Образование Платные «бесплатные» учебники

Платные «бесплатные» учебники

Когда речь заходит о бесплатности российского образования, ненароком вспоминается фраза из известного сериала: «Наше бесплатное образование – самое платное в мире»...

Когда речь заходит о бесплатности российского образования, ненароком вспоминается фраза из известного сериала: «Наше бесплатное образование – самое платное в мире». Что и говорить, одиннадцатилетнее обучение отпрыска, как правило, выходит «в копеечку»: организация школьного ремонта, покупка новой мебели, всевозможные праздники… Долго можно перечислять родительские траты. Не миновала чаша сия и одну из необходимых нужд каждого старательного ученика: бесплатными учебники остались разве что с «доисторических» времен.

Буква закона

«Школьное право гласит: учебники и учебные материалы по предметам обязательной программы должны быть бесплатными, – уверяет адвокат Елена Мишкина. – Соответственно, и заставлять покупать какие-либо учебники школа не имеет права. Что касается сбора средств на те или иные ученические нужды, никаких наличных денег школьные работники собирать не должны. Все денежные переводы должны быть документально оформлены и проходить через школьную бухгалтерию. В противном случае это нарушение законодательства! Тем более никаких обязательств по передаче денег ни дети, ни родители, не несут. Все должно происходить исключительно в добровольном порядке. Хотелось бы, чтобы образовательные учреждения и родители в этом вопросе находили общий язык, но если уж школа обязывает приобретать учебники, то администрация должна четко обосновать такую необходимость: по какой причине».

Как ни странно, подобное правило не всегда находит применение в наших школах: «У нас в конце учебного года все вынуждены сдавать деньги на учебники, независимо от того, что многие хотели бы решить вопрос самостоятельно, – жалуется Александра Минтюгова, мама десятиклассника Олега, – те, кто не делает этого, наталкиваются на осуждение классного руководителя, который никак перед нами за потраченные деньги не отчитывается. А все мы знаем, чем может быть чревато подобное «отделение от коллектива» для ребенка».

Если в учебном учреждении на ребенка из-за нежелания родителей выплатить ту или иную сумму на школьные нужды оказывают давление, юрист Елена Мишкина рекомендует: обратитесь к психологу, который сделает вывод, ухудшилось ли психологическое состояние ребенка, угнетен ли он, и на чем это сможет отразиться (качество обучения, настроение ребенка, его здоровье). Заручитесь поддержкой других родителей одноклассников ребенка и возможных свидетелей или очевидцев события. Все денежные переводы осуществляйте через банк, в таком случае учителя и родительский комитет будут нести ответственность за использованные деньги. Или же берите с людей, которым сдаете деньги, расписку в получении – тот, кому нечего скрывать, не откажет подписаться.

Актуальная проблема

«Хотелось бы задать вопрос и получить на него аргументированный и честный ответ, – озадачен отец школьника Ильи Вадим Ярцев. – Почему в одних школах практически все учебники покупают родители, в то время как в других учебные пособия передаются от класса к классу, пусть даже и за частичную плату. К тому же выяснилось, что те учебники, по которым мой ребенок будет обучаться в этом году, в школьной библиотеке полностью отсутствуют: то год не совпадает, то авторы программ. Скажите пожалуйста, как Управление образования следит за поступлением учебников в школьные библиотеки, или на данный момент уже все переложили на плечи родителей, забыв, что среднее образование пока еще в нашей стране бесплатное?»

«Дело в том, что в некоторых школах по решению либо школьного совета, либо родительского комитета действует программа «Школьный учебник». И в рамках этой программы родители закупают, к примеру, учебные пособия в первом классе за полную стоимость, а потом не забирают себе, а оставляют в школьной библиотеке, – отвечает заместитель начальника Управления по делам образования администрации г. Челябинска по вопросам обеспечения и реализации государственных образовательных стандартов и общим вопросам Лариса Манекина. – Таким образом получается, что дети, переходя из класса в класс, получают учебники, доставшиеся от других учащихся и находящиеся в библиотеке, а докупают только недостающие. В таких школах закупка учебников осуществляется централизованно, непосредственно с базы, без наценок. То есть все зависит от того, какое родительский комитет совместно с администрацией школы примет решение о приобретении учебников. Если же подобной договоренности не было, родители ежегодно будут покупать учебники сами. На сегодняшний день единой городской программы в этом плане не существует, это отдано на откуп образовательным учреждениям. От города мы делаем заявку, собираем данные от районных управлений образовательных учреждений. Что касается имеющегося законодательства, согласно которому каждый школьник имеет право на бесплатную обучающую литературу, на сегодняшний день идет несогласованность законодательной базы с реальным финансированием, это не наши недоработки».

По словам специалиста, заказ на учебную литературу ежегодно формируется в январе-феврале в соответствии с запросами Министерства образования и науки Челябинской области, в которых определен список издательств и учебников, а также суммы, выделяемые на учебные пособия из средств областного бюджета (в соответствии со ст. 29 п. 6 Закона РФ «Об образовании»). Так, в «Перечне учебных изданий для учреждений общего среднего образования Челябинской области на 2009-2010 учебный год, закупаемой на средства областного бюджета» всего 156 наименований учебников, из них для начальной школы – 79 наименований по 8 программам. Причем учебники по системе Занкова Л.В. выделяются только для первого класса, по системе Виноградовой Н.Ф. и по программам «Школа 2100», «Школа России», «Перспектива», «Гармония» – только для второго класса, по программе «Перспективная начальная школа» – только для третьего. Для учащихся основной и средней (полной) школы – 30 наименований по шести предметам (математика, физика, информатика и ИКТ, английский язык, история, химия (например, «История» только одного автора и только для 9,10, 11 классов). Остальные учебники в перечне – для учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений I, II, VIII видов (47 наименований).

В 2009-2010 учебном году из средств областного бюджета на приобретение учебной литературы было выделено 40 млн рублей. Количество обучающихся же 1-11 классов в области – около 304 тысяч человек. Путем нехитрых расчетов получаем на каждого ученика примерно по 131 рублю – сумма, на которую даже бывший в употреблении учебник приобрести сегодня вряд ли получится. Это и объясняет невозможность дать родителям шанс не тратиться на учебные пособия.

«Хочу сказать, что во избежание различных неприятных ситуаций родители, которые сдали деньги «на учебники», вправе потребовать отчет о затраченных средствах, ознакомиться с накладными, – успокаивает Лариса Манекина. – Более того, во время проведения школьных собраний администрация школы в случае централизованной закупки учебников обязана отчитаться. Это же касается и любых других привлечений внебюджетных средств (школьный ремонт и прочее): родители должны видеть, куда вкладываются деньги. В случае, когда средства действительно идут на улучшение условий для детей, я уверена – большинство мам и пап будут только рады таким тратам. «Добровольно-принудительных» взносов с указанием конкретной суммы в наших школах быть не должно, это абсолютно недопустимо – доход в семьях очень разный! Если подобные случаи имеют место быть, нужно ставить Управление по делам образования в известность».

Как решается вопрос с учебниками в Челябинских школах? «Закупка учебных пособий в нашей школе ведется централизованно через библиотеку на деньги, сданные родителями. Книги потом, разумеется, остаются в библиотечном фонде, – рассказывает преподаватель МОУ СОШ №121 Татьяна Файда, – Есть, конечно же, мамы и папы, которые покупают книги самостоятельно, так как хотят, чтобы учебники остались у ребенка».

Элитные школы и вовсе предпочитают возложить вопросы приобретения учебных пособий на родительские плечи, хотя причина, по которой это происходит, судя по всему, более чем уважительная: «В нашем учебном заведении учебники полностью закупают родители, – сообщает директор 31 лицея Александр Попов. – Дело в том, что наша учебная программа абсолютно не совпадает с программой обычной общеобразовательной школы, соответственно, бесплатные учебники, на приобретение которых государством выделяются субсидии, для учащихся нашего лицея недоступны. Родители относятся с пониманием, проблем это не вызывает».

Нет предела совершенству

Вполне вероятно, что вскоре знаменитые споры о платных «бесплатных» учебниках и вовсе прекратятся: процесс обучения совершенствуется. На прошлой неделе Челябинская область уже получила шестьдесят два ридера (электронный учебник), и впервые в новом учебном году учащиеся двух школ – в Челябинске и Магнитогорске – будут по ним обучаться. «Челябинская область достойно продвигается по информатизации учебного процесса, и в этом году нас ждет новый этап – переход на электронный документооборот и электронные учебники – ридеры, сообщил на состоявшейся недавно пресс-конференции министр образования и науки области Александр Кузнецов. – Так, шестьдесят два ридера, которые смогут заменить бумажные учебники, на днях поступили в регион. Они будут в равных пропорциях распределены между двумя школами – челябинской №23 и магнитогорской №53. Стоимость каждого из них – 30 тысяч рублей, их привезли из Канады».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления