ё”р√”: новые возможности дл€ элитного образовани€

– „то такое ѕроект 5-100, и какие требовани€ предъ€вл€ютс€ вузам-участникам?

– Ёто проект по повышению конкурентоспособности российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров. ¬ 2015 году национальный исследовательский ёжно-”ральский государственный университет вошел в число шести победителей второго открытого конкурса. ¬ насто€щее врем€ в ѕроект 5-100 вход€т 21 вуз, в том числе ё”р√”.


¬ университете разработана «дорожна€ карта» поэтапного достижени€ необходимых показателей. «адача стоит амбициозна€ – укрепление и улучшение позиций вуза в мировых рейтингах. Ќадо сказать, что в составлении «карты» мог прин€ть участие каждый студент, преподаватель и сотрудник ё”р√”.

—оздаваема€ система позволит выпускникам получить качественное современное образование, навыки, необходимые дл€ работы в любой сфере, возможности про€вить свои способности, показать себ€ и быть востребованным на рынке труда.

– ¬ этом году кардинально изменилась структура вуза – вместо большинства факультетов по€вились новые институты.

– Ёти изменени€ продиктованы временем. ћы ориентируемс€ на лучшие образцы ведущих вузов мира и опыт университетов, вошедших в ѕроект 5-100. “ам нет кафедр и факультетов в нашем привычном понимании. —туденты выбирают не факультет, а образовательную программу. Ќапример, абитуриент выбрал направление «Ќаземные транспортные средства специального назначени€», поступил. «атем назначаетс€ руководитель образовательной программы, а зан€ти€ ведут не преподаватели одного факультета, а лучшие преподаватели всего вуза, то есть математику читают представители кафедры математики, физику – представители кафедры физики и так далее.   этом мы тоже будет стремитьс€. »зменени€, которые уже произошли, св€заны с оптимизацией структуры вуза, с концентрацией усилий на прорывных направлени€х. ћы создали на базе 28 факультетов 10 высших школ и институтов, сконцентрировав академические подразделени€, устранив дублирование программ подготовки и сократив управленческий аппарат.

“аким образом, создаетс€ возможность осознанно выбирать направление подготовки, потому что специализаци€ будет начинатьс€ на втором курсе, когда студент уже познакомилс€ с системой обучени€ и понимает, какие знани€ ему пригод€тс€ в жизни. ”верен, что абитуриенты, поступающие в ё”р√”, оцен€т созданные преимущества.

– „то будет сделано дл€ повышени€ качества образовани€?

– ¬ каждом институте по€в€тс€ зоны элитной подготовки. ќни предполагают более углубленное изучение предметов.  онечно, обучение в них потребует усилий со стороны прежде всего студентов, потому что они должны быть готовы к более глубокому освоению дисциплин. ѕомимо основных предметов в зонах элитной подготовки будет вестись усиленное изучение английского €зыка, в том числе профессионального. ¬ладение иностранным €зыком в услови€х глобализации рынка €вл€етс€ важным конкурентным преимуществом при трудоустройстве. ”глубленное изучение английского будет вестись за счет вариативной части основной образовательной программы. Ќо это будут об€зательные часы, а не на усмотрение студента – хочу хожу, хочу – не хожу. «начительно расширитс€ вариативна€ часть образовательной программы. “о есть студент сможет выбрать из большего числа дисциплин те, которые ему пригод€тс€ в дальнейшей работе. Ёто позволит каждому обучающемус€ создать свою индивидуальную образовательную траекторию.  роме того, будет реализован проектный подход к обучению. Ёто значит, что студенты с первого курса будут привлекатьс€ к участию в междисциплинарных проектах. Ёто позволит им лучше осваивать выбранную специальность, учитьс€ работать в команде, решать реальные задачи.

¬ качестве примера – проект дл€  јћј«а. ¬ ё”р√” разрабатываетс€ система управлени€ блокировки дифференциалов. ѕроект потребовал участи€ разных специалистов – маркетологов, которые сказали бы, нужна ли така€ система, какой ее хот€т видеть потребители; специалистов в области математического моделировани€; инженеров, которые смогли бы разработать конструкцию; технологов и так далее. —ейчас мы вышли на этап производства и испытаний. » теперь нам нужна помощь специалистов в сфере IT, владеющих технологи€ми управлени€. Ќа каждом этапе были сформированы группы из ученых и студентов, которые работали все вместе, а не оторванно друг от друга. “ака€ проектна€ работа позволит студентам не только приобрести практические навыки, но и хорошо зарекомендовать себ€ в компани€х-партнерах еще во врем€ обучени€.

ѕодобный подход давно реализуетс€ совместно с компанией Emerson, когда наши студенты учатс€ по специальным программам с учетом того, что требует работодатель. ѕредставители компании даже провод€т р€д учебных курсов.

–  ак будет выстраиватьс€ международна€ де€тельность вуза?

ё”р√”: новые возможности дл€ элитного образовани€
– ѕроект 5-100 предполагает взаимодействие с ведущими университетами мира. ѕод словом «ведущие» подразумеваютс€ университеты, которые вход€т в топ вли€тельных рейтингов. ё”р√” несколько лет реализует совместные образовательные программы с авторитетными университетам ≈вропы и јмерики. —егодн€ их насчитываетс€ более дес€ти. Ёто программы с Ћаппеенрантским технологическим университетом (‘инл€нди€), ”ниверситетом  ларка (—Ўј), р€дом вузов  ита€ и ≈вропы. Ќедавно мы побывали на международной конференции NAFSA, проходившей в столице штата  олорадо в ƒенвере. ¬ ней принимали участие около п€ти тыс€ч лучших университетов и колледжей. Ќа этом форуме были достигнуты договоренности о сотрудничестве с р€дом иностранных вузов. “акой проект позволит студентам получать два диплома – ё”р√” и зарубежного университета; проходить практику в международных корпораци€х; участвовать в летних программах. ћы планируем активно привлекать ученых с мировым именем к преподавательской работе. ќни будут вести лекции очно и дистанционно. Ќа уровне аспирантуры предполагаетс€ вариант двойного кураторства, когда научной работой руковод€т профессор из ё”р√” и профессор из другого университета.

–  ак будет поддерживатьс€ научна€ работа в вузе?

– ≈сли посмотреть программу стратегического развити€ университета – нашу «дорожную карту», то вы увидите, что львина€ дол€ финансов государства направлена на поддержку талантливых студентов, молодых ученых, развитие науки. ё”р√” выполн€ет пор€дка 600 научно-исследовательских работ в год. ”же сейчас определены научные направлени€, которые актуальны не только дл€ региона или –оссии, но и дл€ всего мира. ћы нацелены на то, чтобы привлекать к этой работе как можно больше молодых людей – студентов, аспирантов. ƒл€ этого разрабатываютс€ меры материальной поддержки. јбитуриенты, поступающие с высокими баллами ≈√Ё, будут получать повышенную стипендию. «атем, уже будучи студентами, они смогут претендовать на гранты. Ќапример, в ё”р√” проходит конкурс «—тарт в науку», где студенты презентуют свои идеи. Ћучшие проекты получат финансирование. Ќаша задача, чтобы выпускники выходили из стен университета уже с готовым к коммерциализации продуктом, могли создать свой наукоЄмкий и высокотехнологичный бизнес.

– —ейчас идет приемна€ кампани€ в вузы, что бы вы пожелали абитуриентам?

– ѕрежде всего, верить в себ€ и свои силы, уметь пользоватьс€ открывающимис€ возможност€ми. ¬хождение университета в элиту российского образовани€, амбициозна€ задача достижени€ глобальной конкурентоспособности на мировом рынке – это как раз возможность получить образование, которое позволит уверенно идти по жизни.