Образование Школьное чтение летом: золотая середина

Школьное чтение летом: золотая середина

Всем известно, что в преддверии школьных каникул детям традиционно предлагается список литературы, которую нужно прочитать за три месяца. И конечно, ни для кого не секрет, что за редким исключением наши отпрыски воспринимают эту затею...

Всем известно, что в преддверии школьных каникул детям традиционно предлагается список литературы, которую нужно прочитать за три месяца. И конечно, ни для кого не секрет, что за редким исключением наши отпрыски воспринимают эту затею без особого энтузиазма и, мягко говоря, неохотно приобщаются к прекрасному. Более того, предпочитают рассуждениям о смысле очередного классического опуса веселые прогулки с друзьями до позднего вечера.

Само собой, у родителей это вызывает двойственные чувства: а нужно ли заставлять ребенка читать или лучше позволить ему отдохнуть от надоевших будней? Мамам и папам сложно представить, что когда все изнывают от жары, любимое чадо с удовольствием возьмется за школьную программу, да и настаивать на своем не хочется. Так заставлять или нет читать ребенка по программе? Советуемся с детским психологом Еленой Сыркиной.

– Начнем с того, для чего дается программа чтения на лето. Ребенок в школе проходит определенные произведения, но есть еще много интересной и нужной литературы, необходимой для его развития, – говорит психолог. – Каникулы длятся три месяца, это достаточно большой период, когда ваш отпрыск может не только отдохнуть и оздоровиться физически, съездить в лагерь, к примеру – да куда угодно, – но и развиться интеллектуально. Тем более что речь идет не о том жестком режиме, который предполагает школа. Летнее чтение настроено на другой принцип работы: в свободном режиме ребенок может прочитать ту литературу, которая ему интересна. В идеале это, конечно же, весь список, но и варианты возможны! То есть в любом случае это занятие полезное – сойдемся на этом.

Елена, не секрет, что в настоящее время дети вообще неохотно читают. Если в школе они вынуждены это делать, то дома многих просто не заставить, тем более летом, когда они больше посвящены сами себе...

– Все дело в том, как читать. Очень многое зависит от родителей. Могу вас заверить: список литературы, как это ни странно, – хорошая возможность для сотрудничества с собственным ребенком. А летнее чтение – еще одна точка соприкосновения, время, когда родитель и сын-дочь могут побыть вместе. Читать можно не только по принуждению! Меня, например, вообще очень настораживает такая ситуация, когда родители заставляют чадо. Лучше, если летнее чтение станет совместным творчеством ребенка и родителя: когда школьника не заставляют, а он принимает в этом активное участие. Вот скажите мне, почему дети не читают? Потому что никто не учит их, как это нужно делать, они не понимают, что в этой литературе можно открыть для себя много нового и интересного. Школяры подчас воспринимают список произведений как тяжкую ношу, а не увлекательное занятие.

Очень показательным в этом смысле может быть пересказ книги ребенком. В основном они описывают действие: герой пошел туда-то, там произошло то-то, с тем посражался – вот и все! То есть идет просто описание по факту, о каком развитии речи мы можем говорить? Ребенок очень скупо и явно не художественным языком описывает происходящее в произведении или фильме.

Увы, современные дети подчас не могут мыслить творчески, абстрактно, мы уже не говорим о том, что ученик выносит из произведения, будь то мораль или жизненные уроки.

Дети не могут самостоятельно распознать мысль, вложенную художником слова. К сожалению, это беда современности. Поэтому, конечно, чтение летней литературы с родителями, способными приподнять занавес авторской задумки, показав собственную житейскую мудрость, – это несомненный плюс как для ребенка, так и для построения взаимоотношений.

И у детей, и у родителей появится, так скажем, предмет к разговору. Ведь, посмотрим правде в глаза, во многих семьях нет никакого совместно проведенного времени. Каждый член семьи занят своими делами: папа зарабатывает деньги, мама занята домашними делами, а ребенок зачастую предоставлен сам себе.

Поэтому, если постараться, совместное чтение может насытить вечера и даже в чем-то объединить семью, не говоря уже о том, что удастся выполнить школьный план. К тому же с ребенком можно поговорить о прочитанном, спросить, что он вынес из этого произведения, понять, как он смотрит на многие моральные ситуации, которые происходят в отношениях между людьми. Другими словами, получится такой глубокий, близкий, камерный разговор с чадом, в котором вы сможете многое о нем узнать. И, что немаловажно, вовремя подкорректировать ситуацию, может быть, даже подстраховать его в чем-то.

Как организовать совместное чтение?

– Если нужно, читайте книги вслух. Это может быть также чтение по ролям, или ребенок будет просто сидеть и слушать. Он с энтузиазмом воспримет вашу идею, даже если ему не нравится сам процесс чтения, что очень характерно для учеников начальной школы. С вашей помощью чадо заинтересуется и уже скоро будет увлеченно читать самостоятельно. С юными школярами вообще можно устроить, к примеру, конкурс рисунков по прочитанному произведению или поставить сценку: поиграть в домашний театр. Иначе говоря, разнообразьте сферу деятельности, творчески отнеситесь к банальному школьному заданию. Здесь довольно многое зависит от родителей, которым, конечно, проще заставить: «Сиди и читай. Пока не прочитаешь столько-то, из дома не выйдешь!»

Но, во-первых, это, грубо говоря, насилие над ребенком, и из этого, скорее всего, ничего хорошего не получится! Вероятнее всего, в случае подобных ультиматумов чадо просто пассивно просидит отведенное время или начнет конфликтовать с родителями. Так что подобные методы «приобщения отпрыска к литературе» никак конструктивными не назовешь! А вот потихоньку, совместно, вызывая у ребенка интерес, можно приучить его к чтению. Тем более список литературы довольно большой, и вполне можно выбрать то, что кажется интереснее всего. Понятно, что если мы начнем с «Войны и мира», это будет неправильно.

Родителям в этой ситуации следует проявить уважение. Еще раз повторюсь: проще, конечно, заставить и принудить, не вызывая интереса у ребенка, а не проявить творчество и сообразительность, потратив свое время. Но именно такое ваше поведение способно развить в школьнике любовь к внеурочному чтению.

То есть не следует придерживаться правила: лучше уж пусть отдохнет, еще начитается в школе?

– Здесь как будто звучит два крайних варианта: либо не читаем вообще, а отдыхаем, либо читаем целыми сутками по принуждению родителей и не отдыхаем вообще. Это неправильный подход. Есть ведь еще и золотая середина!

Елена, но подростков, к примеру, не так уж легко увлечь чтением по ролям и разыгранными сценками. Их интересы, как правило, от этого далеки. Что делать, когда тинейджер всячески избегает такого вот совместного времяпрепровождения?

– Действительно, с подростками дело обстоит иначе. С ними важнее не заинтересованность в произведении, а установление личностного контакта, понимание того, что ему интересно. Если взаимопонимание есть, у подростка проще выяснить, почему список литературы вызывает у него такое сопротивление. Как он вообще считает: полезна ли ему художественная литература, может ли он извлечь из произведений нечто полезное для себя? Как он видит свое будущее? То есть такой своеобразный доверительный разговор с подростком о планировании его ближайшей перспективы.

К слову говоря, старшие дети очень часто сидят в Интернете, в котором есть масса электронных библиотек, предоставляющих бесплатную литературу. Удобство технического прогресса налицо: не нужно тратить время на поход в книгохранилище. Для тех, кто не любит сам процесс чтения, существуют аудиокниги, которые также можно скачать и прослушать. Если подросток понимает целесообразность чтения, просто выберите ту форму, которая кажется ему наиболее удобной. Еще один вариант знакомства с произведениями великих: сейчас можно найти множество дисков с экранизированной классикой. Посмотрев фильм, тинейджер может заинтересоваться оригинальным произведением.

Еще один способ увлечь подросшего ребенка – посоветовать ему прочесть то произведение, в котором он сможет найти ответы на волнующие его вопросы: «Посмотри, вот в этой книге главный герой переживает точно так же, как и ты, неразделенную любовь (да что угодно!)». Заинтригуйте подростка, это тоже творчество!

Мне кажется, увлечь литературой во всех ее проявлениях детей подросткового возраста будет несложно: как правило, их очень волнуют мировоззренческие проблемы, тщательно разобранные классиками.

Не забывайте, что это время, когда они познают себя. Объясните, что литература вполне способна помочь самоопределиться: вопросы совести, морали, чести, справедливости, взаимоотношений – все это старо как мир. Поделитесь собственным опытом, как та или иная книга помогла в решении неких проблем. Расскажите, как получили ответы на свои вопросы. Словом, сделайте процесс увлекательным!

Оказывается, банальное чтение заданной на лето литературы способно стать серьезным помощником в разговоре с ребенком. В поисках способа увлечь чадо классикой вы найдете интересные темы для душевных бесед, а ваш тинейджер не пополнит среднестатистического ряда низкоинтеллектуальных, не читающих студентов. Что ни говори, читать полезно!

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления