Ћев јвербах, профессор: «Ќе жалею, что уехал в —Ўј»
" src=
" src=
ќб этом преподавателе в ё”р√” слагали легенды, а на его парах зачастую народу было больше, чем в списках. Ќичего удивительного – Ћьву »саевичу јвербаху было чем поделитьс€ со студентами. ¬ „ел€бинске он прожил интересную и насыщенную жизнь, полную борьбы и побед. ј когда проблемы остались в прошлом, бросил все и уехал в —Ўј. ¬ 2001 году, проща€сь с профессором јвербахом, никто из сотрудников кафедры предпринимательства и менеджмента, которой он заведовал, не думал, что он останетс€ в јмерике надолго. Ќо, выбира€ между любимой работой и возможностью быть р€дом со своими талантливыми детьми, профессор јвербах предпочел последнее. —ейчас он занимаетс€ измерением транспортных потоков и путешествует по јмерике. ¬ „ел€бинск Ћев »саевич приехал на несколько дней – на юбилей факультета экономики и предпринимательства ё”р√”, которому отдал 14 лет своей жизни. ¬ это врем€ корреспонденту Cheldiplom и удалось пообщатьс€ с ним

«¬ день моего рождени€ папа получил срок – дес€ть лет лагерей, – вспоминает Ћев »саевич. – ќн был очень образованным человеком, окончил институт железнодорожного транспорта в ƒнепропетровске и работал на „ел€бинской железной дороге. ј потом «св€залс€ с €понской разведкой». ¬ те годы в стране прошла череда политических арестов. Ќас с мамой выкинули из квартиры, мое детство прошло в земл€нке у вокзала, где жили бабушка с дедушкой».

 огда началась война, маленькому ЋЄве было четыре года. ¬рем€, проведенное в тылу, он запомнил на всю жизнь. ¬ дом бабушки и дедушки тогда посто€нно приезжали родственники с ”краины и из ћолдовы. Ћев »саевич хорошо помнит, как его двоюродный брат ∆оржик в 17 лет ушел на фронт добровольцем, прибавив себе год. ¬ 18 он стал командиром танка и погиб в первом же сражении на  урской дуге. ¬торой брат, студент второго курса мединститута, прошел всю войну и вернулс€ живым.

√лавным кормильцем семьи был дедушка Ћьва »саевича. — работы в карманах спецовки он приносил рисовую кашу, которую ему давали на обед. ј еще он научилс€ делать из стекл€нных банок светильники, которые люди мен€ли на еду.   тому времени относитс€ одна из коронных фраз јвербаха, точно характеризующа€ обстановку: «≈сли б € был царем, заказал бы себе ведро картошки в мундирах и съел один».

«ƒедушка посто€нно слушал сводки Ћевитана, – рассказывает Ћев »саевич. – я очень хорошо запомнил его голос.  стати, ёрий Ћевитан был третьим человеком, которого ненавидел √итлер вместе со —талиным и «альцманом (директором „ел€бинского тракторного завода – јвт.). ¬ школу € пошел во врем€ войны. ѕомню, мы с реб€тами оставл€ли на кафедре кусочки завтрака дл€ нашей учительницы ¬алентины ‘едоровны ”разовой. «нали, что она голодает, но просто так еду не возьмет».

 ак папа выжил на зоне

ќтец Ћьва »саевича вернулс€ из лагерей в самом начале войны. ¬ 1937 его отправили под „иту. ѕоскольку он был политическим заключенным, многие думали, что он обречен. Ќа таких недобро смотрела и охрана, и уголовники.

«ѕапа был уникальным человеком, умел общатьс€, писал стихи, даже был знаком с ћа€ковским, – продолжает Ћев »саевич. – ” него была лучша€ библиотека в „ел€бинске. »менно благодар€ своему умению он смог не только выжить в тюрьме, но и досрочно выйти. „тобы поскорее избавитьс€ от него, охрана поселила отца в барак к уголовникам. ќн в первый же вечер устроил им концерт – написал кучу частушек про местные обычаи и охранников, играл на метле как на гитаре, показывал карточные фокусы. ѕапа был большой остр€к, а уголовники скучали в камерах. ќн рассказывал им «√рафа ћонте- ристо» больше года. “акие сюжетные повороты ƒюма и не снились. √лавный среди зэков даже разрешил ему не ходить на лесоповал».

»саак јвербах был действительно хорошим инженером. ќн сделал предложение по захвату бревен, которое значительно повысило производительность труда на зоне. »деей заинтересовалс€ генерал-инспектор, попросил сделать чертеж, после этого »сааку јвербаху поручили внедр€ть разработку в других лагер€х.

ѕо законам детского братства

…ј когда кончилась война, стало еще хуже. ƒо 1949 года образом жизни было круглосуточное сто€ние в очереди за хлебом. ѕотом вместо хлеба стали давать муку. ќднако наш герой не унывал – рос активным ребенком, большую часть времени проводил во дворе. »грал в футбол, участвовал в междворовых «войнах», летом каталс€ на велосипеде, зимой – на лыжах и коньках. ¬месте с другими реб€тами расчищал каток, строил баскетбольную площадку, много времени проводил в пионерлагер€х.

«я рос достаточно крепким мальчиком, – рассказывает герой. – ” мен€ откуда-то по€вилась книжка «Ѕорьба самбо». ѕо ней самосто€тельно выучил 5-6 приемов, которые давали огромное преимущество. я не злоупотребл€л, но и в обиду себ€ не давал.  стати, когда мо€ дочка Ћера училась в п€том классе, € научил ее трем приемам. «имой мы часто ходили в хоккейную коробку боротьс€. ≈й это доставл€ло море удовольстви€. ј уже потом Ћера несколько раз удивл€ла одноклассников-мальчишек».

—о школой у нашего геро€ св€зана интересна€ истори€. ≈го сестра пошла учитьс€ на четыре года раньше. ¬се предметы, кроме литературы, давались девочке с большим трудом. ќтец по нескольку раз объ€сн€л дочери решени€ задач. Ѕратик слушал. ѕрограмму первых четырех классов он знал идеально – еще до школы мог читать, писать, решать примеры и даже запомнил, под какими номерами были органы человека на картинке в учебнике по анатомии.

«¬последствии это дало отрицательный эффект – первые четыре класса мне нечего было делать, – вспоминает Ћев »саевич. – ¬ начальной школе € не получил ни одной четверки.  огда пришел в п€тый класс, даже не знал, что дома полагаетс€ готовить уроки. —разу упала успеваемость. я не умел работать.   тому же сидел за партой с при€телем, ћишей Ћапидусом, с которым существовал негласный договор – никто из нас не должен дома делать уроки. —луша€ преподавател€, мы параллельно готовились к следующему предмету. ћише было проще, он на любую тему мог говорить, пока не останов€т. ƒостаточно было прочитать пару фраз в учебнике».

¬рем€ в тюбетейкодн€х

” Ћьва »саевича с детства была голуба€ мечта – купить мотоцикл. ѕосле окончани€ седьмого класса он пошел работать в геодезическую партию. “рудилс€ от рассвета до заката. ÷елыми дн€ми таскал т€желые €щики и треноги. Ќо заработать удалось только на часы. Ќа следующее лето снова отправилс€ на заработки. ѕопал в геологоразведку. ћотоцикл снова не купил, однако на вырученные деньги вместе с мамой отправилс€ в круиз от √орького до ¬олгограда. ћечта исполнилась намного позже.

« огда € училс€ на первом курсе института, объ€вили соревновани€ по мотоспорту, – рассказывает герой. – я никогда не сидел за рулем мотоцикла и лишь теоретически знал, как ездить. Ќо мне до того хотелось прокатитьс€, что € записалс€. ѕризов не завоевал, но фигуры выполнил».

ѕотом мотоцикл по€вилс€ у друга, который в один прекрасный день предложил купить «железного кон€» в долг под стипендию. — зимы до начала лета агрегат просто€л в гараже, а герой представл€л, что вот сдаст он сессию и уж тогда погон€ет. ј когда открыл гараж… мотоцикла там не оказалось. ≈го аккуратно украли, повесив обратно замок. „ерез некоторое врем€ милици€ вернула остатки транспортного средства.

¬ 1963 молодой человек купил чешский мотороллер, поставил туда мощнейший двигатель, сделав из него самое скоростное на тот момент средство передвижени€.

«¬ то врем€ каждый мотоциклист считал своим долгом обогнать мотороллер, потому как он принадлежит к более низкой касте, – смеетс€ Ћев »саевич. – ћы с женой, подобно геро€м –емарка, любили разыгрывать мотоциклистов. ¬се происходило так: мотоцикл догон€ет нас и начинает заходить влево, € немного добавл€ю газ. ќн какое-то врем€ едем параллельно, потом он оп€ть пытаетс€ вырватьс€ вперед. — третьей попытки € обычно его пропускал, водитель поворачивалс€ и делал нам носик. ѕосле чего € легким поворотом ручки со страшной разницей в скорост€х € его обгон€л и понимал, что на весь день испортил человеку настроение. ¬о врем€ путешествий по  азахстану и ”збекистану сделали интересное наблюдение. ѕосле того, как мы проделывали этот трюк с казахами, узбеками или туркменами, они от досады сбрасывали с себ€ тюбетейки пр€мо на дорогу. —зади на другом мотоцикле ехали наши друзь€ и собирали тюбетейки. ћы врем€ измер€ли в "тюбетейкодн€х"».

—тать студентом помог спорт

 огда пришла пора поступать в университет, наступило первое разочарование. ¬о-первых, из-за одной ошибки в фамилии нашего геро€ ему в школе не дали медаль. ¬о-вторых, за блест€щий ответ на вступительном экзамене по его любимой физике поставили четверку. ќднако јвербаха спасло спортивное прошлое. ¬ тот год в „ѕ» как раз открывалс€ новый строительный факультет. 80 процентов поступивших туда оказались девочками. ƒекан стал ходить по другим факультетам и набирать мальчиков. Ћьву јвербаху предложили стать вольнослушателем, выдали пропуск. ѕо нему можно было проходить через знаменитую тетю ћашу, котора€ ни одного профессора и даже ректора не пускала, если он, не дай бог, забывал удостоверение. ¬ конце декабр€ в ћоскве намечались студенческие спортивные соревновани€ по беговым конькам. ¬ тройку участников от студентов „ел€бинской области по результатам отбора попал и наш герой.  огда его уже начали готовить к отъезду, вы€снилось, что ни студенческого билета, ни зачетки у парн€ нет. ћигом сделали необходимые документы. ј после соревнований он сдал первую сессию.

«я был активистом, конькобежцем, капитаном волейбольной команды, редактором газеты, и поэтому часто пропускал зан€ти€, – вспоминает Ћев »саевич. – ќднажды, уже на третьем курсе, проник в аудиторию повидать друга ћишу √убницкого. “ут заходит декан и сообщает, что закончилась министерска€ проверка, после которой наказали кучу народа. «а пропуски ћишу до конца семестра лишили стипендии. —ледом называют мою фамилию. ƒумаю – ну все, приплыли». ќднако опасени€ оказались напрасными – разрешили свободное посещение. ¬есь курс при этом упал от хохота. ј декан уже после призналс€: "” мен€ было два варианта – отчислить теб€ или разрешить свободное посещение"».

¬уз студент јвербах закончил с красным дипломом.

«ѕочему у вас 24 процента евреев?»

ѕосле института была работа в одной из самых мощных строительных организаций „ел€бинска – «“рест-42». ¬ те годы в —оветском —оюзе развернулось масштабное строительство трубопровода «√азли-”рал», дл€ которого были нужны трубы очень большого диаметра. “аких в нашей стране не выпускали. –ешено было в считанные мес€цы построить цех и начать делать их на заводе „“ѕ«. √рандиозна€ стройка оказалась блест€щей школой дл€ молодого человека. ¬ «“ресте-42» он за четыре года прошел путь от р€дового инженера до начальника управлени€. ¬ истории предпри€ти€ јвербах так и осталс€ самым молодым главным инженером. ј потом ему предложили пойти в аспирантуру в јкадемгородке, где он провел четыре счастливых года.

«јкадемгородок в —оветском —оюзе был оазисом свободомысли€. ћы читали запрещенную литературу, участвовали в открытых диспутах, – говорит профессор јвербах. – «десь € пон€л, что социализм как экономическа€ система – утопи€.  огда наши войска в 1968 году вошли в „ехословакию, академгородок восстал. ¬идные ученые писали письма в правительство. ¬скоре их стали лишать ученых званий. я рад, что застал врем€ расцвета јкадемгородка. “ам € защитил диссертацию по экономической кибернетике».

ѕосле этого јвербах вернулс€ в родной политех и начал читать лекции.

«—воим студентам € сразу сказал – пересказывать учебник не буду, – продолжает он. – я давал им то, чему сам научилс€: математические методы, основы кибернетики, рассказывал, как должна работать наша экономика и почему не работает. Ќа мен€ копилось дело в «компетентных органах». ¬скоре € заметил, что в аудитории у мен€ студентов больше, чем в списке».

ƒовольно быстро в голову молодого преподавател€ пришла иде€ создать научно-исследовательский институт, который бы стал внедр€ть системы управлени€. ¬ 1971 году его удалось открыть. ƒело очень быстро раскрутилось, разработки этого вуза использовались по всем —оюзу. ќднако быстро начались и проблемы. Ќа Ћьва »саевича, который был директором, стали давить партийные органы – слишком много у него работает людей с «плохими» фамили€ми. ƒескать, по области средний процент евреев – 3,4, а в Ќ»» их 24 процента. ƒоказывать, что это действительно талантливые люди, было бесполезно. ѕришлось подобрать другого директора, а самому уйти в тень.

ј в 1987 году в „ѕ» начал создаватьс€ новый факультет – «экономики и предпринимательства». ѕо задумке, люди с высшим техническим образованием могли научитьс€ там экономике. ”же потом по€вились «детки» – молодые студенты, поступившие после школы. Ћев »саевич работал там с первых дней.

«” мен€ была очень интересна€ аудитори€, – рассказывает он. – ќна мен€ многому научила, потому что приносила проблемы «снизу».  адровые преподаватели не могли с работать с этими студентами, потому что не всегда знали ответы на их вопросы. —ложилс€ очень интересный педколлектив, состо€щий из практиков. „ерез несколько лет у факультета открылс€ филиал в Ќижневартовске. ј в 2000 году по€вилс€ филиал моей кафедры в Ќью-…орке дл€ русско€зычного населени€. 56 человек там получили конвертируемые дипломы. Ёто было прекрасное врем€».

ƒети выбрали јмерику

ј в 2001 году Ћев »саевич…уехал на ѕћ∆ в —Ўј. ѕочему? „тобы ответить на этот вопрос, нужно рассказать о его дет€х.

—тарший сын »горь рос очень талантливым мальчиком. ќкончил школу с золотой медалью, в 11 лет выполнил норму первого разр€да по шахматам, в 12 стал чемпионом области, в восьмом классе выполнил норму кандидата в мастера. ¬ п€том классе победил в сеансе “играна ѕетрос€на, два раза сыграл вничью с ћихаилом “алем и один – с √арри  аспаровым. ј еще »горь оказалс€ математическим вундеркиндом. — п€того класса участвовал во всевозможных олимпиадах – от районных до всесоюзных – и отовсюду привозил только первые места.

«»горь пошел в школу очень рано, – с гордостью рассказывает Ћев »саевич. – ¬ 5-6 лет он уже читал серьезные книги. ћы долго уговаривали прин€ть его в первый класс, доказывали, что он хорошо подготовлен. ѕомню, привели »гор€ к директору, она показала на люстру и спрашивает: «—колько тут лампочек?» «Ќу, шесть», – ответил он. ƒиректор снова: «ј прочитай, что тут написано.  ака€ это буква?» ќн молчит. «ј эта?» ќп€ть молчит. ƒиректор уже на нас победоносно смотрит. я говорю: «»горь, что ты молчишь?» ќн отвечает: «Ќу «директор» там написано! „то дальше-то?» ≈го прин€ли. ¬ дес€том классе сочинение сына было признано лучшим – он насквозь проанализировал все романы ƒиккенса, показав, что структура типажей везде одинакова€. Ќасто€ща€ литературоведческа€ работа! ”чительница тогда написала: "Ѕлеск!"»

ќднако при окончании школы у мальчика начались проблемы с поступлением. —начала его без объ€снени€ причин не прин€ли в московский ‘изтех, о котором он мечтал. ѕотом «завалили» на экзаменах в ћ√”. –оковой ошибкой стало то, что к своим документам юноша при поступлении приложил стопку грамот за победы в олимпиадах – экзаменаторы знали, с кем имеют дело и вместо обычных задач давали так называемые гробики. Ёто задачи олимпиадного типа, которые просто нереально решить на устном экзамене, хот€ две из четырех он успел выполнить.

ѕоступать в чел€бинские вузы, куда мальчика готовы были прин€ть без экзаменов, »горь јвербах не стал. √од отработал во ƒворце пионеров тренером по шахматам, а на следующий чудом поступил-таки в московский ‘изтех, который окончил с отличием и через два года защитил кандидатскую диссертацию. ѕосле чего вернулс€ в „ел€бинск и сразу разослал свое резюме по всем научным организаци€ми мира. ¬скоре пришло приглашение из  анады. —ейчас »горь јвербах – профессор университета “оронто. ѕолучил массу грантов, написал р€д научных публикаций, ездит по миру с докладами. „ел€бинск он навсегда покинул в 1991 году. ¬ тот же год в —Ўј уехала дочка Ћьва »саевича – 16-летн€€ Ћера.

 огда девочке исполнилс€ год, она начала слушать музыку. ≈е мама, жена Ћьва »саевича, работала в музучилище и была самым результативным педагогом – практически все ее студенты поступали в консерваторию. «ан€ти€ с учениками проходили и в доме јвербахов. ћаленька€ Ћера росла под музыку. ¬ четыре года она стала ходить на уроки, а в восемь уже солировала на фортепиано с симфоническим оркестром в областной филармонии. Ќаучилась играть на пианино, флейте, скрипке и даже органе. — п€ти лет начала писать музыку, а в 12 написала оперу – музыку и либретто, которую поставил областной оперный театр. ≈е исполн€ли в „ел€бинске, области и ћоскве. Ћера выигрывала все местные и российские музыкальные конкурсы. ≈е посылали играть дл€ академика Ћихачева и –аисы √орбачевой. ¬ 12 лет девочка написала рассказ «ƒолин» о психологии пожилого человека, который часто звучал по радио в исполнении ёри€ ÷апника. ¬дохновила на его написание н€н€ ћарианна, котора€ воспитывала Ћеру с года и стала еще одним членом семьи јвербахов.

Ћетом 1991 году Ћеру пригласили играть на съезде коллекционеров и производителей часов в —Ўј. јмериканска€ публика была в восторге. ќдна пожила€ чета сразу вз€ла над ней опеку. –оссийские бизнесмены старались оградить ребенка от общени€ с американцами. Ќо в последний вечер съезда Ћера позвонила знакомому своей мамы, который, услышав, как она играет, отвел ее в престижную высшую ƒжуллиардскую школу. „ерез пару часов Ћере сообщили, что она зачислена. » хоть решение было неожиданным, родители не стали преп€тствовать счастью дочери. ƒевочка не знала €зыка и обычаев приютившей ее страны. ѕожилые супруги ƒжонсон стали дл€ нее вторыми родител€ми.

”же через год Ћера зан€ла первое место на международном конкурсе имени »гор€ —травинского в „икаго, еще через год – на конкурсе Ѕаха в »талии и получила √ран-при академии ћоцарта в «альцбурге. ¬ 1996 она стала поэтом года русского зарубежь€, в 1998 – номинантом Ќобелевской премии в области литературы, в 2004 – композитором года. —ейчас в ≈вропе с аншлагом проход€т два балета, которые поставил на ее музыку лучший балетмейстер мира ƒжон Ќоймайер. 9 сент€бр€ этого года в √ермании с блеском прошла премьера ее «–усского –еквиема».

Ќова€ страна – нова€ жизнь

«  тому моменту, когда € уезжал из –оссии, у мен€ была прекрасна€ работа, остались в прошлом проблемы, – признаетс€ Ћев »саевич. – я очень любил работать со студентами. » именно отсутствие контакта со студентами, дипломниками первые годы стало главной причиной ностальгии. Ќо у нас всегда была очень крепка€ семь€. Ќесмотр€ на то, что сын в  анаде, а Ћера посто€нно на гастрол€х, мы и сейчас живем одной семьей.  огда Ћера работала над «–еквиемом», мы с женой прочитали ей вслух всего “омаса ћанна. “ак уж у нее мозги устроены: одновременно может слушать роман и сочин€ть музыку.   сыну ездим на одну неделю каждый мес€ц. ≈го жена еще до знакомства с »горем стала нам второй дочкой. ” нас растет любима€ внучка. »горь и Ћера не жалеют дл€ нас ничего. Ќапример, когда у мен€ начала ломатьс€ машина, дочка купила мне новую. ѕрит€жение детей оказалось сильнее всего того, что мен€ тут удерживало».

ѕоначалу Ћев »саевич все силы отдавал нью-йоркскому филиалу своей кафедры. ќднако вскоре он закрылс€. ѕришлось иначе зарабатывать деньги. ѕособи€, которое давали американцы, хватало на то, чтобы нормально питатьс€, платить за квартиру, телевизор и телефон. Ќо содержать машину на эти деньги невозможно.

«ћы с женой четыре раза проехали јмерику от океана до океана, – улыбаетс€ Ћев »саевич. – Ёто наше хобби, которое стоит денег».

—упруга Ћьва »саевича работает в консерватории Ѕостона. —ам он сначала преподавал русский, потом мыл окна. —ейчас занимаетс€ анализом транспортных потоков. Ѕлагодар€ этому узнал Ќью-…орк, как свои п€ть пальцев.

«ћне нравитс€, что в јмерике люба€ работа достойна уважени€, – продолжает Ћев »саевич. – ћы с женой подрабатываем, чтобы меньше зависеть от детей.  онечно, они делают дл€ нас многое.  огда € обмолвилс€ дочке, что мен€ пригласили на юбилей факультета в „ел€бинск, она в тот же вечер позвонила и сообщила, что купила мне билеты. —ейчас мы в основном работаем на Ћеру. “олько почту каждый день притащить – работа.  огда она, к примеру, пишет партитуру дл€ разных инструментов, надо, чтобы у музыкантов такты совпадали. ћы их нумеруем. ” нее жизнь расписана по минутам, нет времени даже не то, чтобы нарезать себе салатик, даже если продукты лежат в холодильнике. ј вообще € пон€л, что в –оссии работа – это образ жизни, а в јмерике – способ обеспечить себе жизнь. ƒл€ мен€ раньше тоже работа была самоцелью. —ейчас по€вилась возможность пожить иначе. ћы путешествуем, смотрим удивительную страну. ¬ јмерике у мен€ по€вилось очень много друзей. Ќе при€телей, а действительно близких, надежных людей. “ак что € ни о чем не жалею».