Образование Областная школа кино и телевидения: камера, мотор… Понятно!

Областная школа кино и телевидения: камера, мотор… Понятно!

В октябре в Челябинске начинает свою работу уникальное для города и области учебное заведение – Челябинская областная школа кино и телевидения. Она ориентирована на ребят в возрасте от 13 до 16 лет...

В октябре в Челябинске начинает свою работу уникальное для города и области учебное заведение – Челябинская областная школа кино и телевидения. Она ориентирована на ребят в возрасте от 13 до 16 лет, которые хотели бы в будущем связать свою жизнь с профессией в телевизионной сфере. Какова программа обучения? В чем актуальность подобного образовательного заведения? Какие перспективы получат выпускники этой школы? На эти и другие вопросы в интервью нашему сайту рассказали директор школы

Павел Сумской, доцент кафедры «Режиссура кино и ТВ» ЧГАКИ. Автор и режиссер ряда телевизионных проектов на телеканалах «12 КАНАЛ», ЧГТРК, «ОТВ» и «31 КАНАЛ». Создатель программ: «На зорьке», «Мужская компания», «Клуб Уральских Путешественников» и др.

Павел Сумской и руководитель медиапроектов школы Глеб Пашнин.

Об актуальности и задачах

Павел Сумской: Современное поколение детей более тяготеет не к книжным текстам, а к аудиовизуальным образам. Как бы мы к этому ни относились, это факт. Они охотнее пользуются Интернетом, смотрят кино, мультфильмы, нежели читают книги. Очевидно, что необходимо повышать уровень культуры детей, которые погружаются в эту сферу. Поэтому первая задача школы – повысить аудиовизуальную культуру.

Кроме того, мы, организаторы этого проекта, являемся преподавателями кафедры режиссуры кино и телевидения Челябинской государственной академии культуры и искусств. За пять лет существования кафедры мы убедились, что те молодые люди, которые приходят после школы на очное отделение, часто не совсем понимают, куда они идут и чему будут учиться. То есть необходима допрофессиональная ориентация. Дать возможность детям еще до поступления в вуз окунуться в эту среду, взять в руки камеру, микрофон, получить элементарные навыки, побывать в атмосфере выбранной профессии, чтобы они сориентировались и поняли, что помимо красивых слов «кино» и «телевидение» это еще и определенная работа. Кто-то здесь просто получит представление о том, как дома снимать качественное home-видео, а для кого-то эта школа станет ступенькой к профессиональному образованию.

Недавно я разговаривал с 12-летней девочкой, для которой было потрясением, что сериал «Ранетки» – это не живая жизнь, не реальная история реально живущих девочек, а вымысел. Она не понимает, что есть человек, написавший сценарий, есть актеры, выучившие свои слова и сыгравшие роли, некий режиссер, выстроивший мизансцены. Потом это все смонтировали и выдали в эфир. То есть восприятие фильма как некой действительности возникает от недостатка аудиовизуальной культуры. Дети, которые будут учиться у нас, познают три кита телевизионной цепочки – сценарий, съемка, монтаж – и смогут иначе на все это смотреть, будут понимать, что это сделано, и главное, для чего и зачем.

Глеб Пашнин: И конечно, мы будем изучать сам язык экранной культуры, язык кино. Постепенно, от простого к сложному, от «букв» и знаков – к «словам» и «предложениям». Такая «азбука аудиовизуальной культуры»! В нашем городе сегодня существуют студии, которые придумывают для детей сценарий, снимают их в качестве актеров, выводят на экран, записывают все это на диск и вручают родителям. Но все это формат игры. Здесь нет никакого изучения основ телевизионного творчества. Мы кардинально от них отличаемся, потому что хотим привнести серьезность в эту игру, чтобы дети сами взяли и научились снимать, монтировать, а не только играть. Чтобы они поняли эту технологию и открыли для себя удивительный мир экрана, где можно быть творцом и создавать домашнее видео и просто делать хорошие фильмы для себя, а можно шагнуть из этой школы в профессию.

П. С.: Еще одна из наших задач – содействовать возрождению молодежных редакций, детско-юношеского телевидения, которое сейчас, как правило, на региональных каналах отсутствует, потому что никто не вкладывает в него деньги. Мы надеемся, что производство телевизионных проектов в рамках занятий в школе даст возможность родителям увидеть своих детей на экранах, самим детям увидеть и оценить себя со стороны.

Если подобные молодежные редакции умерли, то как вашим детским проектам удастся удержаться на плаву?

П. С.: Мы думаем, что все-таки поддержка детского телевидения – это государственное дело. Поэтому мы рассчитываем и на свои собственные силы, и на помощь властных структур. И думаем, что такая поддержка возможна. Оптимизм опирается на предварительные контакты, и мы можем говорить о том, что возможность размещения детского проекта на телеканале в Челябинске сегодня есть. А школа дает возможность воспитывать детей, которые в таких проектах будут участвовать.

Г. П.: Через какое-то время планируем создание детского сериала социальной направленности под рабочим названием «Школа». Замысел в том, чтобы показать, как сегодня взаимодействуют дети с родителями, учителями, другими детьми внутри такого коллектива, как школа. Постараться показать так, как бывает в реальной жизни, практически по-настоящему, с минимальным уровнем художественного вмешательства. Мы рассчитываем на то, что нам будут присылать реальные истории из жизни, которые лягут в основу сценария. Создаваться этот проект будет самими ребятами, школьниками: они будут за камерой, в кадре, работать над сценарием и монтажом.

П. С.: Нам кажется, что это будет интересно и полезно, потому что если в основу экранных историй положена жизнь, то после показа мы всегда можем их переоценить и подумать, а можно ли было поступить как-то иначе, могла ли история иметь другой финал. То есть сочетание условности вымысла и реальной жизни в таком сериале представляется нам продуктивным. Сериал мог бы найти отклики и у детей, которые видят себя, свои реальные истории, и у родителей, дети которых попадают в эти ситуации.

При огромной популярности телевидения в наше время неужели в городе еще нет организованного телевизионного центра для детей?

П. С.: Допустим, в городе есть театральное движение, оно сложилось уже давно и приобрело конкретные формы и очертания, есть

Юрий Викторинович Цапник,
Заслуженный артист России (1985). Народный артист России (1996). Лауреат фестиваля драматургии Польской народной республики в СССР (1984).

фестивали для взрослых и детей. А вот островки детского телевидения пока разобщены. Есть несколько школ в городе, где энтузиасты ведут эту деятельность, но их мало. Есть несколько таких точек в области, но все они живут сами по себе. Есть организованное движение в журналистике, но оно объединяет пишущих детей, а тележурналистика, собственно телевидение там занимает не самое главное место.

Наша Челябинская область, Южный Урал в целом – это ведь уникальное место. Протяженная граница с соседним государством, разнообразие природных зон – от тайги до степей, столько изумительных озер, горы!.. Исторические и культурные памятники, интереснейшие музеи, крупнейшие промышленные центры. Потрясающих тем для того, чтобы снять какой-то фильм или программу, очень много. Работы непочатый край! Есть телекомпании, они занимаются своей работой и, конечно, об этом тоже снимают программы, но вот на уровне документального фильма сделано не очень много. Вот к этому хотелось бы подвигнуть ребят. Видеть и красоту, и проблемы нашего края и рассказывать об этом на экране. Не просто научить их выполнять функции телевизионных «механизмов», а воспитать их как творческих людей, могущих придумать и сказать что-то свое.

Г. П.: Сейчас на одном из каналов висит объявление: «Требуются режиссеры на новые проекты». Значит, есть режиссеры, хорошие ребята, они работают над теми программами, которые уже существуют. А вот людей, способных придумать новый проект, мало. Причем не мечтателей, а людей, которые понимают все сложности и проблемы, всю технологическую цепочку создания проекта и одновременно обладают творческой смелостью и фантазией. Таких людей не хватает. Профессионалов с развитым воображением и в то же время понимающих все тонкости. Мне кажется, наша школа помогла бы в какой-то степени решить эту задачу.

О цифровом телевидении

П. С.: Почему еще актуально открытие нашей школы. Совсем недавно окончательно утвердили программу перевода российского телевидения на цифровой формат. Челябинская область попала в зону эксперимента наряду с другими территориями, где такое вещание будет внедряться в первую очередь. 2012 год в этом плане для нас является историческим рубежом. Потому что с этого года Челябинск получит возможность смотреть не 17-18 каналов, как сейчас, а открыть, например, еще 20 собственных. И наверняка найдутся люди, которые захотят это сделать. Вопрос в том, чем их заполнять и кто на них будет работать. Можно, конечно, покупать дешевую продукцию, которая и сейчас есть на рынке, и повторять федеральные программы. Но если канал хочет выделиться, хочет, чтобы его смотрели, знали, хочет быть привлекательным для рекламодателей, нужна оригинальная продукция. И вот здесь потребность в специалистах телевидения резко возрастет, а вузы выпускают их не так много.

Г. П.: И еще раз возвращаясь к вопросу об актуальности и востребованности. Новые информационные технологии позволяют насыщать аудиовизуальными образами, картинкой сообщения, различные виды информации, активно развивается интернет-телевидение. Поэтому специалист, который умеет эту картинку создавать на хорошем вкусовом и профессиональном уровне, востребован сегодня и будет востребован в еще большей степени завтра.

Есть ли возможность с переходом на цифру создать в Челябинске детский канал?

П. С.: Техническая возможность есть, но все упирается в финансы. Каналы сегодня живут за счет привлечения рекламы, то есть им выгодно показывать те программы, где люди готовы разместить рекламу своих предприятий, фабрик, заводов, пароходов. И когда есть скандальная, эпатирующая, шокирующая или гламурная программа, туда охотнее всего и привлекаются рекламные средства. Привлечь рекламу в детскую программу – проблема. Коммерческое детское телевидение – это утопия, поэтому здесь должно подключиться государство. Есть же канал «Культура», куда государство вложило деньги. Почему в таком случае в развитие детей мы не вкладываем? Необходимо реальное осознание банальнейшей истины, что дети – наше будущее! Именно от качества их воспитания сегодня, в том числе и средствами телевидения и кино, зависит качество нашей с вами завтрашней жизни. Техническая возможность создания детского канала, наверное, есть и сейчас. Финансов сегодня нет. Но надо менять, поднимать уровень культуры общества. И культуры детства. Этому и служит наша школа в том числе.

О наборе

П. С.: Школа ориентирована на ребят от 13 до 16 лет, которые поделятся на две возрастные группы: 8-9 класс и 10-11 класс. Занятия два раза в неделю, во второй половине дня, по четыре академических часа. Если окажется много ребят со второй смены – будет «утренняя» группа. Учиться ребят приглашаем не только из Челябинска, но и из области. Для тех, кто находится за пределами нашего города, предполагается заочная форма обучения с выездом преподавателей. Будем курировать эту работу, приезжать давать различные творческие задания, проверять, что сделали ребята. И собирать ребят в Челябинске на итоговые встречи, на мастер-классы, хотя бы раз в полгода. Перед нами стоит большая задача создать некий детский центр, который бы объединил все творческие силы, погруженные в сферу телевизионных технологий.

Предусмотрены ли какие-то вступительные испытания для ребят, поступающих в школу?

Лариса Федоровна Окунева,
член Правления Союза журналистов Челябинской области,
преподаватель факультета журналистики Южно-Уральского государственного университета.

П.С.: Испытания есть, но они носят достаточно общий характер. Ведь это школа, а не профессиональный вуз, поэтому важнейшим элементом является желание самого ученика получать знания. И конечно, у ребенка должна быть склонность к экранному творчеству. Поэтому на первом этапе достаточно иметь склонности и желание. Вот когда они уже будут в вуз поступать, важно, чтобы кроме желания была еще и некая мощная мотивация, логическая цель: мне не просто понравилось, а я уже что-то знаю об этом, знаю, зачем мне это надо, знаю, кем я хочу стать. Увы, сегодня это часто не так.

Возвращаясь к форме нашего вступительного испытания – это собеседование с ребенком. Мы проведем беседу с ним, поймем, насколько ему это интересно, узнаем его желания.

Г. П.: В нашей школе предусмотрены не только коммерческие, но и бюджетные места. Конечно, ребенок попадет на бюджет не сразу, должно пройти некоторое время, возможно, полгода. Дети должны проявить себя, чем-то отличиться, выделиться, поскольку при поступлении нет никаких жестких требований, только беседа с преподавателями. В процессе обучения мы познакомимся с ребятами, сделаем свои выводы и определим самых способных и талантливых на бюджетные места.

О предметах

П. С.: Занятия будут проходить по тем предметам, которые помогут детям сориентироваться в мире экранного искусства. Дети будут изучать телевизионную режиссуру, актерское мастерство, сценическую речь, вокал и пластику, хореографию, мастерство телеведущего, основы сценарного мастерства и тележурналистики. В первый год обучения главным предметом станет искусство фотографии, поскольку умение выстраивать кадр, составлять правильную композицию – это основа из основ.

Лекционные занятия будут чередоваться с практическими. В конце года обязательно устроим свой праздник кино и телевидения, маленький телевизионный фестиваль, где ребята смогут показать, чему они научились, как умеют играть, писать, снимать, монтировать. Конечно, без помощи взрослых не обойтись, но все-таки это будет реальная работа детей.

Помимо практических занятий будут ли уроки, посвященные культуре, экскурсы в историю кино и телевидения?

П. С.: Да, конечно, история кино и телевидения обозначена в нашей программе. Мы постараемся сделать этот предмет более наглядным. Планируем дружить с каналами и бывать у них в гостях, смотреть, как вся эта «кухня» выглядит на самом деле. Будем ходить в кино, на спектакли и выставки, которые проходят в городе. Собираемся показать детям примеры телевизионного творчества, которое существует на уровне российских фестивалей. Есть же детские фестивали, где дети сами снимают, добиваются интересных результатов. Мы хотим показать нашим ребятам, что делают дети в других городах, чтобы они видели, чувствовали, что есть такая широкая река, в которую можно войти, и она унесет тебя к замечательным берегам.

Г. П.: Наша школа сотрудничает со многими неординарными, творческими людьми. Один из них, например, собирает работы участников различных детских конкурсов и фестивалей и за несколько лет создал целую коллекцию. Таким образом мы рассчитываем на курс видеолекций именно по этим работам. Пусть дети не только варятся в собственной каше, но и видят, как снимают фильмы и программы их сверстники из разных уголков России.

П. С.: Все рождается здесь и сейчас. Параллельно с организационной работой, набором учеников идет и совершенствование учебной программы. В частности, мы налаживаем контакты с профессиональными вузами в Москве и Петербурге, где ведется подготовка телевизионных кадров. Есть предварительные договоренности о возможности встречи с учениками нашей школы.

Мы планируем заключение договоров о сотрудничестве с различными вузами и каналами на федеральном уровне, проведение мастер-классов. Хотим привлекать специалистов в области кино и телевидения, как из Челябинска, так и из столицы.

П. С.: Мне представляется так: если дело действительно реально и актуально, а не плод больной фантазии одного человека, тогда на него откликаются другие люди. И мне очень приятно, что откликнулись люди, несомненно, значимые в своей профессии. Искусство фотографии будет преподавать Борис Аюшев – замечательный специалист, оператор первой категории, выпускник ВГИКа, преподаватель нашей Академии культуры и искусств. Владислав Отрыванов, на наш взгляд, один из лучших операторов Челябинска сегодня, обладатель всесоюзных премий, награждался премиями Гостелерадио. Человек, который прекрасно знает и любит свое дело.

Лариса Окунева – известный в телевизионной среде человек. Она дважды становилась финалистом российского телевизионного конкурса «ТЭФИ-Регион». Обладательница премии губернатора за лучшую журналистскую работу, работала на ведущих каналах региона: ЧГТРК, ОТВ, открытая студия «Пятого канала» (Санкт-Петербург). В настоящее время является преподавателем кафедры тележурналистики ЮУрГУ.

Если говорить о преподавателе актерского мастерства, то это Юрий Цапник – народный артист России, знаковая актерская фигура, потрясающий артист, сыгравший на сцене челябинского театра драмы более 90 ролей.

Вести сценическую речь согласилась Наталья Васильевна Суленева – преподаватель сценической речи в ЧГАКИ. Она является одним из организаторов речевого центра «Эфир», в который приходят люди, в том числе с телевидения, работать над техникой речи, ее образностью, приходят постигать основы ораторского искусства.

Все люди, которых мы привлекаем, являются абсолютно уникальными специалистами в своей области. Они сочетают два очень важных качества, которыми обладает, к сожалению, не каждый профессиональный работник телевидения. Во-первых, они профи своего дела, а во-вторых, хотят, умеют и могут работать с детьми. Профессионализм и педагогические способности – этот уникальный сплав позволяет нам надеяться, что преподавательский состав нашей школы даст детям очень многое.

О помещении и оборудовании

Где будет располагаться школа кино и телевидения?

П. С.: Мы встретились с замечательным человеком – директором 97 лицея Ларисой Анатольевной Демчук. Она откликнулась на нашу идею, и сейчас мы на базе филиала 97 лицея открываем нашу школу. Находится она на улице Кирова, 13Б. Здесь, в центре, во дворах, расположена тихая, уютная школа, где мы оборудуем учебные классы, в том числе съемочный павильон, студию.

Г. П.: Студия, в которой будут заниматься ребята, оборудована всей необходимой техникой, профессиональным светом. Техническая база – это основа. Телевидение – вещь дорогая и сложная, поэтому изначально показать детям, какие возможности есть у техники, очень важно. Конечно, хорошую программу делает не техника, а человек, грамотный специалист, который умеет этой техникой пользоваться. Но без техники ничего не сделать, от нее на телевидении зависит многое.

Когда планируете начать занятия?

П. С.: При наполеоновском развитии событий все должно начаться в октябре.

О перспективах выпускников

П. С.: Я очень хорошо помню со школы, как наша учительница говорила нам: «Ребята, помните, что в жизни нельзя сначала черновик написать, а потом набело все переписать».

Борис Аюшев, преподаватель кафедры «Режиссура кино и ТВ» ЧГАКИ;
Оператор 1 категории. Лауреат Всесоюзных фестивалей телевизионных молодежных программ.

Мне кажется, что наша школа все-таки может стать как раз таким черновиком, наброском. Она даст возможность попробовать себя в разных сферах, определиться, настроиться на телевизионную волну, чтобы, окончив школу, стартовать в эту жизнь, уже четко понимая, кем ты хочешь быть, и более внятно себе это представлять. Получив допрофессиональную подготовку и имея четкое осознание того, чем он будет заниматься, выпускник школы может целенаправленно поступать в вуз и получать профессию. В Челябинске это можно сделать в ЮУрГУ и ЧелГУ, где есть специальность «тележурналистика», и в ЧГАКИ, где есть кафедра «режиссура кино и телевидения». Помимо этого есть вузы в Москве и Санкт-Петербурге, куда могли бы поступать лучшие ученики.

Конечно, ребятам, 11-классникам, которые оканчивают нашу школу, мы будем давать какие-то рекомендации, направления, вносить предложения, для того чтобы они поступали в профильные вузы Челябинска или столицы. Там это сделать значительно сложнее, но наша подготовка позволит человеку ехать туда не с пустыми руками, а имея уже некое портфолио со своими работами.

Г. П.: И это очень важный момент. Когда мы говорим о профильном вузе, например, о специальности «режиссура», там обязательно есть творческий конкурс. И когда у ребят за два года сформирован какой-то багаж, и это не домашнее видео, а хорошие работы, снятые под руководством опытных педагогов, у них возрастают шансы поступить в выбранный ими вуз.

С. П.: Я думаю, что в Челябинске эти люди даже могут претендовать на бюджет. Пока отношения с вузами и другими организациями еще складываются. Когда они будут более сформировавшимися, можно будет точно сказать о перспективах наших выпускников. Но в целом мне представляется, что ребенок, который участвовал в фестивалях, получал награды и обладает документом, где написано, какие предметы он изучил, какие получил за них оценки, мог бы претендовать на бюджетное место в одном из вузов Челябинска. По крайней мере, у него больше шансов на это. Талант, вкус, воля плюс документ. (Улыбается.)

Контакты

Приемная комиссия: г. Челябинск, ул. Труда, 92, Концертный зал имени Прокофьева, второй этаж (в здании Челябинской государственной филармонии).

Учебные классы: г. Челябинск, ул. Кирова, 13Б. Лицей №97.

Запись на собеседование по тел.: 235-10-23; 235-10-24.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления