„ем больше смартфонов сегодн€ — тем выше риск потер€ть свои деньги из-за телефонных мошенников
„ем больше смартфонов сегодн€ — тем выше риск потер€ть свои деньги из-за телефонных мошенников

„ел€бинка ќльга считает себ€ не самым доверчивым человеком, но недавно чуть было не лишилась полугодовой зарплаты. ѕричЄм сама сообщила незнакомцу трЄхзначный защитный код карты. ¬едь ей позвонили из банка и €кобы пытались спасти от незаконного списани€ средств. ѕозже вы€снилось, что никто из кредитного учреждени€ ей не набирал — это был аферист. «а последний год ÷ентробанк зафиксировал всплеск телефонных мошенничеств, в результате которых у росси€н под разными предлогами выманивают данные их банковских карт и крадут деньги со счетов.  ак защититьс€ от телефонных обманщиков, 74.ru рассказали в региональном Ѕанке –оссии.

«—лышала про мошенников, но бес попутал»

–анним утром ќльга собиралась на работу. ћеталась из комнаты на кухню, голова была зан€та предсто€щими дневными хлопотами. Ќужно было успеть отвести дочку в садик, забежать в магазин и при этом не опоздать. ѕоэтому, когда зазвонил телефон, она прижала плечом смартфон к уху и продолжила одевать ребенка. ѕри€тный, хорошо поставленный мужской голос в трубке и жонглирование финансовыми терминами поначалу не вызвали никаких сомнений. „еловек представилс€ представителем банка, в котором у ќльги открыт счЄт, назвал еЄ по имени и уточнил кодовое слово.

— ќн сказал, что дело не терпит отлагательств. якобы служба безопасности банка обнаружила подозрительные операции, проход€щие по моей карте. —просил, делала ли € сейчас какие-либо списани€, — вспоминает ќльга. —  онечно, € встревожилась. Ќет-нет-нет, говорю, в онлайн-банк € не заходила и никаких операций не делала. ћужчина начал мен€ торопить: мол, ещЄ можно всЄ отменить, давайте сверим номер карты, фамилию и цифры на обороте. Ќу и € с перепугу ему всЄ продиктовала…

¬ этот момент под ногами женщины крутилась нетерпелива€ дочка. “€нула маму за руку и пыталась засунуть ей в сумку п€тую по счЄту игрушку. ќльга отмахнулась и неча€нно нажала на клавишу выключени€ телефона. ѕока смартфон вновь загружалс€, до неЄ дошло, что она, похоже, только что наговорила лишнего. Ќа вс€кий случай ќльга решила позвонить по телефону гор€чей линии, который нашла на карте.

— “ут вы€снилось, что никто из сотрудников насто€щего банка со мной утром не общалс€. ѕри этом в системе уже есть поручение о переводе больше 100 тыс€ч рублей со счЄта. ” мен€ там зарплата больше чем за полгода лежит, — вспоминает ќльга. — —отрудник сказал, что до списани€ оставалась буквально пара минут.  онечно, заблокировала карту, а операцию по счЄту притормозили. ј потом сижу и думаю: «¬едь знаю, что нельз€ эти цифры никому сообщать. ѕро мошенников кучу передач по телевидению видела, в интернете читала. Ќу как € могла все выболтать?!».

«Ѕросайте трубку»: после звонков лжеработников банков с карт росси€н пропало 1,4 миллиарда рублей

—лучай с нашей земл€чкой вполне типичный, соглашаютс€ в региональном ÷ентробанке. “олько ќльге повезло, что успели воврем€ остановить хищение денег. ¬ отличие от других наших земл€ков и соотечественников, которые потер€ли более 1,38 миллиарда рублей в прошлом году. ¬ такую сумму, по данным ÷Ѕ –‘, оцениваютс€ незаконные списани€ с платЄжных карт клиентов российских банков. Ёто на 44% больше, чем в 2017-м. —пециалисты местного ÷ентробанка затрудн€ютс€ выделить потери только чел€бинцев. ƒело в том, что сейчас все операции происход€т в интернете. » даже названные цифры не показательны — далеко не каждый человек обращаетс€ к регул€тору, в банки или правоохранительные органы, особенно если потери незначительные.

 ак нас обманывают

“елефонные мошенники со звонками €кобы из коммерческих банков, а также из Ѕанка –оссии с просьбами продиктовать реквизиты платЄжных карт продолжают атаковать жителей ёжного ”рала.

— Ќаиболее распространены — более 97% — случаи, когда аферисты под тем или иным предлогом выманивают у владельцев банковских карт персональные данные и информацию о платЄжных картах.  ак это происходит? „еловеку поступает звонок, нередко с номера, который идентичен номеру телефона банка.   сожалению, сейчас «благодар€» IP-телефонии мошенники научились подделывать даже официальные номера гор€чих линий, — рассказывает заместитель управл€ющего отделением „ел€бинск ”ральского главного управлени€ Ѕанка –оссии Ќаталь€  узьмина. — «вон€щий представл€етс€ сотрудником банка, говорит, что происход€т несанкционированные действи€ по карте клиента — пытаютс€ списать денежные средства. » €кобы с целью блокировки карты еЄ владельца прос€т сообщить им€ и фамилию, срок действи€ и секретный код, расположенный на обратной стороне карты. »ногда прос€т ѕ»Ќ-код или переслать —ћ— с кодом подтверждени€. ќбычно это происходит ранним утром или поздним вечером, когда человек ещЄ не сконцентрирован, зан€т другими мысл€ми. «вон€щий говорит доброжелательным голосом, но в то же врем€ нагнетает обстановку, не оставл€ет времени подумать. ћол, если вы сейчас не сообщите нужную информацию, деньги будут списаны. ѕод таким психологическим давлением люди зачастую раскрывают все данные, в итоге у них пропадают деньги со счетов.

≈сли речь идЄт о рассылках, специалисты также советуют ни в коем случае не переходить по ссылкам в этих сообщени€х — электронных письмах или —ћ—. ћессенджеры и соцсети тоже небезопасны. ƒаже если это родной сотовый оператор, привычный банк и так далее — лучше перестраховатьс€, зайти на сайт указанной организации и перепроверить.

  подозрительным сообщени€м надо относитьс€ с большой осторожностью 
  подозрительным сообщени€м надо относитьс€ с большой осторожностью 

ѕо словам специалистов регионального ÷ентробанка, чел€бинцы слишком довер€ют тем, кто представл€етс€ €кобы банкирами, чиновниками министерств, ведомств и прочих органов власти. ј в таких случа€х главное — не спешить.

— ѕервым делом уточните наименование организации, фамилию, им€ и отчество звон€щего, его должность, а потом прервите звонок. ѕод любым предлогом или даже без него. ƒаже если вас прос€т не бросать трубку, не продолжайте разговор, — советует Ќаталь€  узьмина. — Ќе бойтесь и не стесн€йтесь! ¬ спокойной обстановке найдите номер телефона банка, если звон€щий представилс€ сотрудником кредитного учреждени€. ќн нанесЄн на обратной стороне платЄжной карты. ≈сли под рукой нет карты, уточните номер на официальном сайте банка в интернете. «атем позвоните в банк, но — это очень важно! — наберите номер вручную. ћы категорически не рекомендуем делать обратный звонок, потому что с большой долей веро€тности вы попадЄте на номер мошенников. —ообщите банку о поступившем вам звонке и уточните, действительно ли это был банковский служащий. ≈сли представитель банка действительно провер€ет законность операции, в крайнем случае он может спросить кодовое слово. Ќо даже в этом случае мы советуем самосто€тельно перезванивать в банк по гор€чей линии и только тогда сообщать кодовое слово. Ќе нужно смущатьс€. ѕусть вы покажетесь кому-то слишком мнительными, зато не потер€ете свои деньги.

«Ѕросайте трубку»: после звонков лжеработников банков с карт росси€н пропало 1,4 миллиарда рублей

ƒаже если в этот момент действительно происходит несанкционированное списание денег со счЄта либо проводитс€ друга€ подозрительна€ операци€, у банка есть право приостановить еЄ на 48 часов. «а это врем€ у клиента вы€сн€т, действительно ли операци€ осуществл€лась с его согласи€.

«вонки или —ћ— поступают не только от €кобы сотрудников банка. ћошенники могут представитьс€ сотрудниками ÷ентрального Ѕанка –оссии. ќни €кобы уточн€ют сведени€ дл€ выплат и компенсаций, предлагают заплатить налоги или комиссию дл€ получени€ этих денежных средств. »звестны случаи, когда люд€м присылали —ћ— о блокировке карт с подписью «÷Ѕ –‘», «—лужба безопасности ÷Ѕ», Centrobank или «—бербанк». “акже отправителем может значитьс€ €кобы короткий номер —бербанка 900 или номера бесплатных линий 8800. Ќа самом деле мошенники так маскируют свои номера. Ќапример, при внимательном рассмотрении вы€снитс€,  что это не 900, а цифра 9 и буквы ќќ. ¬от почему так важен набор номера вручную.

— ÷ентральный банк –оссии не занимаетс€ обслуживанием физических лиц, не производит какие-либо выплаты или компенсации за товары, услуги, пропавшие вклады и так далее. «вонки от сотрудника ÷Ѕ –‘ могут поступить только в случае, если вы сами обращались в интернет-приЄмную, дл€ уточнени€ или ответа вам, — предостерегает заместитель управл€ющего региональным ÷ентробанком Ќаталь€  узьмина. — Ќикаких данных банковской карты ÷Ѕ не запрашивает. Ёто же касаетс€ других государственных организаций. —отрудники банка, какого-либо министерства и ведомства ни в коем случае не будут интересоватьс€ персональными данными и данными вашей карты. “акие данные никому нельз€ раскрывать. ≈сли идет выплата компенсации, то у соответствующих организаций эти данные уже есть.

ќдним из попул€рных способов обмана €вл€етс€ схема «ошибочного» перевода денег. „то делать, если вас прос€т вернуть €кобы перечисленную вам сумму? ѕо словам Ќатальи  узьминой, оп€ть же не торопитьс€. ≈сли установлено —ћ—-информирование или есть возможность зайти в онлайн-банк, надо проверить, действительно ли было такое поступление от неизвестного отправител€. ¬ любом случае списани€ лучше делать после уточнени€ всей информации в своем банке.

јферисты изобретают все новые и новые случаи обмана. Ќо до биометрии, которую сейчас активно осваивают банки, пока не добрались. ћеханизмы, которые разрабатывает ÷ентробанк совместно с банковским сообществом, максимально оград€т граждан от такого мошенничества, уверены в региональном ÷Ѕ.

 огда вернут деньги

Ќу и напоследок ответим на один из самых волнующих вопросов: можно ли вернуть деньги, списанные мошенниками? «десь алгоритм такой. ѕо закону на внутреннее расследование банку даетс€ 30 дней. ≈сли кредитное учреждение установит, что человек сам сообщил кому-либо данные карты и зачисление на счет мошенника уже произошло, то вернуть финансы, к сожалению, не удастс€. 

≈сли же деньги сн€ли без ведома клиента, нужно незамедлительно позвонить в банк и заблокировать карту, предотвратив дальнейшие списани€. «атем прийти в банк, написать за€вление о несогласии с проведенной операцией, поставить на нем печать/оттиск банка. ѕосле этого со всеми документами пострадавший должен идти в полицию и писать за€вление о том, что произошло хищение денежных средств. ј вот поиск мошенников и взыскивание с них ущерба — это уже друга€ истори€.