Бизнес Экономика Страховка в кризис – лишние траты или необходимость?

Страховка в кризис – лишние траты или необходимость?

Во время кризиса страховые компании оказались загнанными в угол. С одной стороны банки, обеспечивавшие прежде значительный поток клиентов страховым компаниям, резко сократили кредитование. С другой стороны – многие предприятия и граждане сегодня не имеют

" src=

Во время кризиса страховые компании оказались загнанными в угол. С одной стороны банки, обеспечивавшие прежде значительный поток клиентов страховым компаниям, резко сократили кредитование. С другой стороны – многие предприятия и граждане сегодня не имеют «лишних» денег на пролонгацию страхового полиса. Возможно, сейчас страховым компаниям самое время задуматься о презентации специальных антикризисных предложений – страхования от потери работы или возникновения неплатежей по заключенным договорам.

Страховая отрасль сейчас претерпевает серьезные изменения. Страховые компании готовы бороться за каждого клиента, снижают страховые тарифы, стремясь поддержать спрос на страховые услуги. Однако предпринимаемые меры далеко не всегда оказываются действенными. По оценкам страховых компаний, наиболее существенное падение сборов наблюдается в сегментах, связанных с банковским кредитованием и лизинговыми сделками, в силу того, что данные рынки сейчас находятся не в лучшем состоянии. Однако страховщики прекрасно осознают, что спад в скором времени коснется и прочих видов страхования, потому что в непростых экономических условиях страхование не является приоритетной статьей расходов как для компаний и предприятий, так и для частных лиц. По словам директора филиала ОСАО «Ингосстрах» в Челябинске Андрея Самойлова, особенно заметно сокращение расходов на страхование в сфере строительства. «В перспективе сокращение покупательной способности населения приведет к снижению спроса на страхование имущества. Сворачивание кредитных программ банков и замораживание строек скажутся на ипотеке, добровольном страховании автотранспорта, страховании строительно-монтажных рисков, – рассказывает Андрей Самойлов. – Падение страховых сборов по банковскому каналу продаж уже есть, а ведь именно он последние три года был катализатором роста сбора страховых премий».

Генеральный директор страховой компании «Северная казна» Александр Меренков отмечает, что в сегменте страхования частных лиц ощутимо упал спрос на личное страхование, ДМС, страхование от несчастного случая и страхование жизни, а также страхования домашнего имущества и строений. Примечательно, что не только сократился спрос на оформление новых страховых полисов, но и возросла тенденция досрочного расторжения действующих договоров, в том числе увеличилось и число клиентов, досрочно погашающих банковский кредит и прекращающих страхование залогового имущества. По словам Александра Меренкова, при расторжении договоров по рисковым видам страхования из возвращаемого взноса вычитаются расходы компании на ведение дел, что составляет порядка 25%. Остальная сумма возвращается пропорционально прошедшему сроку действия договора. «Только серьезные потери при расторжении могут удержать людей от этого шага», – отмечает Александр Меренков.

«Тенденция коснулась главным образом договоров добровольного страхования имущества или страхования жизни, – размышляет заместитель директора по страхованию Южно-Уральского филиала страховой компании «АльфаСтрахование» Мария Сазыкина. – А в сегменте страхования автотранспорта наблюдается обратная тенденция: владельцы полисов предпочитают продлить страховку, а не оплачивать ремонт автомобиля из собственного кармана. Расторжение договоров страхования, особенно в финансово неблагополучное время, это не самый разумный шаг, потому что именно страховой полис позволит избежать дополнительных финансовых затрат, которые могут возникнуть при наступлении страхового события».

Катастрофичная ситуация складывается в сегменте долгосрочного накопительного страхования жизни. Так, в компании «АИГ Лайф», специализирующейся на долгосрочном страховании жизни, отмечают, что число досрочно расторгнутых договоров с сентября увеличилось в 2,5 раза. «Если раньше по причине расторжения клиентом договора портфель компании терял в среднем 400 полисов в месяц, то сейчас мы теряем около тысячи», – пояснил президент компании «АИГ Лайф» Александр Зарецкий, назвав главной причиной стремительного роста числа расторгаемых договоров финансовые трудности граждан. Для стабилизации ситуации страховая компания предложила клиентам возможность рассрочки при уплате взносов, а также пересчет страховой суммы накоплений с уменьшением взноса, не исключается и возможность «заморозить» полисы и вернуться к уплате взносов через полтора–три года.

Похожая ситуация наблюдается и в компании «Ренессанс Life»: сейчас с желанием аннулировать полис в компанию обращается каждый четвертый клиент, тогда как в прошлом году с подобной просьбой приходил один из семи. В кризисное время компания также предложила клиентам, ощутившим снижение привычного уровня дохода, «заморозить» уплату взносов на 18 месяцев.

В большинстве страховых компаний при расторжении полисов долгосрочного накопительного страхования жизни в первые два–пять лет клиент не получает обратно даже суммы уплаченных взносов.

«"Замораживание" полисов – это попытка сохранить клиента в кризисные времена, – полагает первый вице-президент компании «ГУТА-Страхование» Дмитрий Игнатьев. – Это разумно, но вряд ли действенно. Если клиент хочет расторгнуть полис, это означает следующее: в случае если взнос уплачен, а клиент хочет получить деньги назад, предлагать ему оставить их в компании бессмысленно. Если же есть рассрочка и клиент не может платить очередной взнос – полис «заморожен», взаимоотношений с клиентом нет, и через полтора–три года нет никакой гарантии его возвращения. В нынешних условиях страхователь не готов платить столько, сколько платил вчера».

«Сейчас для любой страховой компании крайне важно сохранить существующую клиентскую базу и поддерживать хорошие взаимоотношения с клиентами. Поэтому страховщики и стараются найти новые и, возможно, не всегда традиционные способы работы со страхователями, – отмечает Мария Сазыкина. – В данном случае крайне важно индивидуально подходить к каждой ситуации и предлагать клиенту такой вариант работы, который позволит учесть его интересы и сохранить отношения с ним».

Видение развития рынка страховых услуг в кризисное время различно: от оптимистичных прогнозов прироста сборов на 10% до более скромных предположений о росте в 2-5% по итогам 2009 года. Есть и мрачные предсказания: по оценкам агентства «Эксперт РА», спрос на страховые услуги в 2009 году впервые за последние десять лет снизится на 7,4%, объем рынка составит 520 миллиардов рублей.

Динамика страховых взносов (без учета ОМС) на российском страховом рынке

" src=

Источник: Агентство «Эксперт РА»

Наибольший вклад в падение страхового рынка внесут страхование автокаско (–44 млрд рублей); страхование имущества юридических лиц от огневых и иных рисков (–14 млрд рублей); ДМС (–7 млрд рублей); страхование от несчастных случаев и болезней (–6 млрд рублей). Примечательно, что в предыдущие годы сборы страховых премий в большинстве сегментов ежегодно прирастали на 20-25%. Наибольшие темпы прироста взносов в 2009 году, по оценкам агентства «Эксперт РА», ожидаются в страховании строительно-монтажных и финансовых рисков, связанных с олимпийским строительством, а также в тех видах страхования, где одной из сторон выступает государство (сельскохозяйственное страхование, страхование космических рисков, страхование ответственности по государственным контрактам).

Прогноз динамики взносов по основным видам страхования

Источник: Агентство «Эксперт РА»

По мнению аналитиков рейтингового агентства «Эксперт РА», мировой финансовый кризис окажет на российский страховой рынок, помимо снижения спроса на страхование, ряд специфических эффектов. Во-первых, на падающем рынке произойдет кумуляция рыночных, кредитных, страховых и институциональных рисков страховых компаний, что приведет к целой череде банкротств среди российских страховщиков.

Во-вторых, будет наблюдаться «эффект обратной пирамиды»: в предыдущие два года собственниками многих страховых компаний была установлена стратегия быстрого наращивания страхового портфеля за счет демпинга с целью последующей продажи компании. В результате были созданы страховые пирамиды, осуществляющие выплаты за счет взносов новых клиентов. На падающем рынке выплаты таких компаний по уже сформированному страховому портфелю гарантировано превысят текущие поступления. Компании, занижавшие страховые тарифы в период бума, окажутся неплатежеспособными во время кризиса.

В-третьих, кризис окажет значительное влияние на положение страховых компаний, которые являются частью финансовых или промышленных групп, испытывающих финансовые затруднения. В данном случае возможны два варианта развития событий: страховые компании, обладающие хорошей клиентской базой, будут проданы крупным страховщикам, что спровоцирует новую волну слияний и поглощений на российском страховом рынке, при этом мультипликатор стоимости страховых компаний уже будет значительно ниже докризисного уровня. В случае если продать компанию не получится, из нее будут выводиться ликвидные активы, в инвестициях страховых компаний вновь увеличится доля векселей иных организаций.

В результате надежность компаний резко снизится, не исключен и ряд банкротств. Стремясь выжить, в качестве антикризисной меры некоторые страховые компании могут вновь вернуться к более доходным операциям по «неклассическому» страхованию или увеличить их долю в своих страховых портфелях. По прогнозу «Эксперта РА», в 2009 году их доля в совокупных взносах возрастет с 10 до 20%. Страховщики ожидают кульминации кризиса на страховом рынке уже летом.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления