Зарплата учителей зависит от двоечников

На зарплату учителей будут влиять родители школьников, а каждый новый двоечник в классе способен лишить педагога премии. На открытии Года учителя президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что одним из приоритетных направлений работы станет переход всех россий

Поделиться

От каждого по способностям, каждому – по труду.
В.И.Ленин

Поделиться

На зарплату учителей будут влиять родители школьников, а каждый новый двоечник в классе способен лишить педагога премии. На открытии Года учителя президент РФ Дмитрий Медведев заявил, что одним из приоритетных направлений работы станет переход всех российских школ на новую систему оплаты труда.

Как было?

До сих пор педагогам начисляли зарплату по единой тарифной сетке: чем больше уроков отведет учитель, тем больше он получит денег в конце месяца. В итоге, внеклассная работа с детьми - скорее личная инициатива каждого преподавателя, которую никто не стремился оценить материальными категориями. Новая система оплаты предполагает уже не количественный, а качественный подход. Оценивается не только, сколько часов проработал учитель, но и результативность этих уроков.

Постановление РФ о замене единой тарифной сетки на новую систему оплаты труда вышло еще 1 августа 2008 года. В 31 регионе страны по ней уже работают, причем довольно успешно. Зарплаты учителей действительно выросли почти в полтора раза. «В некоторых регионах результат весьма обнадеживающий, хотя где-то, может, и более сложный», – заявил глава государства.

Как будет?

Суть новой системы заключается в следующем: фонд оплаты труда каждой школы увеличивается еще на 30% за счет средств областного бюджета. Они и будут использоваться на дополнительное материальное поощрение наиболее активных педагогов. Таким образом, зарплата не уменьшится, но у каждого сотрудника школы появится возможность получить дополнительное вознаграждение. У тех учителей, которые проявляют высокую результативность, доход будет выше, чем у остальных. Вот здесь и возникает главная сложность – необходимо будет оценить качество работы учителя. По закону заниматься этим должен общественно-государственный совет, в который входят и родители, и даже сами ученики (совет старшеклассников).

«Если заработная плата одного из педагогов не будет повышаться, то он, конечно, из школы уйдет. Думаю, такое материальное воздействие – замечательная проверка каждого сотрудника, которая позволит школе избавиться от плохо работающих с детьми учителей», – рассуждает папа Сергей Вадимов.

Неизбежно такая система будет связана с определенным негативом педагогов. Те, кто привык ставить оценки, не готов к тому, чтобы оценивали его.

«Хорошо, когда есть возможность материально поощрить человека за его неравнодушное отношение, – делится выводами учитель русского языка и литературы лицея №11 Светлана Коржук. – Но сомневаюсь в объективности таких оценок».

Зато для учеников новая система – настоящий подарок. Одиннадцатиклассница Яна Горянова рассказывает, что с удовольствием бы поощрила некоторых своих учителей: «Есть те педагоги, по которым видно, что они влюблены в свой предмет и на каждом уроке выкладываются изо всех сил. Было бы здорово, если бы наше мнение имело значение, и мы могли бы хотя бы так отблагодарить тех, кто работает с душой».

На зарплату будет влиять все: успеваемость учеников, показатели ЕГЭ, качество внеклассных занятий и так далее. Причем здесь не важен будет опыт работы, главное – инициатива. Считается, что именно такие материальные перспективы и должны будут стимулировать учителей на улучшение качества своей работы. А условная независимость заработной платы от опыта, дает возможность проявить себя и молодым педагогам, недавно окончившим университет.

«Конечно, уравнительное распределение заработной платы в школе не стимулирует хороших учителей хорошо работать. Но не думаю, что введение новой системы будет стимулировать плохо работающих учителей работать хорошо», – комментирует директор гимназии №1 Дамир Тимерханов.

А Челябинск?

Несмотря на то, что единой тарифной сетки официально не существует уже два года, все челябинские школы до сих пор работают именно по ней. «В связи с кризисом Челябинск пока не перешел на новую систему оплаты. У нас не было соответствующих доходов, чтобы увеличить фонд», – рассказывает заместитель начальника управления по вопросам социально-экономического развития системы образования Вера Полетаева.

Между тем еще осенью прошлого года Совет руководителей образовательных учреждений Челябинска даже разработал базовый шаблон с критериями, по которым и будет оцениваться качество работы учителя. У каждого критерия есть свой коэффициент, умножая на который и станет высчитываться зарплата педагога. Причем такая «надбавка» предела не имеет.

«Каждый директор и управляющий советом должны завести правильные критерии в оценку качества образования. Если поощрять учителя только за индивидуальные успехи, то это приведет к развитию чувства локтя, а не плеча и ненормальной конкуренции», – рассуждает директор гимназии №1 Дамир Тимерханов.

К примеру, один из критериев – количество двоечников в классе. Однако даже у столь объективной позиции есть свои недостатки. С одной стороны, действительно, у учителя, который хорошо доносит материал до детей, двоечников не бывает, но есть опасения, что педагог может намеренно не ставить плохие оценки, ради получения достойной зарплаты.

Между тем в управлении по делам образования Челябинска утверждают, что уже во втором квартале ряд школ сможет перейти на новую систему оплаты учительского труда.

Фото: Коллаж Фариды НИЯЗОВОЙ

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter