редитные соблазны подстерегают нас на каждом шагу
 редитные соблазны подстерегают нас на каждом шагу

3 сент€бр€ в –оссии заработал закон о финансовом омбудсмене. ќн поможет обычным люд€м защитить права в спорах с банками, страховыми компани€ми, микрофинансовыми и прочими организаци€ми. —ейчас большинство потребителей в таких случа€х впадают в панику, трат€т немалые деньги на посредников или по малейшему поводу идут в суд. „исло исков измер€етс€ сотн€ми тыс€ч, а рассмотрение дел т€нетс€ мес€цами. ¬месте с заместителем управл€ющего ќтделением „ел€бинск ”ральского √” Ѕанка –оссии јлександром Ѕалмашновым разбираемс€, как будет работать нова€ служба и куда жаловатьс€ чел€бинцам.

— Ќа какие финансовые проблемы чаще всего жалуютс€ жители „ел€бинской области? Ќапример, что наболело у наших земл€ков в этом году?

«а первые полгода больше всего жалоб от южноуральцев поступило на кредитные организации. ¬ основном обращени€ св€заны с ипотечным кредитованием, например с невозможностью выполн€ть об€зательства по кредитному договору. ¬ числе жалоб также нав€зывание дополнительных услуг при заключении договора и блокировка счЄта.  роме того, жители „ел€бинской области обращались в Ѕанк –оссии с претензи€ми к участникам финансового рынка в области страховани€. Ќапример, жаловались на отказ в заключении договора из-за отсутстви€ полисов ќ—ј√ќ, а также на неверное применение  Ѕћ (коэффициент бонус-малус).

— «ачем нужен финансовый омбудсмен? „ьи права он будет защищать?

— ѕотребителей финансовых услуг.  роме того, институт уполномоченного уменьшит число споров, в том числе судебных, между гражданами и финансовыми организаци€ми. » таким образом повысит доверие потребителей к финансовому рынку. Ёто одни из основных задач, которые, по мнению Ѕанка –оссии, должен решить омбудсмен. ѕодчеркну, что финансовые уполномоченные (главный финансовый уполномоченный и финансовые уполномоченные в сфере услуг) — это специальные должностные лица, в силу закона наделЄнные правом по досудебному разрешению споров.

— ѕридЄтс€ ли обычным гражданам платить финомбудсмену за помощь? ≈сть ли какие-то услови€?

— Ќет, обращени€ граждан рассматриваютс€ бесплатно. Ќо подача обращени€ профессиональным посредником, то есть юристом, осуществл€етс€ на платной основе.

— ќ—ј√ќ, кредиты, микрозаймы, взносы в Ќѕ‘… — какими вопросами к нему можно обращатьс€?

— ѕо вопросам, затрагивающим все секторы финансового рынка. «акон предусматривает поэтапное введение об€занности исполн€ть решение уполномоченного участниками финрынка. — 1 июн€ 2019 года институт финомбудсмена станет об€зательным дл€ страховых организаций, предоставл€ющих услуги по заключению договоров «моторного» страховани€, то есть ќ—ј√ќ, добровольное страхование автогражданской ответственности и каско. —траховые организации в части остальных видов страховани€ (кроме об€зательного медстраховани€) присоедин€тс€ с 28 но€бр€ 2019 года. — 1 €нвар€ 2020 года об€зательность распространитс€ на микрофинансовые организации, а с 1 €нвар€ 2021 года — на кредитные организации, кредитные потребительские кооперативы, ломбарды, Ќѕ‘.

ќмбудсмен рассмотрит споры, в которых есть имущественные претензии к финансовой организации. ј также если лимит за€вл€емых гражданами требований в рамках одного спора не превышает 500 тыс€ч рублей. »сключение — имущественные споры по ќ—ј√ќ рассматриваютс€ вне зависимости от суммы. », что очень важно, обращатьс€ к омбудсмену нужно до подачи иска в суд.

— ќй, так всЄ это не скоро?

— ƒобровольно финансовые организации могут присоединитьс€ к системе финансовых уполномоченных уже через 90 дней после вступлени€ закона в силу — с 3 декабр€ 2018 года. » вполне возможно, что часть споров начнЄт решатьс€ раньше. ѕока финомбудсмен только приступает к работе, обращени€ можно по-прежнему направл€ть в интернет-приемную Ѕанка –оссии.

ѕосредники увер€ют, что помогут с решением финансовых проблем
ѕосредники увер€ют, что помогут с решением финансовых проблем

 уда житель „ел€бинской области может подать жалобу?

— ѕодать обращение финансовому уполномоченному можно в электронном виде на сайте (у —лужбы финансовых уполномоченных об€зательно будет ресурс в интернете), через портал «√осуслуги» и через ћ‘÷. Ѕольшинство сервисов будут доступны с 8:00 до 20:00, а некоторые — круглосуточно и без выходных.

—  ак выгл€дит процедура обращени€ — от подачи жалобы до исполнени€ решени€ в пользу гражданина?

— —начала уточню, что закон об€зывает финансовые организации в определЄнные сроки рассмотреть претензию гражданина по существу и постаратьс€ еЄ решить. ѕоэтому сначала нужно обратитьс€ за урегулированием спора к участнику финрынка. «акон об€зывает организацию направить ответ гражданам не позже 15 рабочих дней дл€ претензий, поданных в течение полугода с момента возникновени€ спора в электронном виде, и 30 рабочих дней дл€ остальных случаев.

— ј если вместо потребител€ за€вителем выступает третье лицо, например автоюрист?

— ¬ этом случае пор€док рассмотрени€ споров остаЄтс€ прежним: третье лицо — тот же автоюрист — также об€зано сначала обратитьс€ в финансовую организацию и лишь затем — к финансовому уполномоченному. Ќо повторюсь, что обращение профессиональных посредников к омбудсмену будет на платной основе.

ƒалее, если ответ финансовой организации не удовлетворит гражданина, он обращаетс€ к финансовому уполномоченному, который уведомл€ет об этом финорганизацию и даЄт ей шанс ещЄ раз договоритьс€ с за€вителем. Ќа этом этапе организаци€ либо может полностью выполнить требование за€вител€ (и представить омбудсмену подтверждение, например платЄжку), либо договоритьс€ с гражданином о возможном урегулировании спора — в таком случае между ними оформл€етс€ соглашение.

— ¬ какой срок финомбудсмен ответит гражданину?

— ѕри отсутствии согласи€ сторон финансовый уполномоченный выносит решение в течение 15 рабочих дней (также ему даЄтс€ ещЄ 10 дней дл€ проведени€ необходимой экспертизы). ≈сли вместо гражданина к омбудсмену обратилс€ профессиональный посредник, то спор рассматриваетс€ в течение 30 рабочих дней. ќсновна€ форма рассмотрени€ спора — заочна€. “о есть гражданину не нужно приезжать, например, из дальних регионов –оссии на рассмотрение спора.

–ешени€ финансового уполномоченного об€зательны дл€ исполнени€ финансовыми организаци€ми в срок, установленный в решении. “о есть не менее 10 и не более 30 дней после вступлени€ решени€ в силу. ≈сли участник финрынка исполнит решение омбудсмена в установленные сроки, это будет считатьс€ «надлежащим исполнением договора».

— ј если решение финомбудсмена проигнорируют?  то заставит участника финансового рынка всЄ-таки исполн€ть указание финуполномоченного? Ѕудут ли проигравших карать рублЄм?

— ¬ таком случае уполномоченный уведомл€ет об этом Ѕанк –оссии и выдаЄт специальное удостоверение (аналог исполнительного листа) дл€ принудительного исполнени€ решени€. ¬ случае несогласи€ с решением омбудсмена люба€ из сторон спора вправе обратитьс€ в суд после вступлени€ решени€ в силу. ≈сли организаци€ оспаривает решение омбудсмена в суде и проигрывает, суд дополнительно выносит решение о взыскании с финорганизации в пользу потребител€ 50 процентов штрафа от суммы удовлетворЄнной претензии.

— ≈сли обращени€ граждан рассмотр€т бесплатно, то кто тогда заплатит за работу финансового омбудсмена?

— Ќа первом этапе, пока формируетс€ институт финансового уполномоченного, расходы берЄт на себ€ Ѕанк –оссии. «атем источником финансировани€ станут взносы финансовых организаций, размер которых будет зависеть от числа проигранных споров, полноты и своевременности исполнени€ решений. »тоговую формулу расчЄта определит совет —лужбы финансового уполномоченного, она будет опубликована позже.

‘инансовые организации, которые урегулируют разногласи€ с потребителем до его обращени€ к омбудсмену или до вынесени€ решени€, освобод€т от платы за рассмотрение спора или ее сократ€т до минимума.

√лавным финансовым уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг в –оссии назначен ёрий ¬оронин. –анее он занимал должность советника председател€ Ѕанка –оссии.