Образование И снова об учебниках: южноуральский эксперимент

И снова об учебниках: южноуральский эксперимент

Что такое ридер? Для многих не слишком современных родителей это слово пока в новинку, хотя их более продвинутые отпрыски уже в курсе, что такое электронная «читалка» . Совсем скоро ученикам не придется сгибаться под тяжестью кипы учебников и тетрадок. Мо

Что такое ридер? Для многих не слишком современных родителей это слово пока в новинку, хотя их более продвинутые отпрыски уже в курсе, что такое электронная «читалка» . Совсем скоро ученикам не придется сгибаться под тяжестью кипы учебников и тетрадок. Может быть, и портфели отомрут за ненадобностью? Как бы то ни было, но в двух южноуральских школах – 23 гимназии г. Челябинска и школе №53 г. Магнитогорска – будущее уже наступило. Эти учебные заведения участвуют в эксперименте по информатизации школ. От успешности эксперимента зависит, как скоро эти учебники появятся у всех учеников.

Первые электронные уроки

Вводить электронные книжки в школьный оборот будут поэтапно. В 23-й школе электронные уроки в 2010 году запланированы только в шестых классах и только по обществознанию, четыре раза в месяц вести занятия будет учитель истории и обществознания Любовь Ивановна Бунакова. Уроки сделают открытыми – через веб-камеру за действием будут следить специалисты из Москвы. Они отметят сложности и успехи каждого занятия.

Курирует данный проект в южноуральских школах-пионерах ГОУ ДПО «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» – обучает, сопровождает, помогает. Отдельные сотрудники прошли специальное обучение, кроме того, институт выделил 23-й школе технического специалиста.

Ридер и ноут: в чем разница?

Учебный ридер – это мини-ноутбук с двумя тачскринами вместо клавиатуры, он совмещен с планшетом, на котором можно писать интерактивной ручкой – стилусом. Выглядит как книга, размером примерно как обычный бумажный учебник. Состоит из двух крышек, на каждой – экран. Одна из панелей и есть планшет для письма и рисования, другая – сенсорный экран. Кстати, экраны можно менять местами, что очень важно для левшей. «Ридеры довольно просты в обращении, – говорит Любовь Бунакова. – А вот образовательная начинка портала сложновата для шестиклассников – на некоторые вопросы им будет непросто отвечать».

У ридера масса достоинств по сравнению с обычными книгами. По электронному учебнику школьники смогут не только читать, но и смотреть фотогалереи, слайд-шоу и фильмы, слушать, рисовать. «За каждое занятие ребята будут проходить заданный «маршрут» по гиперссылкам, – объясняет Любовь Бунакова. – В конце урока все будут выполнять тест вроде тех, что есть в ЕГЭ. Причем правильность выполнения первых двух частей – А и В – проверяется автоматически. А часть С, более творческую, просмотрит и оценит педагог. Интересно, что на этом этапе учитель не знает, кого оценивает. После компьютер выставляет совокупную оценку за весь тест».

«Выйти в Интернет просто – ребенку нужно лишь нажать на кнопку на рабочем столе, – рассказывает сотрудник Челябинского центра переподготовки и повышения квалификации работников образования Людмила Магелова. – Ресурсов в ридерах много: богатые коллекции картинных галерей, фотографий, учебные материалы, художественные книги. Все это – на специальном образовательном портале, который организовало издательство «Академ книга» совместно с Санкт-Петербургским институтом и министерством образования Челябинской области. Он начинает работу с 1 сентября. Туда по мере освоения материала школьниками будет выкладываться новый пакет ресурсов».

Объясняя тему урока, учитель сможет использовать свой монитор вместо доски – информация на нем отобразится на экранах ученических ридеров. Ученику не нужно конспектировать то, что объясняет учитель – информация, передающаяся на его монитор с монитора учительского ридера, сохраняется в памяти устройства.

Теперь не нужно тащить в школу тяжелый портфель с кучей книг – учебники по всем предметам разместятся на образовательном портале и будут сохраняться в ридерах. Ученики будут получать в классе девайс, учиться и работать в нем. В перспективе ребенок сможет брать девайс домой, для выполнения домашних работ.

Школьники заинтригованы – стоило им получить ридеры в руки, как они начали активно разбираться в технике. Лихо листают пальцем «страницы» на мониторе, заходят в папки. «Легко и увлекательно, – говорит шестиклассница Олеся. – Пока мы играем в игры, которые тоже здесь есть, но и учиться будет очень интересно. Мы уже обнаружили, что ридер очень похож на ноутбук – есть вход и для флешки, и даже для карты памяти. А еще можно писать электронной ручкой, выполнять упражнения, стирать ошибки, исправлять без помарок». (Игры изначально есть в стандартном пакете программ ридера. – прим. автора)

Минусы «читалок»

Многие вопросы использования электронных книг пока не продуманы до конца. Например, как именно гарантировать сохранность устройств в руках ребятишек. Еще нет даже каких-либо специальных чехлов. Однако учителя уже готовы к тому, что электронные ручки, прилагающиеся к ридерам, станут теряться и ломаться, но их можно восстанавливать.

Сами чудо-учебники канадского производства и стоят недешево – 30 тысяч рублей за штуку. Поскольку пока ридеры внедряются в качестве эксперимента, их использование не стоит родителям ни копейки. Но в будущем, когда они станут привычной частью учебной программы, может появиться небольшая плата. Однако точных решений на этот счет пока не сообщают.

Всерьез и надолго?

«Вся Россия смотрит на вас, – обращается к школьникам министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов, открывший торжественную первосентябрьскую линейку в 23-й гимназии. – По электронным учебникам пока будете учиться только вы, ученики в Магнитогорске, в Москве и Томске. От вашего опыта, от результатов этого эксперимента зависит, как в будущем станут обучаться другие школьники».

«Уроков еще не было, поэтому о сложностях рано говорить, – считает Людмила Бунакова. – Только на практике мы увидим недочеты. Они, конечно, будут – трудности всегда выпадают на долю первопроходцев. В любом случае электронным образовательным комплексом ограничиваться учебный процесс не будет – сохранится традиционная форма обучения, будет даваться дополнительная информация. Ридеры – это замена множества бумажных учебников и расширение возможностей обучения. Дети с детства будут на ты со многими компьютерными программами, научатся готовить презентации и многое другое».

«Важно помнить, что ридеры – это пособие, это дополнительный элемент, хоть и очень хороший, наглядный, – отмечает Александр Кузнецов. – Электронные книги ни в коем случае не должны заменить живое общение с учителем, традиционное обучение в обычных школах».

Скорее всего, более широко ридеры станут применять в обучении детей с ограниченными возможностями, которые не могут заниматься в обычных школах на равных со всеми условиях. Дистанционное обучение – выход для них. Таких школьников уже начали обеспечивать как доступом к Интернету, так и специальным электронным оборудованием.

Кстати, 23-я школа уже перешла на электронный документооборот. По словам педагогов, многим современным родителям электронные дневники и журналы облегчают контроль за успеваемостью своих чад. Да страницу с двойкой из дневника уже не вырвешь.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления