6 декабря понедельник
СЕЙЧАС -11°С

Школа: домашнее задание для родителей?

Час ночи. Спальня. Всюду разбросаны листы цветной бумаги, резковато пахнет старым «Моментом». Папа с мамой, споря шепотом, пытаются склеить что-то, похожее на героя сказки Андерсена. Должен получиться гадкий утенок. Что-то получается, но не факт, что имен

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Час ночи. Спальня. Всюду разбросаны листы цветной бумаги, резковато пахнет старым «Моментом». Папа с мамой, споря шепотом, пытаются склеить что-то, похожее на героя сказки Андерсена. Должен получиться гадкий утенок. Что-то получается, но не факт, что именно он. Это нужно к завтрашнему уроку дочери-второклассницы. Которая давно уже спит…

 Д/з для детей? Или для родителей?

Наверное, хоть раз в жизни каждый из родителей помогал своему ребенку выполнять домашнее задание. Пожалуй, так было всегда: и десять и пятьдесят лет назад. Неловко признавать, но и мои фартуки к уроку труда были сшиты исключительно мамиными руками. Однако в последнее время жалобы родителей на непосильные объемы домашнего задания для детей звучат все чаще.

Мама ученицы 2 класса школы №94 Ирина Владимировна рассказывает, что некоторые задания сложны не только для ребенка, но и для нее самой. В итоге уроки для дочери они делают всей семьей. Чтобы упростить и ускорить процесс, существует даже распределение обязанностей: сестра отвечает за русский язык и чтение, папа – за математику: «С одной стороны, я довольна тем, что ребенок получает большой объем материала в школе, но иногда мне становится жалко свою дочь. Вот и приходится помогать!»

Между тем, в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях», домашние задания даются детям с учетом возможности их выполнения. В первом классе (со второго полугодия) ребенок должен просиживать дома за тетрадями не дольше одного часа, во втором – до 1,5 часов, а в третьем и четвертом классах – не более двух часов в день. Пятиклассник может тратить на домашнее задание не более 2,5 часов в день, а ученики седьмых и восьмых классов – до трех часов. Учащиеся 9–11 классов должны делать уроки не более четырех часов в день.

Участники форума на Cheldiplom.ru возмущены: «Известно, что многие ребята не умеют правильно работать и зря тратят время и силы. Как учитывать это? И кто учит организации учебного труда? Я уже не говорю о том, что папа провел на работе 8 часов, а дочка- выпускница...10, получается?»

В Управлении по делам образования администрации Челябинска отмечают, что эти временные рамки вовсе не догмы, и к их соблюдению надо относиться значительно проще. «Это усредненные нормы. Никто же не стоит над ребенком с секундомером. Справишься раньше – молодец!» – комментирует начальник Управления по делам образования Александр Кузнецов.

Кто в ответе за «объемы»?

В качестве эксперимента я решила попробовать выполнить домашнее задание вместе с братом-семиклассником. Историю и литературу сделала на одном дыхании, после геометрии ощутила наступающий легкий приступ раздражения. Когда мне принесли учебник по физике, я сдалась. В общей сложности потратив на весь этот неудавшийся эксперимент 4 часа, я пришла к неутешительным выводам: во-первых, в норматив Роспотребнадзора я так и не уложилась… а во-вторых, с заданиями семиклассника может справиться, пожалуй, только семиклассник. Диплом о высшем образовании при выполнении так называемых д/з, увы, совершенно бессилен.

В Управлении Роспотребнадзора по Челябинской области говорят: то, какой объем материала дать на уроке, а сколько оставить ребенку на домашнее изучение, прописывается в школьной программе. При этом контроль над соблюдением этих норм ведется со стороны заведующего учебной работой.

Школьные программы часто варьируются, и в итоге в разных образовательных учреждениях к детям могут предъявлять совершенно разные требования. Поэтому неудивительно, что в гимназиях, лицеях и школах с углубленным изучением предмета ребенок будет проводить дома за уроками больше времени.

«Программа в таких школах рассчитана на детей с высоким уровнем интеллектуального развития. Часто родители отдают ребенка в лицеи и гимназии, покупаясь на названия, и при этом не учитывают достаточно высокую нагрузку и возможности своего малыша. В итоге только через полгода или год, видя, что их сын или дочь не справляется и тратит чересчур много времени на учебу, они начинают писать жалобы на школу», – рассказывает начальник отдела надзора за условиями воспитания и обучения Управления Роспотребнадзора по Челябинской области Елена Мурашева.

Д/з для старшеклассников: жалобы бессмысленны

Домашнее задание – это закрепление полученных на уроке знаний. «Объем заданий зависит от темы, которая дается на уроке. Но в любом случае он не должен превышать одной трети от того, что было сделано на уроке», – утверждает учитель школы №6 города Южноуральска Светлана Спицина. Так, например, выпускники могут решать дома по 5-6 задач по алгебре различной сложности.

Многие одиннадцатиклассники хоть и считают, что нагрузки в школах бывают неимоверно высокими, предпочитают выполнять все задания и не жаловаться: все-таки отчасти именно от их домашней работы зависят результаты поступления в вуз. Хотя опросы показывают, что особо талантливые ученики умудряются затрачивать на выполнение пресловутых д/з даже меньше, чем прописано в нормативах Роспотребнадзора.

Ученик 11 класса Андрей Иванов рассказывает, что с каждым годом в школе учиться становится все сложнее: «Помимо уроков, мы еще ходим на различные курсы по подготовке к ЕГЭ. Иногда бывают действительно сложные задания, над которыми приходиться поломать голову. Но в любом случае у меня уходит на их выполнение не более 4 часов».

Учитель математики 82 лицея Елена Меньшенина считает, что педагоги «вынуждены давать такой объем материала». «Нужно задать вопрос Министерству образования, почему они составляют столь сложные тесты на ЕГЭ, ведь с каждым годом программа вовсе не упрощается, а напротив, усложняется, – делится она и добавляет, – я считаю, что 10 часов в день тратить на учебу в 11 классе – это нормальная нагрузка. У меня есть сведения, что многие мои ученики больше времени уделяют компьютерам и общению на сайте Vkontakte.ru. А мне этого бы не хотелось».

В Управлении Роспотребнадзора Челябинской области нас уверили, что если у родителей все же возникают объективные жалобы на чересчур высокие нагрузки в школе, то необходимо написать соответствующее заявление к ним и в Управление образования Челябинска. После этого специалисты проведут оценку программы, рассмотрят дневники учащихся и выявят несоответствия, если таковые имеются.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку