Образование Не лишайте ребенка детства!

Не лишайте ребенка детства!

С таким призвом обратилась в редакцию СhelDiplom.ru мама пятиклассника одной из общеобразовательных школ Челябинска. «...Я, взрослая женщина, ненавижу лицеи и гимназии...

" src=

С таким призвом обратилась в редакцию СhelDiplom.ru мама пятиклассника одной из общеобразовательных школ Челябинска.

«...Я, взрослая женщина, ненавижу лицеи и гимназии. Помог мне в этом мой сынишка. «Можно я пойду спать?» – говорил он во втором часу ночи, так и не написав всех уроков. Через два года я сдалась и перевела его в обычную школу. Теперь он может позволить себе ходить в три секции, гулять с одноклассниками и учиться на пятерки, а не бороться за каждую тройку.

Прошло уже больше года, и, когда мы встречаем бывших одноклассников моего Виталика, бледных, в очках, они всегда торопятся домой – уроки делать. Даже толком не поговорить с ними! Скажите, мне одной такая проблема видна – что учеба по усложненной программе подтачивает психику и здоровье ребенка – или специалисты тоже обратили внимание на этот факт?..» – спрашивает она в своем письме.

Перед каждым родителем рано или поздно встает дилемма: отдать ребенка в обычную общеобразовательную школу или записать в элитный лицей-гимназию? Индивидуальный выбор сделать непросто.

Здоровье или интеллект?

Сегодня среди ста пятидесяти школ Челябинска двадцать относятся к так называемым статусным учебным заведениям – лицеям, гимназиям и школам с углубленным изучением предметов. Каждую весну с началом записи в первый класс перед директорскими кабинетами этих престижных школ выстраиваются почти советские очереди родителей, готовых на все, чтобы устроить свое чадо в «нормальную» школу.

Психолог-консультант общественной организации «Совет родителей Челябинской области» Елена Сыркина считает, что в современнных условиях учащиеся обычных школ и гимназий принципиально не отличаются друг от друга. Родителям первоклассников вообще следует помнить, что разницы в образовательных программах гимназий и обычных школ для младших школьников практически нет. С другой стороны, выбор учебного заведения – вопрос престижа для родителей. И то, где будет учиться ребенок, во многом определяется менталитетом заботливых мамы и папы.

«Важным моментом при выборе школы для нас было будущее окружение ребенка, ведь дочери предстояло учиться в данном коллективе много лет. Не хотелось, чтобы ее соседом по парте был неблагополучный ребенок или, как сейчас говорят, «гоп». В итоге дочь заканчивала школу №1, и ничего плохого о нашей школе я сказать не могу. Времени хватало на учебу, на внешкольные мероприятия и на серьезные занятия танцами. Медаль у нас не была основной целью, и все же мы поступили в ЮУрГУ на бюджет. Нам, конечно, не с чем сравнивать, но, по-моему, школа с углубленным изучением предметов дает знания на порядок выше, чем обычная. И к воспитанию детей там подходят серьезней, чем в обычных школах», – говорит мама нынешней студентки Юлия Романова.

«Раньше в лицей или гимназию принимали способных, одаренных детей. А сегодня все решает толщина родительского кошелька. Думаете, приятно будет вашему ребенку слышать, как его одноклассники проводят каникулы в Испании, в то время как ваш семейный отдых проходит на местных озерах? Поэтому я своего ребенка отдала в общеобразовательную школу, чтобы он не чувствовал себя ущербным», – высказывает противоположное мнение мама пятиклассника Елена Сучкова.

Дети начальника городского управления образованием Александра Кузнецова тоже ходят в обычную общеобразовательную школу. Мы спросили Александра Игоревича: неужели у него никогда не возникала мысль отдать дочерей в гимназию или лицей?

«Честно говорю, нет. Такого выбора даже не стояло. Я считаю, что если ребенок способный, талантливый, то у него будет много возможностей для того, чтобы проявить себя не только в рамках лицейского, гимназического образования. По большому счету, свет не сходится на какой-то группе статусных школ, хотя я с уважением отношусь к коллективам и руководителям этих учреждений. Мои дочери учатся в обыкновенной общеобразовательной школе, где им очень комфортно. Они неплохо занимаются по программе и уделяют время дополнительному образованию», – ответил начальник городского управления образованием.

Кстати, по словам Александра Кузнецова, в Челябинске очень много общеобразовательных школ, «которые в своей учебной деятельности показывают результаты более высокие, нежели некоторые статусные учреждения».

Болезни талантливых детей

В одном из интервью директор лицея №11 Анатолий Гостев заметил, что ребенок развивается тогда, когда он постоянно получает нагрузку. А на возражение о том, что в лицее №11 тяжело учиться, Анатолий Германович заметил, что «в старших классах должна быть такая программа, чтобы у ребенка из ушей пар шел».

«Если родители выбрали гимназию, то нужно оценить способности ребенка и свою готовность к напряженной, часто совместной с ребенком работе. Кроме того, обучение в гимназии сопровождается обычно высоким уровнем тревожности всех заинтересованных сторон. Тревога зачастую связана с высоким уровнем ожиданий по отношению к ребенку как со стороны родителей, так и учебного заведения. К обучению в гимназии ребенок должен быть подготовлен, что также требует определенных затрат сил, времени и средств. С другой стороны, ребенок будет учиться в конкурентоспособном коллективе в условиях, максимально приближенных к реалиям современной жизни. Уровень подготовки, полученный в гимназии, позволяет успешно конкурировать в выбранных сферах деятельности, – объясняет Елена Сыркина. – Огромный минус гимназий и лицеев – нагрузка, отражающаяся в первую очередь на здоровье. Переутомление, головные боли, близорукость, гастриты – это болезни талантливых детей, которые с утра до вечера сидят за письменным столом. Кроме того, вынужденные большую часть времени проводить в помещении, чтобы успевать выполнять довольно объемные домашние задания, эти дети меньше своих сверстников гуляют и двигаются. Результат – более низкий иммунитет, плохая физическая подготовка. Обучение в общеобразовательной школе не столь напряженно. Меньшая учебная загруженность оставляет достаточно времени для серьезных занятий спортом, языками, танцами, музыкой и так далее. Активная внеучебная деятельность также позволяет ребенку самореализоваться и достичь успехов».

Напоследок мы попросили специалистов дать несколько советов родителям, как выбрать будущую альма-матер для своего ребенка.

«Во-первых, решите, чем должна стать школа для вашего ребенка. Во-вторых, выясните, следят ли в школе за дополнительным образованием, отдыхом и досугом детей. В-третьих, поговорите с ее нынешними учениками о том, что им нравится, а что не нравится. И последнее, но самое главное – посмотрите, какое отношение учителей к ученикам в данной школе!», – говорит Сыркина.

«Я думаю, самый главный принцип, по которому нужно выбирать школу – это принцип психологической комфортности школы для ребенка. Когда у школьника начинаются серьезные учебные нагрузки, их надо суметь выдержать и в физическом плане, потому что учеба – это тяжелый труд. Пытаться нагрузить ребенка в младших классах большими объемами знаний, невзирая на его способности, означает отбить его охоту к дальнейшей учебе. Поэтому здесь надо взвесить все за и против, прежде чем отводить ребенка в учреждение, которое возлагает большие нагрузки на школьника. Хотя есть у нас такие взрослые, которые гонятся за статусностью заведения, невзирая на то, действительно ли это необходимо их ребенку или можно обойтись без него. Таких не переделаешь», – добавляет Александр Кузнецов.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления