Экономика Кто поможет безработным челябинцам

Кто поможет безработным челябинцам

На рынке труда Челябинской области сложилась непростая ситуация: идет сокращение рабочих мест, предприятия малого бизнеса закрываются или заменяют людей техникой. Какие программы по поддержке населения предоставляются безработным, каких сотрудников и на какую зарплату готовы принимать компании и много ли горожан уходят в свой бизнес – эти и другие вопросы обсудили в Законодательном собрании Челябинской области участники круглого стола «Как остаться востребованным на рынке труда».

Число безработных пойдет на спад

В феврале 2016 года губернатор области Борис Дубровский поручил правительству сформировать предложение по наиболее эффективным и оптимальным мерам управления господдержки, которые будут востребованы населением и предприятиями региона, и отметил, что помощь людям, находящимся в тяжелой ситуации, – одна из главных задач областного руководства.

«Проблема безработицы – это общая проблема: и работника, и работодателя, и руководства страны, – говорит заместитель руководителя регионального исполнительного комитета партии «Единая Россия», начальник отдела агитационно-пропагандистской работы Марина Дымова. – Очень важно сейчас выработать посыл к жителям города и области, как действовать в ситуации, если ты оказался без работы, как быть готовым к этому, в том числе на психологическом уровне. У нас десятилетиями существовал некий образ успешного человека, который после вуза вступает в должность и 10-15 лет работает на одном месте, лишая себя и карьерного, и психологического роста. И, оказавшись без работы, такой человек психологически совершенно не готов к тому, чтобы пойти учиться и искать себя дальше. Поэтому безработица – проблема многоликая, и решать ее с одной стороны просто невозможно».

Как отметил начальник Главного управления по труду и занятости населения Челябинской области Владислав Смирнов, социальная адаптация на рынке труда особенно важна для людей, не имеющих реального опыта собственного трудоустройства. В их число входят выпускники, граждане, не работавшие длительное время или работавшие без изменения своего рабочего места.

«Особенно остро это чувствовалось по прошлым кризисам 2009 и 2011 года, когда на учет вставали граждане, длительное время отработавшие на предприятии, – говорит Владислав Смирнов. – Также социальные навыки часто теряют молодые мамы, отбывшие в декрете. Им необходимы комплексные меры поддержки: как пройти собеседование, как составить резюме, как грамотно презентовать себя работодателю».

Вторая проблема – это высвобождение средневозрастных и старших составов кадров. Главной губкой, которая впитала в себя суперкритичную ситуацию 1991 года, был сектор торговли и услуг, и та система занятости, которая была характерна для Челябинской области в советский период, просто перевернулась.

«Сегодня ситуация не настолько острая, произошла лишь вынужденная реакция бизнес-структур, – говорит Владислав Смирнов. – Главная проблема заключается в том, что у нас мало вакансий, а те, что есть, сразу же уходят в оборот. Около 1000 человек в неделю сегодня реально трудоустраиваются через службу занятости. В первом полугодии 2016 года мы использовали весь свой бюджет на профобучение».

Стоит отметить, что коэффициент трудоустройства людей, прошедших обучение, очень высокий – более 80%. По словам Смирнова, сегодня региону необходимо создавать максимальное количество временных рабочих мест, чтобы люди имели возможность зарабатывать.

«Я уверен, что ситуация в 2016 году улучшится, – говорит Владислав Смирнов. – Основная оптимизация штатов уже позади, и пиковых моментов, связанных с массовым высвобождением людей, мы не ждем».

Работников заменили техникой

Несмотря на то что в целом 2016 год оценивается экспертами как год медленного выхода из кризиса, острую проблему по-прежнему будут испытывать специалисты производства в связи с модернизацией предприятий.

«В сфере занятости не будет резкого рывка, – говорит Владислав Смирнов. – Число безработных медленно росло в прошедшие два года, а сейчас постепенно пошло вниз. Проблема в том, что крупные предприятия еще в 2009 году оптимизировали численность, но после кризиса не перешли в фазу наращивания персонала. Кроме того, многие предприятия взяли крупные кредиты под модернизацию, а это означает очень серьезное высвобождение кадров. Речь идет о том, что мы берем огромные составы устаревших рабочих мест и просто от них отказываемся, закупая новое оборудование».

С точки зрения экономики данный подход вполне оправдан, ведь экономика – это вопрос производительности труда. Однако работники при этом остаются не у дел.

«Любой экономист скажет, что рост зарплат в нашей стране явно превышает рост производительности труда, – говорит Владислав Смирнов. – Производительность труда у нас не превышает 2-3% в год, хотя этот показатель должен быть в пределах 5-7%. И именно замена оборудования на более технологичное позволяет отказаться от персонала. Бизнесу невыгодно набирать молодежь, и речь даже не о подготовке кадров. Когда мы говорим об уникальном высокотехнологичном оборудовании, несерьезно думать, что в Америке, Германии или России в ПТУ будет стоять многофункциональный обрабатывающий центр ценником от миллиона долларов и выше».

Что касается «белых воротничков», то к ним компании предъявляют слишком жесткие требования, отмечает директор рекрутингового агентства «Бизнес и Кадры» Людмила Соколова.

«Компании формируют тот портфель требований, который не применим к каждой персоне, – говорит Соколова. – В основном заявляемые вакансии, чаще на управленческие позиции, являются должностями на замену. Люди работают, но в силу разных оптимизационных процессов компании ищут персонал с другими компетенциями. Соответственно, требования носят очень жесткий характер, уровень оплаты труда при этом оставляет желать лучшего. Если говорить про границы зарплатного предложения, то чаще всего вакансии заявляются в середине рынка труда. И те специалисты, которые нужны, находятся в другой компании и получают столько же. Поэтому смысл перехода для них остается под большим вопросом».

Тем не менее компании ведут поиск долго и упорно. Как отметила Людмила Соколова, на одну позицию в течение трех недель поступает порядка 200 откликов, но из этого отклика только 5% составляют относительно подходящие кандидаты.

Безработных «заточат» под бизнес

Альтернативой наемному труду челябинцы рассматривают открытие собственного дела. Однако, как отмечают в Главном управлении по труду и занятости населения Челябинской области, в периоды относительного экономического благополучия в службу занятости обращаются люди малоприспособленные к ведению собственного бизнеса, и это объективная реальность.

«Подготовка людей к ведению собственного бизнеса весьма эффективна, но оговорюсь, что более 5% участников от общего контингента – это уже нереальная цифра, – говорит Владислав Смирнов. – В этом году мы проконсультировали 2% от общего числа обратившихся по теме открытия бизнеса. Открыли свой бизнес порядка 300 человек. Это ровно 9% об общего количества обученных. Наша задача – предоставить консультации специалистов налоговых служб и банков: как открыть счет, что такое налогообложение, что такое документооборот. При этом мы готовы давать деньги на открытие счета, регистрацию, печать бланков предпринимателя и изготовление печати. Сумма выплат, которые идут на поддержку такого безработного, составляет порядка 3000 рублей».

Стоит отметить, что среди молодых специалистов, а также выпускников вузов, заниматься собственным бизнесом желают немногие. Согласно статистике Челябинского филиала РАНХиГС, в качестве наемного работника видят себя в будущем 90% выпускников.

«Главная проблема для формирования устойчивого рынка труда заключается в отсутствии роста производства и в падении спроса населения, – говорит директор Челябинского филиала РАНХиГС Сергей Зырянов. – Стоит обратить внимание, что у нас недостаточно развит малый и средний бизнес. В Челябинской области чуть больше 20% населения занято в данном секторе. В развитых странах этот сегмент поглощает до 50% работоспособного населения. При этом уровень зарплат в малом бизнесе за прошедший год в среднем составил 19 000 рублей. Это не очень хорошие перспективы».

По данным Челябинского филиала РАНХиГС на август 2015 года, основные причины неуверенности в будущем у населения – это низкий уровень жизни и высокая вероятность потерять работу. Такого мнения придерживаются 40,3% опрошенных. 18,7% респондентов причиной тревоги назвали отсутствие постоянного места работы. По результатам выборочных исследований Челябинская область занимает 5 место по количеству безработных за 2015 год. Лишь треть безработных обращаются в службу занятости, остальные используются другие механизмы.

Проблемой трудоустройства молодых специалистов также остаются завышенные представления о стоимости своего человеческого капитала, отмечают эксперты. По данным РАНХиГС, лишь 11% выпускников готовы рассматривать предложения с уровнем зарплаты до 15 000 рублей. От 16 000 до 20 000 рублей готовы зарабатывать 40% опрошенных, 21 000 – 25 000 рублей – 22%. До 30 000 рублей хотят получать 18% выпускников, еще 4% указали суму в 35 000 рублей, оставшиеся 4% – свыше 45 000 рублей. При этом работа по полученной в вузе специальности как приоритет существует только для 18% выпускников. Основные критерии выбора работы сегодня сводятся к вовлеченности, перспективам карьерного роста и высокому уровню заработка.

Пенсия или работа?

Основной проблемой для работающих пенсионеров является отсутствие надбавки к пенсии. В текущем году это вызвало резкий отток возрастных кадров. Тем не менее данная категория населения достаточно активна в плане повышения уровня образования, отмечает председатель правления ЧООООО – Общество «Знание» России Владимир Лушников.

«Они записываются на дизайн, флористику, декупаж и трудоустраиваются по этим направлениям, – говорит Владимир Лушников. – Те, кто открывает для себя такие направления, как вышивка, вязание и бисероплетение, самостоятельно могут продавать свои изделия».

Но есть и проблемы, в частности, по обучению компьютерной грамотности. В 2015 году правительство России издало постановление, которое внесло дополнения в правила обучения лиц пенсионного возраста компьютерной грамотности. Чтобы получить субсидию, необходимо подписать договор с образовательной организацией. Однако обучением компьютерной грамотности преимущественно занимаются организации, занимающаяся образовательной деятельностью. Закон об образовании разграничивает данные виды.

«Из-за этой путаницы правительство области не может заключить с нами договор, – говорит Владимир Лушников. – Я написал письмо Дмитрию Медведеву, но ответа пока не получил. Очевидно, что данный вопрос необходимо решать на федеральном уровне».

Фото: Фото с сайта Shutterstock.com
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления