RU74
Погода

Сейчас+9°C

Сейчас в Челябинске

Погода+9°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +5

0 м/c,

746мм 61%
Подробнее
4 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Образование История «Чучела», или Как помочь изгою

История «Чучела», или Как помочь изгою

ChelDiplom.ru уже не раз обращался к теме школьных войн. Они могут принимать разные формы: то учитель слишком жесток с кем-то из ребят, то ученики травят учителя. Но, пожалуй, одна из самых страшных форм детской агрессии – объединение коллектива против чу

ChelDiplom.ru уже не раз обращался к теме школьных войн. Они могут принимать разные формы: то учитель слишком жесток с кем-то из ребят, то ученики травят учителя. Но, пожалуй, одна из самых страшных форм детской агрессии – объединение коллектива против чужака. Помните, с какой ненавистью одноклассники травили Лену Бессольцеву в фильме Ролана Быкова «Чучело»? Что заставляет внешне вполне благополучных мальчиков и девочек объединяться в стаю и терять человеческий облик, ополчаясь на сверстника – жертву? И всегда ли все так однозначно в ситуации травли?

Перед вами один из горестных отзывов на предыдущий материал ChelDiplom.ru, посвященный этой непростой теме (стиль и орфография автора сохранены).

«Здравствуйте! Моей дочке 11 лет. Первый класс мы отучились в одном классе, со второго класса перевелись в другой в этой же школе, и как мы перевелись, ее в новом классе не приняли, и сейчас мы в пятом, стало еще хуже, весь класс против нее одной, говорят: «Ты чужая, зачем ты к нам пришла», она не хочет ходить в школу, плачет, говорит: «Я больше не могу», я беседовала с классным руководителем, в итоге мне сказали поговорить с моей дочкой, потому что девочки говорят, что она сама виновата, я намерена перевести ее в другую школу, конечно, не хотелось бы, но выхода не вижу. Причина перевода в первом классе – меня не устроил учитель (она была давно на пенсии, ее вызвали из-за нехватки учителей), да, может, это была моя ошибка, но теперь что делать, подскажите!»

К сожалению, на письма корреспондента, отправленные по указанному в отзыве электронному адресу, мама девочки не ответила. Но это не снимает остроту конфликта. Взяв историю из письма за основу, мы решили разобраться в ситуации, которая знакома очень многим. Дети-изгои есть практически в каждом коллективе – от песочницы до группы в институте. Что делать такому ребенку? Нужно ли пытаться приспосабливаться к законам стаи, или стоит и дальше пестовать свою индивидуальность? Можно ли найти общий язык с вчерашними врагами и обратить их в друзей, или выход в такой ситуации только один – перевод в другое учебное заведение? Но где гарантия, что на новом месте ребенку будет лучше? Как разорвать этот круг неприятия?

Вечные вопросы мы задали родителям подростков, классному руководителю одной из челябинских школ и психологу.

Защита в любом случае

* Точка зрения реципиента может не совпадать с точкой зрения редакции. – Прим. ред.

Мать двоих детей-школьников Наталья Игнатьева считает: «Ребенка нужно защищать в любом случае*. Поддержка родителей – святое дело. И общаться с директором и завучем – тоже дело и обязанность родителей, как и отстаивание интересов ребенка. Можно использовать все: звонки родителям обидчика, выступления на родительском собрании и прочее. Да, любовь класса ребенок не завоюет, но по крайней мере сможет избавиться от чувства покинутости и унижения (если ситуация очень серьезная, например одноклассники бьют изгоя). Вы даже не представляете, каким облегчением будет для ребенка даже это! Вариант смены школы достаточно хорош. Бывает, что прежний коллектив не принимает того или иного ребенка, и ему кажется, что все против него. А дети, которые сочувствуют обиженному, наверняка есть, но боятся подойти к нему из страха быть осужденными классом. Отсюда и проблема тотального одиночества, усугубляющая страдания от травли. Сергей Довлатов однажды сказал, что детские комплексы обладают стойкостью героев Бородино. Все родом из детства: и плохое, и хорошее. Поэтому задумайтесь, какой урон наносит вашему ребенку пребывание в таком классе. В новом классе он, напротив, может найти много единомышленников. Поменяйте школу и окружите свое чадо любовью, поставьте акцент на семье».

О пользе алгоритма

В школе с ребенком ближе всего общается классный руководитель. Именно педагог способен увидеть неладное и помочь своему ученику.

По мнению учителя биологии, классного руководителя со стажем Лады Мелтонян, детей нужно наблюдать не только на уроках, но и во внеклассной жизни, поскольку именно там раскрывается и их личность, и их взаимоотношения. Класс может не принимать ребенка по разным причинам. Здесь все очень индивидуально. Поэтому сложно давать общие рекомендации учителю, что делать, если в классе возникла такая ситуация.

«В своей практике я руководствуюсь алгоритмом, который можно сравнить с алгоритмом научного исследования: сначала – наблюдение, затем – анализ полученных фактов, – рассказывает классный руководитель, – это позволяет мне разобраться в ситуации. Убедившись, что проблема существует и ребенок не может решить ее самостоятельно, нужно постараться выяснить позиции сторон. Сначала поговорить с тем, кого не принимают, узнать, за что, по его мнению, ребята его не любят, почему не хотят дружить. Затем вызвать на разговор весь класс или непосредственно зачинщиков. Ситуации бывают разные. Также можно на мини-собраниях или классном собрании предложить детям открыто предъявить претензии друг другу. И самой последней мерой будет вовлечение в конфликт родителей. Ведь именно родители дают ребенку определенный настрой, с которым он идет в школу. Чаще в ситуации неприятия родители выражают две позиции. Первая может звучать как: «У моего ребенка почему-то не получается подружиться с классом», а вторая: «В вашем классе «такие» дети! Не принимают моего сыночка / дочку!» И тут учитель должен принять решение. Если конфликт дошел до критической точки, то лучше обратиться к психологу. Причем посетить его может сам классный руководитель и спросить совета, а также ребенок-изгой или весь класс.

До определенного возраста все дети жестоки, нетерпимы, способны видеть лишь черное и белое, не различая полутона. Пока дети не окрепнут духом, не повзрослеют, они не понимают, насколько сильную боль способны причинить. Поэтому нет однозначного рецепта, как помочь ребенку-изгою. Для меня, например, есть только алгоритм действий. И конечно, большую роль в этой конфликтной ситуации играют родители. В крайних случаях они могут выступать как кнут, пресекая попытки обидеть новенького или просто непопулярного ученика. В других ситуациях, когда класс, например, не принимает ребенка за личные качества (ябеда, гордец), родители должны научить ребенка сдерживать себя. Иногда, когда ребенок понимает, что именно в нем не нравится классу, и старается исправиться, отношения в коллективе налаживаются».

«Тесты» для новичков

Конфликт в детской среде поможет преодолеть специалист. Психолог челябинского областного центра социальной защиты «Семья» Евгения Сонина считает, что «любой класс всегда настороженно относится к новичкам. Каждого новичка класс проверяет. И дальнейшие отношения ребенка с классом во многом зависят именно от результатов этой проверки. Важно помнить, что своими действиям класс всячески старается вызвать определенную реакцию со стороны новичка (обиду, гнев, ябедничество и так далее). И если реакция есть – поведение по отношению к новичку закрепляется.

Ребенку, попавшему в ситуацию неприятия, можно посоветовать демонстрировать как можно больше спокойствия, достоинства, доброжелательного отношения к классу, всем своим видом показывать, что слова и действия одноклассников его не задевают.

Со стороны родителей очень важна эмоциональная поддержка, разъяснение различных ситуаций.

Главное в этот период – запастись терпением и спокойствием, как ребенку, только что пришедшему в класс, так и его родителям.

Классный руководитель всегда должен держать руку на пульсе. Если ситуация неприятия не слишком тяжелая, можно позволить детям решить ее самостоятельно и вмешаться при этом лишь косвенно, прочитав, например, на общеклассном мероприятии поучительную историю о важности хорошего, доброжелательного отношения к людям. Грубость и жестокость, конечно, стоит пресекать. Но при этом акцентировать внимание именно на грубое поведение обидчика, а не на слабость обиженного (вместо фразы «Саша, прекрати обижать Машу!» лучше произнести: «Саша, ты ведешь себя очень грубо».).

Еще можно попробовать в форме игры продемонстрировать детям, что их поведение достаточно жестоко (при этом стараться не выделять того, кого обижают). При достаточной зрелости учеников можно предложить каждому из них побыть на месте того, кого травят.

Полезно обсудить с классом различные конфликты, причины их появления и способы урегулирования. Такую беседу также можно провести в виде игры. Достаточно действенны для детей и подростков различные истории и притчи.

В любом конфликте следует помнить, что грубость провоцирует только грубость. Спокойствие и уверенность – вот что важно уметь демонстрировать ребенку. Этому его могут научить родители».

Иногда ребенку полезно пережить все стадии конфликта – это поможет ему научиться самостоятельно решать многие проблемы. Но, приучая ребенка к самостоятельности, важно не переусердствовать и не пропустить ситуацию, с которой он не в состоянии справиться без вмешательства взрослых. Ведь ваш ребенок – это самое дорогое, что у вас есть.

Фото: Видео Павла ВАСИЛЬЕВА, монтаж Анны НЕЙМАН
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления