Экономика Деньги – в железо: россияне спасаются от кризиса

Деньги – в железо: россияне спасаются от кризиса

Высокие цены, запредельные ставки по кредитам и снижение реальных доходов отобьют у россиян желание приобрести новый автомобиль в этом году. Те, у кого была наличность, совершили покупку еще в декабре по старым ценам, спасаясь от девальвации. Какие автомобили предпочитают покупать россияне и что спасет рынок от падения – в материале ChelFin.ru.

Успеть за 30 дней

Падает экономика – падает и авторынок. В 2014 году было продано 2,34 миллиона легковых и легких коммерческих авто, то есть на 10,2% меньше, чем годом ранее, подсчитали эксперты компании PwC. Ситуацию, по мнению экспертов, спас декабрь, когда россияне массово скупали автомобили – за месяц было продано 270 тыс. автомобилей. «В условиях резкого падения курса национальной валюты автомобили стали средством вложения свободных средств. Учитывая, что цены на автомобили разные марки поднимали постепенно, в декабре 2014 года покупатели успели приобрести автомобили по старым ценам, которые еще оставались на складах у дилеров», – комментирует старший вице-президент, директор департамента автобизнеса ВТБ24 Алексей Токарев, добавляя, что покупали в основном за наличные. За счет этого, по данным Forex Club, декабрьский бум продаж поднял рынок на 2,4%. Но уже в январе он снова обвалился на 24,4% г/г. Сильнее всего «просели» импортные автомобили – падение продаж на 20% против 15% для отечественных марок и 2% для иномарок российской сборки.

В 2014 году было продано 2,34 млн автомобилей. По данным компании «АвтоСпецЦентр», самыми продаваемыми стали Lada (16,2% рынка), KIA (8,4%), Hyundai (8,1%). Повысился спрос на Mazda, Nissan, Mitsubishi и Infinity.

Продажи автомобилей падают уже два года, продолжает Алексей Токарев, снижение спроса началось еще в марте 2013 года. В прошлом году, по словам старшего аналитика ГК Forex Club Алены Афанасьевой, ситуацию усугубил ряд факторов, и даже меры по повышению спроса населения, предпринятые правительством, не принесли желаемого результата. Во-первых, с 1 января 2014 года отечественных автопроизводителей наравне с иностранными обязали уплачивать утилизационный сбор, размер которого в зависимости от объема двигателя составляет для новых легковушек 17,2 – 110 тыс. руб. «Это означает, что даже модели экономкласса, наиболее востребованные в кризисные времена, могли подорожать на эту сумму без учета фактора девальвации. Автокомпании должны были потерять порядка 118,9 млрд руб.», – уверена Алена Афанасьева. Долгое время основным драйвером роста были автокредиты, продажи которых в прошлом году, по данным ВТБ24, упали на 35% по объему и на 40% по количеству.

Если кредит – то на дорогую машину

Доля автомобилей, приобретаемых в кредит, за 2014 год снизилась до 28%, по данным ВТБ24. НБКИ подсчитало, что она достигла 40,5%, а выдача автокредитов без учета Сбербанка уменьшилась всего на 22,3%. «В 2014 году автокредитование демонстрирует один из самых высоких показателей снижения темпов», – указывает генеральный директор Национального бюро кредитных историй Александр Викулин. По его мнению, это связано с более строгим отбором новых заемщиков со стороны банков, свой вклад вносит и волатильность на финансовом рынке, особенно проявившаяся в конце года.

По данным Frank Research Group на 1 января 2015 года, лидер рынка автокредитования по доле – группа «Сбербанк» (8,9% «Сетелем» и 6,8% Сбербанк), за ней следуют ВТБ24 (12,7%), «Русфинанс Банк» (9,1%), «ЮниКредит» (8,9%). В топ-10 вошли также Росбанк, «Тойота банк», Райффайзенбанк, «Кредит Европа Банк» и «Фольксваген Банк РУС».

Спрос и дальше будет падать, уверены эксперты. «Это вызвано в первую очередь ростом ставок по кредитам (в том числе и по автокредитам), а также реальным снижением доходов населения вследствие обесценивания рубля. В текущих обстоятельствах на повседневные траты людям требуется больше денег. В результате этого доля средств, которые они готовы направить на платежи по кредитным обязательствам, значительно сократилась», – поясняет Алексей Токарев. При этом, по его наблюдениям, растет средний размер автокредита: в условиях сохранения среднего первоначального взноса повышение примерно равно уровню роста цен на автомобили. «Вместе с этим можно отметить рост предпочтений в пользу автомобилей-внедорожников и иномарок более высокого класса. Кстати, премиальный сегмент проседает не так быстро, как бюджетный: при появлении новых моделей спрос на них оживляется.

«Клиенты "Сетелем" предпочитают приобретать в кредит новые автомобили. Мы связываем это с наличием у банка специальных программ кредитования, созданных совместно с автопроизводителями. Средняя стоимость автомобиля за 2014 год выросла и приблизилась к 1 миллиону рублей, что в свою очередь повлияло и на увеличение суммы кредита», – начальник отдела развития кредитных продуктов автокредитования Департамента развития бизнеса ООО «Сетелем Банк» Наиль Ягудин.

Рассчитать стоимость автокредита на новый и подержанный автомобиль можно с помощью калькулятора на сайте ChelFin.ru.

В среднем ставки по автокредитам начинаются от 16%. При этом, как сообщает РБК, ряд банков иностранных производителей также повысил ставки, отказавшись от скидки от автокомпании. MMC Bank Rus, банк Mitsubishi, предлагает занять у него 1 млн рублей под 19,9% на два года и с первоначальным взносом 15%. Столько же, но со взносом 20%, составляет ставка у банка Toyota. Nissan на тех же условиях кредитует под 22,5%, Renault – под 23,9%, Mercedes – под 24,5%. Тогда как универсальные банки, среди которых ВТБ24, готовы предоставить 1 млн рублей на покупку автомобиля под 16,5%. Русфинанс Банк и дочерняя структура Сбербанка Cetelem – под 26% и 24,5% соответственно.

Государство, вмешайся!

Падение спроса на авто продолжится, если государство не предпримет мер. «Определенны попытки уже предприняты. Во-первых, программа утилизации и trade-in будет продлена в 2015 году на тех же условиях, то есть можно ожидать, что еще 170 тыс. автомобилей будет реализовано за первое полугодие», – поясняет Алена Афанасьева. Кроме того, ведется разговор об отмене утилизационного сбора для авто экологического класса евро-4 и евро-5, которые были произведены в России. Эксперты заявляют, что «поднять» автопром можно стимулируя автокредитование, к примеру запустив программы субсидирования ставок. «Положительный опыт предыдущих государственных программ мог бы стать основной для введения новых инструментов, направленных на восстановление отрасли в целях улучшения всей российской экономики», – уверен исполнительный директор аналитического агентства «АВТОСТАТ» Серегей Удалов.

«Рынок автокредитования во многом зависит от действий участников автомобильного рынка: автопроизводителей и дилеров – от наличия автомобилей и их стоимости; государственных мер, направленных на поддержание рынка автомобилей: продления программы утилизации и программы льготного кредитования; стоимости страховых услуг и т.д. Сейчас сложно прогнозировать, но мы смотрим на рынок с оптимизмом», – комментирует Наиль Ягудин.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления