За свою жизнь он сделал десятки тысяч выстрелов. Все холостые, но ни одного мимо! Анатолий Рублев всегда попадал в яблочко (не в прямом смысле, конечно), а иначе не стал бы одним из лучших стартеров страны, не носил бы на красной ленте через плечо дюжину международных наград и почетное звание – олимпийский арбитр!
Он работает руководителем физического воспитания в Челябинском юридическом техникуме. Несмотря на солидный возраст, выезжает на российские и международные соревнования. Он любит свою работу. «Я весь в профессии!» – говорит Рублев, и это звучит нисколько не пафосно.
Отложим в сторону пистолеты. Поговорим о деле…
– «А судьи кто?» – вам, Анатолий Дмитриевич, эта фраза, должно быть, хорошо знакома. Я думаю, что спортсмены не очень хорошо доверяют людям, которые не пролили ни капли пота на беговой дорожке, но строят из себя авторитетов в легкой атлетике. Вы можете сказать про себя: «Бегали, знаем…»?
– Я начал заниматься спортом довольно поздно. Служил в пограничных войсках на Сахалине, бегал кроссы. Командир мои способности разглядел и всячески меня поддерживал: «Надеюсь, Рублев, что когда-нибудь прочитаю про тебя в газетах!» Может быть, и прочитал, не знаю…
– На каких дистанциях выступали?
– Я – «средневик». Бегал на 800–1500 метров. Два круга пробегал за 1.53.3, «полуторку» – за 3.53.3.
– Сплошные «тройки», но результат-то приличный! На что это тянуло, Анатолий Дмитриевич?
– На норматив кандидата в мастера спорта СССР. К слову сказать, сейчас нормативы ниже…
– Да неужели? А почему?
– Люди стали другие. Что там скрывать – сейчас спортсмены бегают, применяя разные стимуляторы. А что было у нас? Мы никакой «химии», кроме аскорбинки и глюкозы, не знали. Давали результаты за счет железной воли и натурального здоровья.
– И насколько хватило здоровья?
– Я сошел с беговой дорожки в 33 года, после того, как почувствовал, что результаты стали падать. А за свою спортивную карьеру участвовал в международных соревнованиях в Хельсинки (учился в Ленинградском техникуме физической культуры), был призером Центрального совета спортивного общества «Трудовые резервы», завоевал бронзу на Кубке СССР. В 1960 году занял четвертое место на первенстве страны по общефизической подготовке (ОФП), были в то время и такие соревнования…
– А что заставило за оружие взяться, Анатолий Дмитриевич?
– Однажды на первенстве города попросили подменить стартера. Я попробовал, получилось. И тогда стали меня приглашать на различные соревнования. В 1976 году я был назначен в судейский корпус матчевой встречи среди женщин РСФСР – Румыния. Там познакомился с лучшим стартером Европы Немрудом Томасом. Я считаю его своим учителем. Учеником я оказался неплохим, и уже через четыре года стал стартером на московской Олимпиаде и получил за судейство звание «олимпийский арбитр». Это звание, как и звание олимпийского чемпиона, не имеет приставки «экс».
Мне некоторые говорили: «Как это у тебя получилось, Рублев? Нет ли у тебя «мохнатой руки»? Слишком уж быстро карьеру в судействе делаешь!» Да какая у меня рука? Связей у меня не было, подарков начальству не возил, хотя некоторые этим грешили: с Дальнего Востока рыбку везли красную и икорку, из Сибири – пушнину. Ну, а мне, что, болванки чугунные с Урала возить, что ли?
– Я слышал, что стартер может любой рекорд сорвать. И наоборот.
Рублев Анатолий Дмитриевич, заслуженный работник физической культуры РФ.
В 2001 г. награжден медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени.
Присвоены звания:
– олимпийский арбитр;
– судья международной категории;
– судья всесоюзной категории;
– лучший судья России (шесть раз).
В 2006 г. вошел в число 25 лучших судей мира по легкой атлетике.
Награжден медалями и знаками:
– 42 медали за личные спортивные достижения;
– 15 бронзовых медалей «За успехи в судействе»;
– золотая медаль «За успехи в судействе» (чемпионат мира по легкой атлетике 2006 г.).
С 1976 г. – судья соревнований по легкой атлетике чемпионата Европы и мира, XXII Олимпийских игр, чемпионатов СССР и России.
С 1969 г. работает руководителем физического воспитания.
В 1990 г. в Кургане на всероссийском конкурсе «Учитель года» среди ссузов и СПТУ занял второе место.
Отличник Министерства просвещения СССР.
Отличник профессионально-технического образования СССР.
Почетный знак ГосПрофОбр СССР.
– Совершенно верно. От стартера очень многое зависит, особенно на коротких дистанциях – 60 метров (на зимнем чемпионате), и на «сотке» – летом. Здесь ведь счет идет на сотые доли секунды. На Олимпиаде в Афинах в финале забега на 100 метров было пять фальстартов! Я удивляюсь, как никто из спринтеров от разрыва сердца не умер. Смотрю я эту олимпиаду по телевизору, а комментатор говорит: жаль, что нет здесь таких стартеров, как Томас, Рублев и Гайдай…
– Удивительно, что спортсмены после этого стартера не расстреляли…
– Да уж… Спортсмен должен любить человека с пистолетом. Но любовь эту нужно заслужить. Здесь есть немало нюансов. Я, например, никогда не поднимусь на тумбочку, пока бегуны не займут стартовые позиции. А перед стартом обязательно подойду к спортсменам, чтобы предупредить: после команды «Сет!» делаю выдержку две секунды, так что не спешите, ребята!
Раньше легкоатлет имел право на одну ошибку. Сейчас уже после первого фальстарта судья показывает ему красную карточку. (Это правило было введено три года назад.) Представьте себе, чуть-чуть не выдержали нервы, и человек потерял шансы стать олимпийским чемпионом! Так что от стартера очень многое зависит.
На старт выходит восемь человек. У каждого свой характер, каждого спортсмена я должен чувствовать. Все эти характеры нужно синхронизировать. Только тогда спортсмены смогут стартовать без срывов. Мне очень приятно, когда это удается, и сразу же после финиша легкоатлеты подходят ко мне, обнимают и благодарят.
– Анатолий Дмитриевич, какие соревнования приходилось судить?
– Чемпионаты СССР, России, Европы, мира, матчи СССР – США, два раза был стартером на Играх доброй воли. Сейчас тоже приглашают, но, к сожалению, на турниры уже не могу ездить так часто, как в прошлом…
– Я видел ваши фотографии. Очень элегантно выглядите…
– Долгое время у стартеров не было единой формы. По регламенту главным отличием должна быть красная рубашка. Но понятие «красный» каждый арбитр понимал по-своему, и все выходили в рубашках разных оттенков. Я предложил унифицировать форму, и Томас меня поддержал. Сейчас стартер одет в красную рубашку определенного тона с белым воротничком, имеет белые брюки, белые туфли и белый галстук.
– Перейдем к оружию. Сколько у вас пистолетов?
– Два.
– Тип оружия имеет значение?
– Значение имеет тип заряда. Спринтеры, например, любят, чтобы выстрел был громким, резким. Это придает им ускорение. Я сам заряжаю капсюли «Жевело». В определенной пропорции смешиваю дымный и бездымный порох. Облачко дыма – это для удобства судьи-хронометриста. Бездымный порох дает громкий выстрел.
– Анатолий Дмитриевич, когда вы показали, как подаете команды, я подумал, что вам бы парадами командовать или в театре играть!
– И парадами командовал, и в театре играл.
– Да ну!
– 15 лет играл в народном театре при металлургическом заводе. Доверяли мне неплохие роли. Например, играл Ивана Коломейцева в пьесе «Последние», Соловейчика в «Амнистии»… Был лауреатом конкурса народных театров Урала. Я и сейчас ставлю спектакли в техникуме, люблю стихи почитать. Мне очень польстило, что один из членов комиссии Министерства образования, посмотрев нашу самодеятельность, сказал директору техникума: «Что это вы нам профессионального актера подсунули?» Директор ответил, что Рублев за физическое воспитание отвечает. Товарищ из Москвы только головой покачал: «Ну-ну… Ладно, поверю».
– Анатолий Дмитриевич, позвольте процитировать вашу фразу: «Я весь в профессии!»
– Я люблю свою работу. И ненавижу слово «физ-ра»! Когда я пришел в техникум, то сказал: «Забудьте это слово, товарищи!» Физическая культура – это культура, а не обязаловка какая-то. Студент должен заниматься ей с удовольствием.
У нас в техникуме проводится спартакиада по 10 видам спорта. А награждение мы проводим два раза в году – на общей линейке, чтобы все своих героев видели. На награждение приглашаю известных спортсменов, чемпионов мира, чемпионов и призеров Олимпийских игр. Были у нас Светлана Ишмуратова, Юрий Степкин, Иван Денисов, Эльбрус Нигматуллин, Михаил Кокляев и другие известные спортсмены. По результатам года вручаем специальные медали трем лучшим спортсменам техникума. В этом году они вручены двум легкоатлетам и волейболистке. Я не возражаю, когда наш техникум в шутку называют физкультурно-юридическим…
– Анатолий Дмитриевич, желаю, чтобы ваши ученики «выстрелили» в большом спорте!
– Спасибо! Я думаю, что и мы еще постреляем…