Образование Бизнес-образование: регионы догоняют столицу

Бизнес-образование: регионы догоняют столицу

Сегодня вряд ли можно найти в Челябинске частную образовательную компанию, желающую отвечать за все направления подготовки специалистов – каждый старается закрепиться в одной или нескольких нишах и завоевать репутацию надёжного партнёра...

" src=

Сегодня вряд ли можно найти в Челябинске частную образовательную компанию, желающую отвечать за все направления подготовки специалистов – каждый старается закрепиться в одной или нескольких нишах и завоевать репутацию надёжного партнёра. Каковы главные тенденции развития рынка образовательных услуг? С таким вопросом мы обратились к представителям нескольких обучающих центров Челябинска. Оказалось, что видение дальнейших путей развития бизнес-образования у них во многом похоже.

Учиться никогда не поздно

" src=

Сегодня бизнесмены не сомневаются в том, что бизнес-образование им необходимо. Но чему учиться, каждый руководитель определяет сам. И пока большинство предпочитает идти в обучающие компании для решения конкретных проблем. «Основная тенденция – обучение узких специалистов, – говорит директор компании «АлександриД-Карьера» Наталья Рагоулина. – Не тренинг ради тренинга, а отработка конкретных компетенций или решение чётких задач путем обучения. Руководители все чаще привлекают для этого консультантов-консалтеров и идут на индивидуальную работу. Как следствие – внедрение результатов работы самостоятельно или с поддержкой консультантов».

«Клиентов обучающих центров можно чётко разделить на две группы, – добавляет бизнес-тренер «АлександриД-Карьеры» Ольга Вшивцева. – Первым интересно на тренингах отработать навыки, овладеть конкретными технологиями. Характерный пример этого направления – различные специализированные тренинги по продажам. Другая группа компаний – и это становится более актуальным – ставит перед собой более системные задачи. Их интересуют вопросы развития организации в целом и формирование команды. Такие клиенты обращаются в образовательные центры для того, чтобы решить какие-то точечные задачи предприятия, повысить эффективность работы».

" src=

«Как правило, крупные холдинги в нашей стране работают с западными или ведущими российскими консалтинговыми компаниями, которые занимаются и обучением, – отмечает заместитель директора по развитию консультационного центра «ЮТЭК» Раиса Бухарова. – В региональные образовательные центры обращаются предприятия с местным капиталом или компании, входящие в крупные холдинги, при ограниченной сумме затрат на обучение. И у них сегодня больший интерес вызывают комплексные услуги: постановка системы целевого управления, системы менеджмента качества, системы обучения и развития персонала и другое. Все чаще компании предпочитают работать с одним, двумя обучающими центрами, которые выбираются на конкурсной основе. Сейчас мы работаем с несколькими компаниями по постановке системы работы с кадровым резервом и разработке программы обучения кадрового резерва. Также ведутся работы по постановке эффективной системы управления предприятием, холдинга».

Но удовлетворяться только услугами специализированных обучающих компаний бизнес уже не желает. «Всё больше компаний создают собственные обучающие центры, – говорит Наталья Рагоулина. – Создание таких центров, разработка программ для развития необходимых компетенций персонала разного уровня – одно из средств повышения эффективности компании в целом. Однако за счёт внутренних ресурсов предприятия не всегда могут решить все задачи, стоящие перед компанией на данном этапе развития. А некоторые задачи даже целесообразнее решать, привлекая специалистов со стороны».

" src=

«Действительно, тенденция создания корпоративных университетов проявляется уже и на местах, – соглашается Раиса Бухарова. – Но даже в этом случае компании продолжают работать со специализированными образовательными центрами, так как собственными силами невозможно охватить все направления. Как правило, навыки ведения деловых переговоров, командообразование, логистика, курсы узких специалистов остаются в ведении сторонних обучающих компаний. Да и для эффективного развития бизнеса необходимо общение со своими коллегами – семинары, выставки, конференции, где можно обменяться опытом. Для тех компаний, которые осознали необходимость создания своего учебного центра, мы можем предложить проект по постановке системы обучения и развития персонала, возможно с выводом учебного центра в отдельное самодостаточное юридическое лицо с получением лицензии на образовательную деятельность».

" src=

Для организации нормально функционирующего корпоративного обучающего центра компании вынуждены обращаться за помощью к специалистам. «В связи с созданием на предприятиях собственных учебных центров, появился спрос на подготовку специалистов и для них, – говорит директор по развитию Уральской школы бизнеса Виктор Вальчук. – Мы разработали курс «Тренируем тренеров». В этом же направлении работают и другие образовательные компании».

" src=

«Многие предприятия сейчас осознают, что основной их потенциал в людях, и поэтому достаточно актуально для предприятий наличие грамотных специалистов по управлению персоналом, – считает директор консультационного центра «ЮТЭК» Натальи Терещук. – У нас создан «Институт HR-менеджмента», задача которого – максимальное содействие в развитии сферы управления человеческими ресурсами в регионе, повышении квалификации и статуса специалистов по персоналу».

Хорошей возможностью для дальнейшего развития специализированных центров могла бы послужить система МВА. Однако пока отношение к ней весьма неоднозначно. «Конечно, от МВА никуда не деться, – уверен Виктор Вальчук. – Не в нашей стране изобрели бизнес-образование. Оно появилось в начале ХХ века в Штатах. Естественно, сформировался некий стандарт. И наше бизнес-образование неминуемо движется в эту же сторону. Но торопиться не стоит. Дело в том, что Министерство образования и науки РФ взяло МВА под свое начало, поэтому фактически программы и стандарт курса формируются в России по типу высшего образования. А ведь это совершенно иной формат. Что такое МВА на Западе? Человек получил высшее образование, поработал. У него сложились определённые представления о том, что ему теперь нужно. Возможно, знаний по каким-то направлениям недостаточно либо они недостаточно систематизированы. И появляется желание повысить свою квалификацию и зарплату соответственно. Работодатель тоже знает, что после МВА выпускник не только имеет опыт работы и теоретически подкован, но он в процессе обучения проработал большое количество практических кейсов, обменялся опытом с другими студентами, с опытными преподавателями». В России, считает Виктор Вальчук, этого пока нет. К тому же, в системе МВА преподают, как правило, те же вузовские работники. И нужно какое-то время, чтобы в неё пришли люди с опытом ведения реального бизнеса, а не теоретики.

Привлечь клиентов образовательные центры могут и за счёт более внимательного подхода к клиентам при формировании групп обучения. «Сейчас мы чётко разделяем направления B2В и В2С, – говорит Виктор Вальчук. – Необходимо развести производственников и продавцов конечному потребителю. Тогда отдача от обучения будет намного выше. В мае этого года, например, наша компания проводит конференцию по маркетингу в сфере В2В. На нее в качестве докладчиков приглашены специалист из Англии, специалисты России, которые имеют опыт в этой сфере и заявившие о себе публикациями книг, статей и т.д.»

Региональным компаниям придётся подвинуться?

Если не так давно зарубежные и столичные специалисты в большинстве случаев воспринимались у нас как гуру, то сейчас сложившееся мнение меняется. «И связано это с тем, что далеко не все зарубежные и московские специалисты работают качественно, – говорит Раиса Бухарова. – Бывает, что приезжает человек, который действительно имеет опыт ведения бизнеса и может многим поделиться. А бывает и так, что человек «приезжает в провинцию». И убеждён, что о чём бы он ни рассказал, это примут с восторгом и благодарностью. К тому же западные наработки не всегда применимы к нашему российскому опыту. Вместе тем, стоит отметить, что сегодня западные и особенно столичные консалтинговые компании выходят на региональные рынки. И Урал для них привлекателен: регион достаточно активно развивается. Правда представление о том, что «Урал – богатый край», приводит иногда к неадекватной ценовой политике».

И хотя местные тенденции бизнес-обучения и консалтинга отличаются от общефедеральных, это вряд ли остановит продвижение столичных компаний на региональные рынки. «Речь, скорее, может идти о разном уровне развития потребителей, – отмечает директор центра «ЮТЭК» Наталья Терещук. – Так, если в центре уже сформировалось достаточно чёткое представление о международных стандартах, современных системах управления, то в регионах это зачастую в новинку. Поэтому следует говорить скорее о «догоняющем» характере развития региональных рынков бизнес-образования: сначала какое-то направление появляется в центральных городах России – Москва, Санкт-Петербург, а через какое-то время и на местах».

" src=

Однако не исключено, что приход на региональные рынки новых игроков просто приведёт к разделению сфер влияния. «В конечном счёте, всё зависит от задач, которые ставит перед собой руководитель, – считает Наталья Рагоулина. – Если задачи узкоспециализированные, топ-менеджеры обращают свое внимание на программы специалистов-экспертов в данной области. Это, как правило, столичные или зарубежные авторские программы. Местные компании чаще привлекаются для решения долговременных задач. И, например, для наших клиентов очень важно их сопровождение нашими же специалистами, не только тренерами, но и консультантами. Но, по большому счёту, всё будет зависеть от возможностей местных игроков. Так, сейчас достаточно большой интерес предприятия проявляют к созданию системы менеджмента качества. Но в Челябинске мало специалистов по этому направлению. В итоге бизнесмены едут в другие города для того, чтобы поучиться у ведущих консультантов. Но для внутрикорпоративного обучения их вряд ли пригласят: слишком дорого».

Так или иначе, конкурировать будут уже образовательные компании, а не отдельные специалисты. В том, что первую скрипку на рынке бизнес-образования уже сегодня играют именно центры, убеждены все наши эксперты. «На первое место выходят образовательные центры, – считает Раиса Бухарова. – Хотя на рынке всё еще достаточно много «фрилансеров», есть профессиональные бизнес-тренеры и консультанты, которые известны в России. Однако у обучающей компании есть несомненное преимущество: она всегда отвечает за результат. К тому же консультант специализируется обычно в одном направлении, а образовательные центры могут предложить гораздо больший выбор обучающих программ и направлений консалтинга, причем с опытом проведения таких проектов в различных компаниях и с разными тренерами. Можно подобрать тренера, консультанта, который максимально эффективно отработает именно в этой компании».

«При работе с нашими клиентами мы выработали определённые принципы, – добавляет Наталья Терещук. – Ориентация на цели клиента, системный подход в решении задач, четкая формализация целей проекта (реализация этого принципа позволяет обеспечить единство понимания поставленных задач всеми участниками проекта), «Помогать, но не делать за …» (если разработка процессов/процедур делается без привлечения участников этих процессов, то разработанные решения будут хуже адаптированы и будут сложнее внедряться)».

«Конечно, первую скрипку на рынке услуг бизнес-образования играют образовательные центры, – вторит Наталья Рагоулина. – Это вполне естественно, так как для руководителя важен полученный результат. К сожалению, отдельные специалисты зачастую не ведут дальнейшее сопровождение компании и тем самым не способствуют доведению проекта до конца. Образовательный же центр всегда несёт ответственность за результат».

" src=

Однако способность гарантировать нужный результат специализированным компаниям скоро придётся доказывать не только ссылками на мнение своих клиентов. «Думаю, в ближайшее время среди образовательных центров активизируется интерес к системе управления качеством, – считает Виктор Вальчук. – Работа на рынке предполагает ориентацию на интересы клиента. Но и клиент должен знать, как выбрать подходящую компанию. Стандарты управления качеством могут стать хорошим подспорьем для этого. Пока мы – единственная компания на челябинском рынке бизнес-образования, внедрившая такие стандарты. Критерии к работе предъявляем очень жёсткие. И оценки у нас ставят слушатели преподавателям, а не наоборот. Кроме того, с 2005 года мы проводим исследования рынка, выясняя, какие позиции на нём занимает Уральская школа бизнеса, каковы предпочтения потребителей. Это тоже обязательное требование стандарта».

Бизнес как игра

" src=

Каковы же сегодня интересы клиентов обучающих центров? «Безусловно, самое модное направление сегодня – тим-билдинг, стратегические и интерактивные игры, – считает Ольга Вшивцева. – Могут ставиться различные цели. Например, создание эффективного взаимодействия в коллективе, раскрытие ресурсов каждого человека, нестандартное проведение корпоративного мероприятия и т.д. Наша компания предлагает ряд проектов, которые пользуются достаточно большой популярностью – тренинг «Веревочный курс», стратегические игры «В поисках сокровищ», «Невероятные приключения команды», интерактивная игра«Драйв-Квест» и другие. В данных программах по желанию участников используются элементы экстремального туризма – сплавы на катамаранах, походы в пещеры… Участники программ отмечают эмоциональный подъем и позитивный настрой».

«Еще недавно едва ли не единственной формой сплочения команды были совместные праздники, – вспоминает Наталья Рагоулина. – Но фуршетом сегодня никого не удивишь. Это ожидаемо и никак не повышает мотивацию и лояльность персонала». Интерактивные игры позволяют уйти от этого, считают в «АлександриД-Карьере». «Сотрудники не знают, что их ждёт, – говорит Ольга Вшивцева. – Им интересно, появляется возможности снять стресс. А попутно решаются и задачи сплочения команды. Каждый может проявить в полной мере присущие им качества. Проявляются лидерские качества, формируется сплоченность». «К тому же всё более популярным становится здоровый образ жизни, занятия спортом. Это можно и нужно использовать для повышения эффективности персонала и роста компании», – уверена Наталья Рагоулина.

Но не менее востребованными остаются и традиционные направления. «К ним можно отнести бухгалтерский учет и налогообложение, чем мы не занимаемся, – отмечает Виктор Вальчук. – Среди направлений, по которым работает Уральская школа бизнеса, назову технологии продаж, тим-билдинг, управление временем. Совершенно непонятно, почему в число популярных направлений не входит маркетинг. Ведь он – основа всякого бизнеса. Но, видимо, пока конкуренция не столь высока, чтобы компании всерьёз обратили внимание на подготовку маркетологов. Но мы в любом случае сохраним те три направления, на которых решили сконцентрироваться: топ-менеджмент, маркетинг и интернет-маркетинг. Последнее, на мой взгляд, крайне актуально сейчас. Сайтов огромное количество, но очень мало профессионалов в этой сфере. Поэтому у нас большинство руководителей, специалистов по маркетингу даже примерно не представляет, какую отдачу для развития бизнеса может дать интернет-маркетинг. Кстати, в апреле мы запускаем новый курс именно по интернет-маркетингу. Это один из первых таких проектов в России, а на Урале – первый».

Вместе с тем остаётся четкое разделение между крупным бизнесом, с одной стороны, и средним и малым – с другой, считают в «ЮТЭК». «Среди крупных компаний растёт интерес к системному подходу в управлении, к нам обращаются по постановке системы бюджетирования, бережливому производству, построению логистической структуры предприятия, постановке системы работы с персоналом в компании – говорит Наталья Терещук. – Средние же и небольшие компании пока в основном «покупают навыки» – тренинги, а не консалт. Мы предлагаем тренинги для руководителей по эффективным технологиям управления, тренинги по продажам, деловым переговорам, семинары по различным направлениям логистики, семинары и тренинги по управлению персоналом. Дифференцированный подход обусловлен потребностями и возможностями предприятия. Не каждая компания готова к существенным расходам на обучение. Однако они вполне оправданы: у предприятия тогда появляется реальная возможность оказаться на голову впереди своих конкурентов. И некоторые из средних и малых компаний уже понимают это. Так что сегодня перед образовательными компаниями открываются очень хорошие перспективы. Но только для тех, кто ответственно относится к собственной репутации и ценит своих клиентов, профессионально выполняет свою работу».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления