
Современная школа: традиции или новаторство?
В школе № 24 Металлургического района прошла встреча руководителей системы образования Челябинска. В этот раз она была организована в новом формате – ток-шоу «Поколение». В дискуссии на тему «Современная школа. Какой мы ее видим в городе Челябинске?» прин

В школе № 24 Металлургического района прошла встреча руководителей системы образования Челябинска. В этот раз она была организована в новом формате – ток-шоу «Поколение». В дискуссии на тему «Современная школа. Какой мы ее видим в городе Челябинске?» приняли участие начальники управлений образования районов города, руководители образовательных учреждений, специалисты Управления по делам образования.
Подобные встречи руководителей образовательных учреждений Челябинска проводились на протяжении трех лет, нынешняя стала итоговой. Подвести итоги было решено не в традиционных формах докладов или семинаров, а в формате ток-шоу.
«По сведениям ООН, россияне занимают 26-е место по развитию человеческого потенциала в мире. Согласно исследованиям 28% людей считают, что Солнце – это спутник Земли, а 33% убеждены, что если зараженное радиацией молоко прокипятить, то радиоактивность исчезнет. Быть может, это показатель того, что вектор образовательной политики направлен не в ту сторону?» – заметила одна из ведущих ток-шоу «Поколение» Ольга Дубровская.
Перед началом дискуссии гостям мероприятия продемонстрировали видео-опрос на тему «Какой должна быть современная школа?». Из уст челябинцев прозвучали следующие фразы: «Современная школа должна быть технически хорошо оснащена», «Ориентирована на детей», «Должна учить правильному отношению к жизни» и прочее.
Стоит ли современным школам перенять что-то от школ советского времени? Отвечая на этот вопрос, один из экспертов, руководитель методического объединения по работе с директорами школ, заслуженный учитель России Генрих Эвнин заметил: «В cоветских школах, безусловно, есть плюсы, которые стоит сохранять. Ученики находили себя, с большой радостью шли в школу, встречались с учителями. В школах работали педагогические кадры, которые притягивали внимание».
Директора школ, которым пришлось работать в период распада СССР, вспоминают, что раньше они были более защищенными, всем необходимым их обеспечивало государство. Однако о 90-х годах отзываются как о замечательном времени, когда можно было творить. Именно тогда в Челябинске сформировались элитные гимназии. Практически все гости и эксперты ток-шоу убеждены, что современный директор вынужден быть прежде всего хорошим менеджером.
«Нынешнее время требует от руководителей менеджерских качеств и знания нормативно-правовой базы. Без этого нельзя», – заметил начальник управления по делам образования администрации города Александр Кузнецов.
Альтернативную точку зрения высказал Генрих Эвнин, заявив, что директор, прежде всего, должен быть Учителем и своим личным примером мобилизовать учителей, учеников и родителей.
«Во все времена директора были разными и выполняли разные функции. Были директора, которые прекрасно вели хозяйственную часть, были ученые, были «никакие» директора. Так было всегда, есть и сейчас», – закруглил спор директор гимназии №1 Дамир Тимерханов.
Сегодня каждая современная школа составляет программы развития на три-пять лет. Однако, как заметил Александр Кузнецов, «зачастую их пишут, чтобы написать», а результат и отдача идет лишь от тех программ, которые составлены с умом, тщательно продуманы и нацелены на результат.
Участники ток-шоу «Поколение» считают, что в современном мире выбор вектора развития школы находится в руках руководителя. Одни во главу угла ставят качество знаний, другие – здоровье детей, третьи – их социальную адаптацию.