Образование Виталий Латюшин, ректор ЧГПУ, профессор: «В педуниверситете учат учить жизни»

Виталий Латюшин, ректор ЧГПУ, профессор: «В педуниверситете учат учить жизни»

В этом году Челябинский государственный педагогический университет отмечает свое 75-летие. Срок для вуза немалый: уже можно подвести серьезные итоги, потому что багаж проделанной работы велик и ощутим. За это время в стране произошли кардинальные изменения, другой стала система образования, реалии жизни. Это не могло не отразиться на жизни вуза, который, несмотря на трудности, продолжал развиваться и держать марку. Конечно, такой юбилей настраивает на оптимистический лад. Если университет прожил 75 лет активно и ответственно, то в будущем у него блестящие перспективы. О том, как вуз готовится к празднованию своего юбилея и как справляется с жизненными трудностями, рассказывает ректор ЧГПУ, профессор Виталий Латюшин.

Виталий Викторович, какие мероприятия планируется провести в юбилейный год университета?

– В этом году и планируется, и уже проведен целый ряд мероприятий. Прежде всего мы провели торжественный прием работников административно хозяйственной части и прием начальников управлений образований с территории области и города Челябинска, а 24 сентября прошло заседание ученого совета, где мы подвели итоги. И накануне Дня учителя, 2 октября, состоится торжественное мероприятие, которое пройдет в Театре драмы.

Оно только для преподавателей?

– Это мероприятие для всех. Там будут и преподаватели, и ветераны, и наши уважаемые, дорогие гости, и, конечно, часть студентов.

Внутри вуза какие мероприятия планируете?

– Внутри вуза мероприятия не столько «будут», сколько «были», потому что весь прошлый учебный год прошел под знаком юбилея университета, и все мероприятия, которые проводились у нас с марта, были посвящены этой дате. Прошла «Весна студенческая», всевозможные конкурсы, связанные с 75-летием ЧГПУ, спортивный праздник.

Что за конкурсы?

– Различные, начиная от фотоконкурсов и заканчивая конкурсом печатных изданий. В апреле, правда, еще будет проведена научная конференция для студентов.

Будут ли как-то отмечены работники вуза в юбилейный год?

– Вне всякого сомнения, будут, и многие уже отмечены. Тут есть одна маленькая особенность: когда мы ждем юбилея и однократно обращаемся за какими-то наградами, то получаем их, естественно, какое-то ограниченное количество. Когда мы распределяем их по учебному году, то обращаемся несколько раз и получаем большее количество наград для сотрудников.

Кроме всего прочего, у нас в этом году появилась собственная медаль, которой мы будем впервые награждать своих преподавателей за трудовые заслуги. Она предназначена не только для преподавателей, но и для всех сотрудников вуза.

Расскажите о ней поподробнее.

– Медаль имеет три степени: первую, самую высокую, и далее по убыванию: вторую и третью. Естественно, медаль первой степени вручается за самые выдающиеся заслуги.

Трудно было учредить такую награду?

– Учредить ее было нетрудно, потому что учредителями являемся мы сами. Просто подготовили соответствующее Положение и в соответствии с ним изготовили медали.

Такие награды только в юбилейный год будете вручать?

– В принципе мы их заказали достаточное количество и начнем вручение с юбилейного года. А потом продолжим традицию, просто, может быть, не в таком объеме.

По каким критериям оцениваете заслуги своих работников?

– У нас есть Положение, в котором все эти критерии прописаны. В частности, награждение медалью «За трудовые заслуги» производится за активную работу по воспитанию и профессиональной подготовке студентов, за успехи в общественной деятельности, за изобретения и рационализаторские предложения, за успешную работу в области науки, культуры и искусства народного образования, за достижения в области физической культуры и спорта, за творческие достижения, за осуществление полезных для вуза и народного образования дел, а также за успешную административную и хозяйственную деятельность.

Студентов будете награждать?

– Для студентов данный вид наград, к сожалению, не предусмотрен. Для них у нас есть именные стипендии. Наиболее талантливых ребят, которые добились успеха в течение учебного года, мы поощряем различными туристическими поездками как по Челябинской области, так и по территории России. А некоторые, самые талантливые, могут выезжать, например, на фестивали за пределы Российской Федерации.

Где спонсоров на это находите?

– Вуз сам финансирует такие поездки за счет бюджетных и внебюджетных средств.

В этом году какие-нибудь преподаватели отмечают личный или профессиональный юбилей вместе с ЧГПУ?

Первые преподаватели института. 20-30-е годы

– Как и в любом университете, у нас большое количество преподавателей и сотрудников, у кого юбилеи совпадают с юбилейными датами вуза. Правда, 75-летие – срок серьезный, сами понимаете, что таких юбиляров единицы. Но на собрании, которое проходило 31 августа, я двух наших сотрудников поздравлял с 90-летием и 85-летием! Это Борис Алексеевич Савельев и Ефим Евсеевич Колодеж, оба наши ветераны. В ближайшее время у нас тоже будет череда таких юбилеев, и каждый из юбиляров получит подарки, например, нашу энциклопедию, выпущенную как раз к 75-летию университета.

Что дарят ЧГПУ его друзья и коллеги?

– Уже есть первые подарки – от управлений образования Южноуральска и Коркино. Что примечательно – все сделаны своими руками. А коркинский подарок даже сделан выпускницей нашего вуза, педагогом дополнительного образования Еленой Маркиной – картина, выполненная в стиле батик.

Куда вы ее повесите?

– Еще не думали. Вот когда все подарки подарят, тогда и будем распределять.

Получается, выпускники помнят о юбилее родной альма-матер?

– Не только помнят! Многие из них хотели бы присутствовать на празднованиях, но, к сожалению, возможности нашего университета и нашего города не позволяют это сделать. За 75 лет наш педуниверситет окончило 73 970 человек, плюс полторы тысячи работает сегодня, плюс ветераны. Сами понимаете, что такую армию не то чтобы собрать и разместить в каком-то зале – их даже оповестить невозможно. К сожалению, о судьбе некоторых выпускников мы не знаем. Столкнулись с этим, когда работали над энциклопедией. О некоторых мы знаем, но, увы, не можем связаться с ними, потому что изменились адреса, утеряны связи. Тем не менее стараемся собирать такой материал. В этом году подготовили две доски почета и для наших выпускников, и для наших преподавателей. Туда занесено 30 человек.

Есть ли известные люди среди выпускников ЧГПУ, которые по каким-то причинам не пошли работать в систему образования?

– Вне всякого сомнения, таких достаточно много. Есть среди наших выпускников и те, кто трудился на ниве политики. Например, Евгений Михайлович Тяжельников, который был первым секретарем ЦК ВЛКСМ Советского Союза, потом был Чрезвычайным Полномочным послом в Румынии. Есть те, кто занимается всю жизнь наукой. Есть авторы учебников и те, кто непосредственно занимался селекционной работой и изобретениями. Скажем, один из наших выпускников, Вячеслав Рябинин, работающий сейчас в челябинской медакадемии, – автор искусственной почки, которая и эффективнее, и дешевле, чем зарубежные аналоги.

Есть у вас какие-то особые предметы для гордости?

– Особыми предметами для гордости является, прежде всего, качественная подготовка выпускников. За все годы работы мы ни разу не получали рекламации на подготовку учителей. Наоборот, многие из наших выпускников, когда принимают участие в каких-то семинарах, конференциях и олимпиадах, наравне с выпускниками классических университетов завоевывают высокие призовые места. Это позволяет нам гордиться качеством нашей работы. Такое проявляется не только в науке, но и в спорте, и в художественной самодеятельности, поскольку целый Институт дополнительных творческих педагогических профессий работает на то, чтобы реализовать таланты студентов за рамками учебного процесса. Например, коллектив Светланы Андрияновой недавно вернулся из Сочи, где принимал участие сразу в двух фестивалях и в обоих получил Гран-при. Коллектив-то не профессиональный, а студенческий, но выступает на очень высоком уровне, обходя порой профессионалов. В том и есть главная гордость нашего университета, что качество подготовки студентов – и в плане учебном, и в плане творческом – максимально возможное.

Прошедшая приемная кампания вскрыла проблему, которая так или иначе коснулась всех вузов. Я говорю о демографической яме. Как вы готовитесь к этой проблеме?

– С одной стороны, мы готовимся к ней, а с другой – уже ее решаем. Демографическая яма коснулась нас в полном объеме не только в этом году, но еще и в прошлом. Думаю, в ближайшие несколько лет ситуация будет только ухудшаться, поскольку сейчас бум только в детских садах и, может быть, в первых-вторых классах школ. Пока эти детишки не дойдут до выпускных классов школ, мы будем испытывать трудности с абитуриентами.

Что вы делаете для того, чтобы привлечь абитуриентов сегодня?

– Прежде всего это организация жизни студентов. Мы уже давно осознали, что лучшими агитаторами абитуриентов являются наши студенты. ЧГПУ более десятилетия занимает первые места на спартакиадах области и в городской «Весне студенческой». Ежегодно мы организуем и проводим 1 сентября праздничные мероприятия на Кировке, проводим рок-фестиваль «Живой звук», на участие в котором подают заявки группы не только из Челябинской области, но даже из США. Это все говорит о том, что студенты у нас живут насыщенной, полноценной жизнью, какая и должна быть у молодых людей.

У нас есть также педагогическая практика. Когда студент приходит в школу, он имеет возможность своим примером заинтересовать старшеклассников и агитировать их поступить в наш вуз.

Кроме того, наш вуз принимает участие в проведении почти всех областных олимпиад, где также есть возможность рассказать об университете и поделиться нашими сегодняшними успехами. Нас очень часто приглашают в районы, где проходят встречи со старшеклассниками. Мы охотно откликаемся на эти приглашения, и выезжают на такие встречи не один-два человека, а целый коллектив. Это и те, кто может показать на сцене свое мастерство, и преподаватели. Все эти действия пока дают свой результат. Могу сослаться на «Российскую газету», где написано, что свыше двух тысяч бюджетных мест в педвузах России остались свободными. У нас такой проблемы в этом году не было: бюджетные места все заполнены. Надеюсь, что так будет и дальше.

В одном из интервью вы сказали, что учитель учит не предмету, а жизни. Получается, что в ЧГПУ учат учить жизни?

– Разве я сказал что-то не так, как есть на самом деле? Действительно, учитель, который закончил педвуз, готов не только учить своей дисциплине, но и своим образом жизни показывать, как нужно вести себя в современном обществе. А значит, ему надо постоянно учиться. Кроме того, учитель должен пропагандировать нормальную литературную речь в любой ситуации, не скатываться к использованию нецензурных слов, уметь ответить тактично и вежливо, но так, чтобы человек понял, что он не прав. Кроме того, учитель должен показывать, как живет сегодня интеллигент. Хочет он того или не хочет, но на педагога 24 часа в сутки смотрят. Не только дети, но и соседи, и родители, и друзья учеников. Учительская семья должна быть примером в жизни, каким-то ориентиром ценностей.

Лучшая школа – собственный пример?

– Думаю, что да. Нельзя иметь двойную психологию: одну для себя, другую для учеников.

А у самого ЧГПУ жизнь удалась?

– Думаю, что очень даже удалась. Все 75 лет с момента создания Челябинской области мы рука об руку шли со всей страной, принимали участие практические во всех событиях,

Первый выпуск физико-математического факультета ЧГПУ

которые она переживала. Среди наших выпускников и студентов есть те, кто участвовал в Великой Отечественной войне и не вернулся оттуда; среди наших сотрудников есть те, кто осваивал целину, строил Дворец спорта и драматический театр; среди наших сотрудников есть те, кто прошел Чечню и Афган. Поэтому можно сказать, что ЧГПУ никогда не оставался в стороне от жизни своей страны. Надеюсь, что так будет и дальше. Мы не отгораживаемся от жизни, а принимаем в ней самое активное участие.

Кто в университете главный хранитель традиций?

– Главный хранитель традиций всегда коллектив. Понимаете, если какая-то традиция зависит только от ректора, то с его уходом уйдет и она. Если же традиция существует в коллективе, то задача нового ректора – ее поддержать, может быть, немного видоизменить, осовременить, если это необходимо. За счет традиций многие вузы как раз и добиваются больших успехов. Скажем, есть у нас традиция поддерживать тех, кто активно занимается научной работой, и она позволила нам за последние 10-15 лет резко повысить уровень дипломированных сотрудников.

Есть традиция поддерживать все виды самодеятельности студентов – пожалуйста, мы наблюдаем в течение последних десятилетий такую картину, когда выпускники находят себя именно в выбранной когда-то в ЧГПУ дополнительной профессии. Мы знаем множество примеров, когда наши выпускники работают не по основной, а по дополнительной специальности и добиваются на этом поприще больших высот – настолько она их захватила, настолько хорошо мы их подготовили. Разве это плохо?

Про какие сферы вы говорите?

– Например, в челябинских средствах массовой информации работает большое количество выпускников нашего университета. Да, у нас никогда не было факультета журналистики, тем не менее тенденция существует. Во многих СМИ фотографами работают выпускники ЧГПУ, хотя у нас никогда не было подготовки фотографов, но в Институте дополнительных профессий у нас была замечательная фотолаборатория, созданная еще Юрием Теушем. Мы гордимся своими выпускниками, где бы они ни работали. Более того, проблемы с трудоустройством у наших бывших студентов нет. Они всегда находят себя вне зависимости от того, где бы ни применяли свои знания.

Как раз то умение учиться жизни?

– Здесь многое заложено. Главное, что наши студенты знакомы с педагогикой и психологией и тем самым легко находят себя в системе «человек-человек». Этого вполне достаточно, чтобы выпускник себя реализовал: хотите – в милиции, хотите – в СМИ, хотите – в политике. В советское время в любом обкоме и горкоме партии работали наши выпускники. Я уже не говорю про управления образования! По собранным на сегодняшний день сведениям, около 900 выпускников нашего педуниверситета – заслуженные учителя Советского Союза и Российской Федерации. Практически каждый седьмой. Это очень хороший показатель для вуза. Очень много тех, кто имеет ордена и медали. Среди наших выпускников есть ученые практически с мировыми именами.

Как сами будете отмечать юбилей вуза?

– Вместе с коллективом, естественно.

Студенты института на целине, 50-60-е

Даже с однокурсниками не встретитесь? И в кругу семьи не будете отмечать?

– У нас уже прошли вечера встреч выпускников, в том числе и на факультете, где учился когда-то я. Так что с однокурсниками мы, можно сказать, юбилей уже отпраздновали. А в кругу семьи отдельно собираться и отмечать не будем, потому что это юбилей не нашей семьи, а университета, в котором часть членов нашей семьи работает.

Если, например, университет сравнить с человеком, то 75 лет вуза какому отрезку человеческой жизни соответствуют?

– Если 75 лет для человека – серьезный возраст, уже стопроцентная зрелость, то для вузов, даже для тех, которые на сегодняшний день считаются самыми старыми в России и даже в мире, это детство. Но с другой стороны, могу с уверенностью сказать, что за 75 лет в стенах нашего университета сформирован огромный пласт традиций. Все они работают исключительно на результат, и, в общем-то, мы не выглядим молодым и незрелым вузом. Об этом свидетельствует, например, тот факт, что 75% наших преподавателей – это кандидаты и доктора наук, и основная их масса – наши собственные аспиранты и докторанты.

Они, как правило, были нашими студентами, потом поступили здесь же в аспирантуру и теперь преподают. При этом мы гордимся еще одним показателем: при такой высокой степени дипломированных специалистов средний их возраст 43-44 года, то есть у нас относительно молодой педагогический коллектив. Этот процесс – максимального «остепенения» наших преподавателей – мы стараемся поддерживать и дальше. У нас работает аспирантура по 32 специальностям, работает докторантура по четырем, шесть диссертационных докторских советов, в каждом по две специальности.

Сами готовите себе кадры?

– Да, это один из лучших вариантов для любого университета – удовлетворять свои потребности в кадрах за счет своих выпускников. Ну а там, где у нас не получается это сделать в условиях нашего университета, мы отправляем лучших студентов учиться в аспирантуры в другие вузы, чтобы они вернулись к нам дипломированными сотрудниками. У нас хорошие контакты с МГУ, РГПУ и другими уважаемыми вузами России.

Если бы вы были олигархом, то что бы вы подарили педуниверситету?

– Есть очень интересный момент: к сожалению, олигархи в нашей стране редко делают хорошие подарки. Даже тем учебным заведениям, которые они закончили. Не в традиции это у нас. К тому же я олигархом никогда не был и вряд ли когда-нибудь буду. Но из подарков мы рады буквально всему. Например, недавно нам подарили замечательную книгу об одном из директоров челябинской гимназии №48 Максиме Максимовиче Клайне. Я его знал лично, это был удивительный человек. Я преклонялся перед ним, когда он был жив, и считаю его очень мудрым человеком, общение с которым позволило многим тысячам школьников почувствовать на себе влияние его интеллекта. Впрочем, как и педколлективу, с которым Максим Максимович работал. Если эта книга становится достоянием нашего университета, то с ней могут познакомиться как преподаватели, так и студенты, следовательно, еще больше расширится круг тех, на кого Максим Максимович даже после смерти оказал влияние. Это очень нужный и ценный для нас подарок.

Многим неприятны предпраздничные хлопоты, а кто-то находит в них удовольствие. Вы сами как к ним относитесь?

– Философски. Ведь если ты хочешь, чтобы твой праздник был ярким и запоминающимся, то без хлопот не обойтись. В вузе это происходит так же, как и в любой семье. К тому же каждый праздник и предшествующие ему хлопоты сплачивают коллектив, позволяют развивать определенные качества в каждом сотруднике, когда от его личного участия зависит конечный результат общего дела. Мы работаем на результат, а не на процесс.

Мне очень понравилось, как китайцы подошли к подготовке Олимпиады. У всех, кто принимал участие в строительстве и благоустройстве олимпийских сооружений, часы были настроены на обратный отсчет. Это очень стимулирующая и дисциплинирующая мера. Например, необходимо сдать стадион в такой-то срок, и часы отсчитывают строителям, сколько до сдачи осталось месяцев, дней, часов, минут, секунд. Это заставляет людей чувствовать свою ответственность за работу и распределять силы, чтобы вовремя успеть. Подумываю о том, чтобы и в нашем университете ввести такую традицию.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления