жизнь, любая попытка ревизии досрочных пенсий заканчивается увеличением списка. Ряд стран бывшего Советского Союза – например Прибалтика – волевым решением ликвидировал все подчистую во время перехода от социализма к капитализму. А Россия, богатая и гуманная страна, оставила все, как есть. Момент, когда можно было ликвидировать досрочный выход на пенсию для работников вредных и опасных производств, представителей отдельных профессий и жителей северных территорий, что называется, уже упущен – может быть, и правильно.

И единственный возможный выход из сложившейся ситуации, как мне видится, – это не заниматься пересмотром льгот, а найти для них отдельный источник финансирования. И по этому пути мы идем. Необходимо установить дифференцированный страховой тариф для каждого льготного места – чтобы предприятия уплачивали повышенные взносы за тех работников, которые выйдут на пенсию ранее установленного срока. Конечно, это изменения не на ближайшую перспективу – хорошо, если их удастся реализовать в течение пятнадцати лет. В том случае, если размер страховых взносов возрастет, предприятия поймут, что не нужно держать тысячу рабочих мест, аттестовывая их как вредные или опасные, конкуририруя на рынке рабочей силы за счет льгот. Гораздо выгоднее провести модернизацию производства, установить новое оборудование – так будет лучше и для работников, и для самого предприятия, и для всей экономики страны.

– Антон Викторович, споры о необходимости накопительного элемента ведутся уже на протяжении десятка лет. С какой целью произошло это разделение?

– На этот счет было два соображения: во-первых, необходимо иметь какой-то запас на случай, если возникнет демографическая яма, которая прогнозировалась на середину тридцатых годов. Пенсионные накопления не расходуются на текущие выплаты пенсий, а откладываются и инвестируются, это некий резерв, адресно распределенный на каждого конкретного человека.

И второй момент – экономике любой страны для развития необходимы длинные деньги. Суммарный объем пенсионных накоплений уже достиг 1,6 триллиона рублей – это серьезные средства, которые, к тому же, понадобятся не скоро, так как горизонт инвестирования составляет несколько десятилетий. Разумеется, ни один банк не готов предоставить кредиты на таких условиях. Так что если с умом использовать пенсионные накопления – не «проесть», а направить в крупные проекты под надежную гарантию и с условием получения определенного дохода, это послужит стимулом для развития экономики, расширит налогооблагаемую базу, будет способствовать росту заработных плат в стране. И могу сказать, что с точки зрения расширения возможностей по размещению портфеля государственной управляющей компании есть серьезные подвижки – так, в 2009 году было разрешено приобретать за счет средств пенсионных накоплений облигации инфраструктурных объектов, ипотечные бумаги с высокими рейтингами.

– В конце прошлого года был принят давно ожидаемый закон о выплате средств пенсионных накоплений. Почему так долго откладывалось принятие закона, и какие проблемы остались нерешенными?

– Одно дело – придумать механизм, и совсем другое – запустить его. В процессе реализации пенсионной реформы возник ряд сложностей. На протяжении последних двух лет происходили достаточно напряженные споры, и было принято решение обеспечить выполнение хотя бы главной, первоочередной задачи – выплаты пенсионных накоплений, для чего потребовалось внести небольшие поправки в виде единовременных и срочных выплат, а решение глобальных вопросов перенести на более поздний срок.

Лиц, которые достигли пенсионного возраста и получили право на выплату пенсионных накоплений, – пока единицы. А в 2012 году их будет уже несколько миллионов – до четырех, по приблизительным подсчетам, хотя основная часть граждан, имеющих право на получение пенсионных накоплений, выйдет на пенсию после 2023 года. Так что закон принимался в ускоренном режиме и подоспел как раз вовремя.

Уже в этом году, с июля, мы начнем принимать заявления на выплату накопительной части. Закон имеет обратную силу и распространяется на правоотношения, которые возникли в 2002 году – все, кто с этого времени получил право на назначение пенсии – а это в первую очередь те, кто имели льготы по сроку выхода на пенсию, а также пенсионеры, которые участвовали в государственной программе софинансирования пенсий, – могут подать заявление на выплату пенсии с учетом пенсионных накоплений.

Стоит отметить, что в новом законе предусмотрены три варианта выплаты: те, у кого накопительная часть по факту составляет менее 5% трудовой пенсии, получат единовременную выплату – в среднем около 5000 рублей. Для тех, кто направил в накопительную часть пенсии либо свои средства в рамках программы софинансирования, либо средства материнского капитала, вправе получить ее в виде срочной выплаты в течение десяти лет и более, после того как назначена трудовая пенсия. Для остальных категорий пенсия по-прежнему останется бессрочной. При этом наследники смогут получить невостребованные средства.

Как показывает опыт целого ряда стран, собирать страховые взносы просто, а когда доходит до выплат, начинаются огромные трудности: необходимо по каждому человеку оценить размер пенсионных прав, высчитать доход от ежегодного инвестирования средств, разнести по счетам. И на этом сложности не заканчиваются – хорошо, если выплата единовременная, выплатили – и списали с баланса, а если это срочная или бессрочная выплата, мы обязаны перевести ее в отдельный портфель, каждый год пересчитывать и учитывать, и выплачивать, выплачивать, выплачивать...

– Для срочных выплат в новом законе предусмотрен десятилетний срок, хотя изначально шла речь о пяти годах. Может быть, было бы правильнее предоставить гражданам возможность самостоятельно определять срок выплат?

– Средний период нахождения на пенсии в России составляет 18 лет – именно этот срок директивно установлен для расчета размера пенсии. При этом с учетом последних статистических расчетов этот срок уже превышает 20 лет. Коэффициент с каждым годом немного увеличивается, чтобы через несколько лет плавно приблизиться к актуарным расчетам. Срок срочной выплаты, который закреплен в новом законе, в два раза ниже. Во-вторых, введена норма, которая позволяет в случае смерти гражданина получить остатки его пенсии правопреемникам. Пять лет, на мой взгляд – это совсем мало, это уже не срочная пенсия, а какое-то пособие, единоразовая выплата.

– Разговоры о неизбежности повышения планки пенсионного возраста то разгораются, то затихают с завидной регулярностью. Какова ваша позиция на этот счет?

– Я придерживаюсь мнения, что необходимо идти по пути не повышения пенсионного возраста, а стимулирования продолжения трудовой деятельности людей, которые уже достигли пенсионного возраста. Допустим, если при трудовом стаже в 30 лет человек уже достиг пенсионного возраста, но продолжает трудиться, можно увеличить размер базовой части пенсии и изменить подсчет страховой части за счет изменения коэффициента, на который делится пенсионный капитал. Швеция уже идет по этому пути – власти страны используют мощные финансовые рычаги, чтобы стимулировать граждан к более позднему выходу на пенсию. Учитывая, что продолжительность жизни мужчин в нашей стране в среднем на 10 лет меньше, чем у женщин, было бы оправданно создать гибкую систему стимулирования позднего выхода на пенсию. Хотя пока россияне не достигают минимального срока нахождения на пенсии: во всем мире принято считать, что 18 лет – это оптимальный срок, а в России мужчины находятся на пенсии менее 14 лет.

В странах, которые пошли по пути повышения пенсионного возраста, это не решило проблемы растущего дефицита пенсионной системы. Во-первых, необходимого количества рабочих мест для пожилых людей просто нет. Как известно, коммерческие фирмы неохотно принимают пожилых сотрудников, потому что с возрастом работоспособность, конечно, снижается, так что работники пенсионного возраста имеют возможность устроиться только в государственный и бюджетный сектор. Очевидно, что среди людей старшего возраста с каждым годом растет число тех, кто по медицинским показаниям не может полноценно работать, поскольку страдают серьезными хроническими заболеваниями. Да и сами граждане не склонны продлить свой трудовой стаж еще на несколько лет. Так, в Германии после того, как подняли планку пенсионного возраста, люди стали просто оставлять работу, хотя это существенно влияет на размер пенсии. Они решили, что свое уже отработали, и планируют в старости жить на собственные накопления, доход от бизнеса или сдачи жилья внаем.

Конечно, 55 лет для женщин – не возраст, сейчас в России работает каждый третий пенсионер. Но каждый человек должен сам для себя решать – насколько ему по силам отсрочить выход на пенсию еще на пару лет.

Фото: Фото с сайта Pfrf.ru
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления