18 января понедельник
СЕЙЧАС -20°С

На что имеют право наши дети?

Мы постоянно слышим высокие слова: дети – самый ценный капитал общества, это же завтрашние взрослые! И тем не менее ежедневно являемся свидетелями нарушений прав детей. СМИ пестрят сообщениями о противоправных деяниях и преступлениях против детей и подрос

Поделиться

Поделиться

Поделиться

Мы постоянно слышим высокие слова: дети – самый ценный капитал общества, это же завтрашние взрослые! И тем не менее ежедневно являемся свидетелями нарушений прав детей. СМИ пестрят сообщениями о противоправных деяниях и преступлениях против детей и подростков, их жизни, здоровья, имущества... В обществе нарастают настроения, порождающие отчаяние и конфликты. Дети, как часть мира, не остаются от этих процессов в стороне. Они реагируют на это по-своему, с нарастающей подростковой агрессией. Как этому противостоять? Последнее слово в решении проблем, связанных с детьми, конечно, за государством. Хочется верить: если мы не будем молчать, будем привлекать внимание к этой «больной» теме, вмешательство сильных мира сего произойдет быстрее.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Кто ответит за окно?

Перешерстив Интернет, столкнувшись с рядом вопиющих фактов, связанных с грубыми нарушениями прав детей, припомнив свои примеры, я отправилась на прием в Челябинское муниципальное учреждение социального обслуживания «Кризисный центр», к юристу Марии Уразовой. Мы разобрали несколько ситуаций – жизненных и типичных.

Мальчик учился в гимназии. В девятом классе стал немного слабее учиться в области точных наук. И, хотя итоговые экзамены за девятый класс сдал положительно, директриса этого заведения заявила, что не берет его в десятый класс! Якобы есть решение педсовета: ребенок не рекомендован к обучению в этой гимназии в дальнейшем. Но мать как родителя и представителя прав этого ребенка на педсовет никто не приглашал! Да и самого ребенка тоже. Мама пыталась отстоять права, но директрисой на нее было оказано давление, предпринято запугивание: мы все равно не дадим ему учиться, оставим на второй год и т. д. В результате документы они вынуждены были забрать. В обычной школе, куда перевели подростка, встретили враждебно, он вообще прекратил учиться... И такое – сплошь и рядом. Объясните, были ли права ребенка нарушены и насколько?

– Права ребенка были нарушены цинично и грубо. В Семейном кодексе РФ (ст.63-65) говорится, что родители несут ответственность за воспитание и развитие своих детей. Аналогичные права предоставлены родителям и иными нормативными актами. Скажем, статья 38 Конституции РФ гласит: «Забота о детях, их воспитание – равно право и обязанность родителей». Причем, родители имеют преимущественное право на воспитание своих детей перед всеми другими лицами.

Что это значит?

– Родители обязаны обеспечить получение детьми основного общего образования, создать условия для получения ими среднего (полного) общего образования. Помимо того, с учетом мнения своих детей они имеют право выбора образовательного учреждения, формы получения образования детьми. То есть если директор гимназии заявляет, что ребенка следует перевести в «школу по месту жительства», это не правомерно. Право выбора школы для ребенка принадлежит именно родителям и их детям. Помимо прочего, директор не имеет права оказывать давление на детей и их родителей. Это превышение служебных полномочий. И это уже – статья Уголовного кодекса.

ВИДЕОРЕКЛАМАРолик просмотрен

Поясню, что решение педсовета не стоит воспринимать как истину: оно не имеет законной силы, носит рекомендательный характер.

Получается, выгнать ребенка из школы не имеют права?

– Во-первых, не «выгнать», а исключить. На основании Закона «Об образовании», ст.19. В ней, в частности, говорится, что по решению органа управления образовательного учреждения за совершенные неоднократно грубые нарушения устава образовательного учреждения допускается исключение из данного образовательного учреждения учащегося, достигшего возраста пятнадцати лет.

Исключение обучающегося из образовательного учреждения применяется, если меры воспитательного характера не дали результата и дальнейшее пребывание его в образовательном учреждении оказывает отрицательное влияние на других обучающихся, нарушает и права работников, и нормальное функционирование образовательного учреждения.

Решение об исключении обучающегося, не получившего общего образования, принимается с учетом мнения его родителей (законных представителей) и с согласия комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Образовательное учреждение незамедлительно обязано проинформировать об исключении обучающего из образовательного учреждения его родителей (законных представителей) и орган местного самоуправления. В данном случае нарушений устава не было, ребенок просто стал хуже учиться...

Общее образование включает в себя три ступени, соответствующие уровням образовательных программ: начальное общее, основное общее и среднее (полное) общее образование. Среднее (полное) общее образование (11 классов) является обязательным. В случае, который мы рассматриваем, ребенка лишают права обучаться в 10-11 классах, получать среднее (полное) общее образование. Действия директора школы неправомерны.

Моя рекомендация: обратиться в районное управление образования или правоохранительные, надзорные органы – с заявлением (жалобой) на директора данной гимназии. В отношении директора будут приняты определенные меры воздействия. Права несовершеннолетнего таким образом удастся отстоять, ребенка в данной школе восстановят.

Нередко родители рассуждают так: ладно уж, заберем документы, тихо-мирно перейдем в другую школу… Ни в коем случае нельзя сдаваться! Не бойтесь отстаивать свои права! Нужно учиться защищать их любыми законными способами. Тем более как в данной ситуации, где явно видно, что права родителей и ребенка нарушены. К тому же это имело тяжелые последствия: ребенок потерял интерес к учебе.

Не стоит позволять таким «педагогам», равнодушным к судьбам детей, давать повод воображать, что они сильнее закона... Приведу пример из своей практики. Ребенок восьми лет от роду, второклассник, видел, как более старшие ученики в школе разбили окно. И вот этого мальчика (вместе с мамой) вызывает директор школы и начинает «давить»: «Это ты разбил окно! Возмещайте ущерб!».

Мама пыталась своего ребенка защитить, но услышала в ответ: «Пусть даже не ваш ребенок разбил, а старшие его запугали, но... Это – дети из малоимущих семей, что с них взять? А вам возместить труда не составит. Да возьмите уже на себя этот случай!».

И что, заплатила?

– Мама почувствовала: происходит что-то не то. Пришла ко мне за консультацией. Пришлось напомнить, что по закону «Об образовании» за все, что происходит с ребенком до 14 лет в школе, несет ответственность школа. И разбитое стекло тоже должна восстанавливать школа, а не родители. Закон – на стороне ребенка.

До последнего патрона

Недавно всю Челябинскую область потрясло жесткое избиение подростка его ровесниками. Одноклассники разбили гипс на руке мальчика, выбросили содержимое портфеля в воду и засняли все это на видео... Здесь две стороны вопроса: моральная и юридическая. Не будем пока касаться первой: что вы скажете о второй?

– Наверняка этому ребенку угрожали. Надо было реагировать на угрозы. Родители должны были выяснить: кто угрожает, чем? Петя угрожает моему сыну... Следующий шаг – обратиться к руководству школы, лучше письменно: чтобы приняли меры.

Теперь конкретно по этому случаю. Родителям надо написать заявление в прокуратуру. Доказательством может служить видео, выложенное в Интернет. Зло не должно торжествовать! Все участники этого инцидента должны понести наказание.

Я, помню, обращалась по поводу того, что ребенка «доставал» некий мальчик в школе. Мне ответили: мы знаем этого ребенка (обидчика), с ним жестоко обращаются в семье, поэтому он такой. Мы ему сочувствуем... На то, что он обижает моего ребенка, никакой реакции не последовало. Я потом узнала: папа этого мальчика – начальник, который постоянно спонсирует школу. Ссориться с ним было невыгодно.

– Для учителей теперь главное: чтобы все «красиво» на бумаге выглядело, в материалах отчетности. Чтобы успеваемость, посещаемость были на уровне. А что происходит в школе в действительности, никого особо не волнует. В итоге ситуация, на которую не реагируют, развивается до таких вот безобразных пределов. Но родители не должны отпускать на самотек подобные случаи. Отстаивайте права своих детей «до последнего патрона».

Кстати, о патронах. Инструктор по пейнтболу стрелял в детей – двух мальчиков, попавших на площадку для тренировок. Они несколько вывели из себя, и он не нашел ничего лучше, как выстрелить... Мама подала на него заявление. Маму в интернет-сообществе осудили: мол, не умеешь детей воспитывать, нечего было им на эту площадку пробираться...

– Мама поступила совершенно правильно. Тут однозначно было совершено противоправное деяние. Надо еще разобраться, что там за вид оружия был, у инструктора. От этого будет зависеть продолжительность срока, который ему «светит».

Еще случай. У подростка-учащегося техникума были длинные волосы. Это не понравилось преподавательнице. И вот она на глазах у всей группы взяла да и отрезала ему волосы. От стресса и унижения подросток попал в больницу. Он был болен сахарным диабетом, и при таких обстоятельствах болезнь обострилась. Как вам такое? И похожий случай (тоже из Интернета) – с девочкой из детсада. Там воспитательница взяла и обрезала девочке волосы (во время сна!), потому что той жвачка в волосы попала. Маме девочки это не понравилось, она подала в суд.

– Воспитательнице достаточно было позвонить маме и сообщить про жвачку. Посоветоваться: мол, что делать? Но, естественно, никаких действий по отношению к ребенку применять было нельзя.

Что касается подростка... Вообще, если в учебном или дошкольном заведении имеются какие-то требования к внешнему виду, это должно быть закреплено в Уставе этого заведения, его учредительных документах. Нельзя просто взять и объявить: «А давайте-ка с завтрашнего дня все придем: белый верх – черный низ. И чтобы никаких длинных волос у мальчиков! Иначе – двойки в дневниках начнем ставить и родителей штрафовать!». Это все голословно. Если документально такие «порывы» нигде не закреплены, никто не вправе требовать. Тем более совершать рукоприкладство: стричь ребенка на глазах других учащихся, подвергать унижению.

Что это значит: «Мне не нравится твой внешний вид?». А мне вот, может, блондинки не нравятся... И что я буду их теперь перекрашивать, стричь? Бред какой-то...

Постоянно появляется информация: подросток покончил с собой... Вот и недавно прочитала такую же... Нередко начинают разбираться и выясняется: на подростка оказывалось давление, ему угрожали. Или дети, или учителя (тем, что выгонят, оставят на второй год). Родители смогут доказать, что на ребенка оказывалось давление?

– Это очень трудно доказать. Поэтому обращайте внимание на поведение ребенка, особенно в подростковом возрасте. Следите, с каким настроением он ходит в школу. Если хандрит, не хочет идти: что-то не так. Надо идти в школу и докопаться до причины.

Дорогие родители! Изучите закон «Об образовании» и Устав, распорядок заведения, в которое определяете ребенка. Если происходит некое несоответствие, немедленно реагируйте. Мы живет в правовом государстве. Об этом нелишне напоминать тем, кто такую информацию с трудом усваивает.

Нужен медиатор

Для полноты картины я обратилась к уполномоченному по правам человека в Челябинской области Алексею Севастьянову, задав всего один вопрос: почему в нашем обществе, гордо именующем себя современным, передовым, все грубее и чаще нарушаются права детей?

– Раньше тоже происходили жесткое разборки, просто об этом меньше писали. Вспомните тот же фильм «Чучело», – начал Алексей Михайлович. – Что касается современной ситуации... Надо менять саму систему образования. Необходимо ввести, например, должность школьного медиатора. Медиаторы – это некие нейтральные, независимые лица (посредники), помогающие сторонам разрешить имеющийся конфликт, спор. У медиатора не должно быть зависимости от администрации школы. Это должен быт человек, которому бы доверяли и дети, и родители. Может быть, это будет человек на общественных началах, допускаю и такое. Только обязательно – авторитетный

Что это даст?

– Родители сейчас жалуются в прокуратуру, дети «выживают» в школах сами по себе. А здесь можно будет решить конфликты иначе. Допустим, девочка-подросток в школе оклеветала другую девочку. Произошла драка. А был бы медиатор, драки могло не быть.

Почему в школах так трудно «выживается»? Учителя не понимают учеников, родителей? И наоборот...

– Слишком велик разрыв поколений. Штат учителей стареет. Трудится в основном старая гвардия. Молодые, более передовые, на смену им не спешат. Порой, наших детей учат те учителя, которые еще нас учили. Отсюда – непонимание. Разрыв поколений!

Необходимы поправки в законе «Об образовании». Жизнь показывает, что педагоги больше должны работать с детьми. А они, увы, нацелены в основном на технический результат (их больше беспокоят отчеты), а на педагогов, в свою очередь, «давит» вышестоящее начальство. Это все устарело, правила и методы надо менять...

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

У нас есть почтовая рассылка для самых важных новостей дня. Подпишитесь, чтобы ничего не пропустить.

Подписаться

Пока нет ни одного комментария. Добавьте комментарий первым!

Загрузка...
Загрузка...