Образование Год учителя – 2010: цели и перспективы

Год учителя – 2010: цели и перспективы

В Санкт-Петербурге в Колонном зале РГПУ имени А. И. Герцена педагогическая общественность из всех регионов страны собралась на педагогическую ассамблею, на которой был дан старт Году учителя в России. Челябинскую область на пленарном заседании ассамблеи..

В Санкт-Петербурге в Колонном зале РГПУ имени А. И. Герцена педагогическая общественность из всех регионов страны собралась на педагогическую ассамблею, на которой был дан старт Году учителя в России. Челябинскую область на пленарном заседании ассамблеи представила учитель математики школы №5 Магнитогорска Челябинской области, победительница конкурса «Учитель года России – 2009» Наталия Никифорова. Открыл Год учителя глава государства Дмитрий Медведев.

«Это мероприятие не просто дань уважения учительской профессии, – подчеркнул открывший торжественную церемонию президент РФ. – Мы рассчитываем, что 2010 год станет годом серьезной модернизации образования, годом позитивных перемен. Пора обобщить все те эксперименты, которые велись на протяжении последних лет».

Он отметил, что сейчас отечественная школа приступает к реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа». Ее суть состоит в создании образовательных учреждений, способных раскрывать личностный потенциал детей, воспитывать у них интерес к учебе, создавать условия, адекватные требованиям современной жизни. Именно сегодня, после активного обсуждения педагогической общественностью страны, Дмитрий Медведев утвердил образовательную инициативу «Наша новая школа».

Президент также отметил, что отечественная система образования накопила уникальный педагогический опыт, важно не растерять его. В то же время сейчас благодаря когорте талантливых педагогов складываются новые традиции обучения и воспитания.

«Задача государства – повышать престиж учительского туда. Разумеется, это непросто. Наша деятельность не должна быть кампанейщиной, результатов за короткое время не достигнешь. Год учителя – это лишь удобный повод дать старт этой работе», – убежден Дмитрий Анатольевич.

Ректор РГПУ им А. И. Герцена Геннадий Бордовский в своем выступлении на ассамблее отметил, что «главная задача школы – способствовать личностному росту учеников». Но это невозможно без роста самого учителя, «портрет которого должен быть ярче, чем портрет самого лучшего ученика». Касаясь вопроса подготовки специалистов, Геннадий Бордовский уточнил, что «из школы должны выходить не молодые старички, а люди, понимающие всю широту жизни». Он предложил создавать федеральные сетевые университеты, которые будут способствовать интеграции усилий по повышению квалификации преподавательских кадров. Геннадий Бордовский также предложил свой лозунг начавшегося года – «От Года учителя к веку образования». Напомним, XXI век был объявлен ЮНЕСКО веком образования.

Учитель математики школы №5 Магнитогорска Челябинской области, победительница конкурса «Учитель года России – 2009» Наталия Никифорова затронула целый ряд важных проблем современного учительства. Прежде всего, по ее мнению, в России необходима федеральная программа обеспечения жильем учителей, которые приходят работать в школу. Также преподаватель уверена, «что работа учителя должна быть творческой, а урок – уроком общения, надо учиться говорить, вести диалоги. Можно также делегировать ряд полномочий самим ребятам для контролирования учебного процесса». Она убеждена в необходимости пользоваться достижениями научно-технического прогресса. «Неправильно, когда интерактивные доски используются только для показа слайдов», – отметила Наталия. Касаясь работы педагогов, она подчеркнула, что основной упор необходимо сделать «на оказание помощи ученикам в умении учиться принимать решения, также необходимо прививать навыки общения, а не замыкаться на запоминании информации». Кроме того, наша землячка считает, что в России можно организовать стажировки учителей в лучших инновационных школах других регионов.

Учитель истории гимназии №157 Санкт-Петербурга Игорь Персианов отметил, что «ученику достаточно легко нанести психологическую травму, подростки ранимы, педагоги должны лучше их знать, знать молодежную субкультуру, чтобы находить общий язык с подростками». Он также считает, что государство должно субсидировать СМИ, которые будут работать над созданием положительного образа учителя: «Думаю, это должен быть государственный заказ». Размышляя о деятельности учителя, он выразил уверенность, что для лучшего понимания друг друга «учитель должен быть интересен школьнику».

Председатель совета лицея №18 города Калининграда Вячеслав Еремеев видит повышение качества образования в школах во внедрении идеи «Дети должны получать образование не только с учетом опыта прошлого, но и иметь навыки жить в будущем». На примере своей школы он рассказал об активной роли родительского совета школы, который поддерживает преподавательский состав. Он также предложил внести изменения в Федеральный закон №94, где недостаточного четко, на взгляд родителя, прописаны нормы государственного заказа на обеспечение школы.

Ректор МГУ им. М. В. Ломоносова Виктор Садовничий предложил восстановить систему переподготовки учителей, в частности, систему летних школ. В качестве реализации этой идеи – организацию подобных курсов в МГУ в летние месяцы. Также он предложил организовать съезды учителей-предметников. Ректор отметил роль олимпиад в поисках талантливых учеников: «Это вопрос стратегический, так как нашей стране нужны специалисты, способные держать экономику на самом высоком уровне».

Многие идеи, высказанные на пленарном заседании ассамблеи, поддержал министр образования и науки России Андрей Фурсенко. Он подчеркнул, что для учителя нужно создавать максимально комфортные условия, что «заработная плата учителя должна быть не ниже, чем в экономическом секторе региона».

Министр отметил, что надеется на поддержку ректоров, чтобы создавать в ведущих вузах курсы повышения квалификации учителей. «Это мощный стимул для учителей учиться, а для их учеников – выбрать эти вузы для поступления. Вузы должны идти в школы», – отметил министр и подчеркнул, что через три-четыре года число студентов в российских вузах уменьшится примерно вдвое, что связано с демографическими проблемами. «Надо, чтобы ученики шли в лучшие вузы и чтобы в этих вузах обязательно учили учителей». А возвращаясь к теме заработной платы, Фурсенко подчеркнул, что «хорошие преподаватели должны получать больше, а плохим не место в школе».

Говоря о ЕГЭ, Андрей Фурсенко уточнил, что экзамен нуждается в изменениях, но «базовые вещи должны остаться, и никто это не ставит под сомнение». Министр отметил и роль возрождения олимпиад, которые позволяют выявить талантливых детей и в определенной степени играют роль профильного экзамена. Дополнительные возможности школьникам проявить себя даст и введение системы портфолио, над которой сейчас идет работа. «Создание портфолио даст дополнительные возможности ребятам еще с самого начала обучения в школе проявить себя и впоследствии подготовиться к поступлению в вуз», – отметил Андрей Фурсенко и подчеркнул, что «не надо подменять систему образования подготовкой к ЕГЭ, баланс необходимо перенести на процесс – интересный и цельный сам по себе».

Андрей Фурсенко отметил, что президент России Дмитрий Медведев, выступая на открытии Года учителя, задал тон сегодняшнего разговора. Но с точки зрения исполнения президентских поручений, прежде всего по инициативе «Наша новая школа», необходимо находиться в постоянной дискуссии о том, что происходит в системе образования. Министр уверен: все, что связано со школой, вызывает большой интерес у общества, поэтому этот разговор должен быть заинтересованным, взвешенным и серьезным, без эпатажа.

Старт Года учителя в Челябинской области даст областной педагогический форум «Наша новая школа – дело всего общества», который соберет не только лучших педагогов нашей области и России и представителей власти, но об образовании порассуждают также представители других сфер деятельности – деятели культуры и искусства, религиозные деятели, представители родительской общественности. В рамках проведения Года учителя планируется множество торжественных мероприятий, но, пожалуй, самым важным будет показать лицо Учителя, ведь для каждого из нас есть свой собственный, один-единственный Учитель, давший нам дорогу в жизнь.

Евгения КОНОВАЛОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления