Образование ЧИПС: безработных железнодорожников не бывает

ЧИПС: безработных железнодорожников не бывает

Известно, что Челябинский институт путей сообщения отличается довольно высокими конкурсами. Это вполне объяснимо – железнодорожный транспорт во все времена остается самым конкурентоспособным...

Известно, что Челябинский институт путей сообщения отличается довольно высокими конкурсами. Это вполне объяснимо – железнодорожный транспорт во все времена остается самым конкурентоспособным, и, как утверждают специалисты, вы не найдете железнодорожников в списках безработных. Сегодня, когда многие отрасли российской экономики утратили былую тесную связь с профильными вузами, железная дорога продолжает заказывать специалистов, следит за уровнем их подготовки и даже разрабатывает для выпускников Челябинского института путей сообщения индивидуальные карьерограммы.

«Не секрет, что профессии, которым мы обучаем, считаются потомственными, на железной дороге очень много династий, – говорит и. о. замдиректора по УР ЧИПС Константин Рыбалченко. – Очень часто к нам приходят учиться те, у кого близкие родственники работают в ОАО «РЖД». Хотя, не скрою, учиться у нас сложно. Но в то же время очень интересно и престижно. Наших выпускников с радостью берут не только на предприятия РЖД, но рады им и в других сферах экономики, потому что хорошо известен высокий качественный уровень подготовки наших студентов, их ответственность и дисциплинированность. Но большинство наших студентов после прохождения практики на предприятиях РЖД влюбляются в свое дело, в свою профессию и становятся железнодорожниками».

Челябинский институт путей сообщения был создан в 1997 году на базе филиала Уральской академии путей сообщения и Челябинского техникума железнодорожного транспорта. Сегодня он является самым крупным филиалом Уральского государственного университета путей сообщения (Екатеринбург). Студенты очного отделения ЧИПС два года учатся в челябинском филиале и три года – непосредственно на университетской базе Екатеринбурга. У заочников период обучения в Челябинске – четыре года, а в Екатеринбурге – два.

«Мы принимаем абитуриентов на бюджет и на коммерческой основе, – рассказывает Константин Юрьевич. – Но требования ко всем студентам абсолютно одинаковые, за неуспеваемость отчисляем и тех, и других. Неслучайно практически все 100 процентов наших выпускников, независимо от того, бюджетники они или коммерческие, трудоустраиваются по специальности. Во-первых, потому что вуз наш небольшой – всего 3,5 тысячи студентов. Этого как раз достаточно для предприятий компании РДЖ нашего региона. Во-вторых, как показала практика, если на вакансию экономиста претендуют пять человек и в том числе один наш выпускник, можно быть уверенным, что предпочтение отдадут нашему».

На бюджет, конечно же, принимаются абитуриенты с самым высоким баллом по результатам ЕГЭ. К примеру, в прошлом году конкурс по факультету высшего профессионального образования составил 11 человек на место, по факультету среднего профессионального образования – 4 человека на место. Проходные баллы на бюджет составляли от 157 до 275 баллов. Для студента на коммерческой основе достаточно было 108 баллов.

И отдельно следует сказать о целевом наборе студентов в Челябинский институт путей сообщения. Они входят в число бюджетников, но это специалисты, которые готовятся непосредственно по заказу предприятий РДЖ. Их обучение осуществляется за счет федерального бюджета, а количество таких мест определяется по разнарядке Федерального агентства железнодорожного транспорта, министерства транспорта РФ . Каким оно будет в этом году, станет известно уже к концу мая.

«Если нам выделяется, к примеру, 100 бюджетных мест, из них, как правило, 90 – целевые, – разъясняет Константин Рыбалченко. – Чисто бюджетных остается совсем немного и, чаще всего, их заполняют дети-сироты, оставшиеся без попечения родителей. Этот фактор мы тоже учитываем. Чем же отличается студент целевого набора от всех остальных? Помимо государственного образовательного стандарта такой студент получает более углубленные знания в той области, где ему предстоит работать по окончании института. Это, по сути, индивидуальное обучение.

И отношение к целевику на предприятии тоже особое: для него разрабатывается карьерограмма на три года – все это время он считается молодым специалистом . Кроме того, за ним закрепляется опытный наставник, который в течение трех лет постоянно консультирует, помогает. Целевики имеют право на определенные льготы: им предоставляются подъемные в размере двух окладов (средняя зарплата на РЖД – более 22 тысяч рублей), а также ипотека под 1-2 % годовых».

По словам Константина Юрьевича, в последние годы преподаватели института сталкиваются с тем, что высокие баллы при сдаче ЕГЭ не отражают истинного уровня знаний будущего студента и это проявляется уже в первом семестре обучения.

«Студент с великим трудом справляется с нашей программой, – говорит Константин Рыбалченко. – И мы теряем порой тех студентов, которые по результатам ЕГЭ имели неплохой балл. Часто ребята не умеют самостоятельно мыслить и работать. В связи с этим мы решили открыть подготовительные курсы на базе нашего института, где лучшие преподаватели готовят школьников к сдаче ЕГЭ и, в конечном итоге, к успешной учебе в нашем вузе. Одиннадцатиклассник может поступить на такие курсы уже в сентябре и весь учебный год параллельно заниматься и в школе, и в институте. Также созданы группы выходного дня, где, как правило, занимаются ребята из сел и городов Челябинской области. Можно также записаться в группу индивидуальной подготовки».

Итак, сегодня в ЧИПС два факультета – высшего профессионального образования и среднего профессионального образования. «В этом году мы переходим на образовательные стандарты третьего поколения, впервые будем набирать абитуриентов на бакалавриат по четырем направлениям – экономика (профиль «экономика предприятий и организаций»), менеджмент (производственный и информационный), строительство, информационные системы и технологии, – уточняет Константин Рыбалченко. – На очном отделении бакалавры будут учиться четыре года, на заочном – пять лет».

На технических направлениях сохраняется специалитет: электрический транспорт жд; вагоны; автоматика и телемеханика на жд транспорте; электроснабжение жд; управление техническим состоянием железнодорожного пути; организация перевозок и управление на транспорте.

А на факультете среднего профессионального образования, где готовят управленцев среднего звена, также традиционные специальности: организация перевозок и управление на транспорте; техническая эксплуатация железных дорог; электроснабжение; автоматика и телемеханика на ж/д транспорте; строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство.

Все годы обучения студенты проходят практику на различных предприятиях железной дороги в Челябинске, Екатеринбурге и других городов Урала, а целевики – там, где им предстоит работать после окончания вуза.

«Раннее знакомство с производством очень мотивирует студентов – успеваемость резко повышается, – подчеркивает Константин Рыбалченко. – Это особенно важно с учетом изменения технологий. Вроде бы те же самые локомотивы ходят по рельсам, но это лишь внешнее впечатление. Начинка-то непрерывно обновляется. Появляются новые приборы и системы безопасности, обновляются основные фонды предприятий, совершенствуются технологии. К примеру, в 2015 году начнется строительство высокоскоростной магистрали Челябинск–Свердловск. Средняя скорость движения станет более 90 км в час. С учетом этого и мы стараемся обновлять учебную базу. Дорога нам в этом помогает, предоставляя новые технические средства, приборы, компьютерные программы, чтобы мы могли готовить современных специалистов».

Стоит также отметить важную деталь в организации быта студентов, которая отличает ЧИПС от других вузов, – здесь всем независимо от того, учится человек на бюджетной или коммерческой основе, предоставляется общежитие. Плата за такую услугу чисто символическая – 800 рублей в год. Причем у студента есть выбор: если он хочет жить в более комфортных условиях, то может выбрать за 2 000 рублей в месяц комнату в гостиничном комплексе.

Челябинский институт путей сообщения:


454091 Челябинск, ул. Цвиллинга, 56;
телефон: (351) 268-16-07 (телефон приемной комиссии);
Е-mail: pkchips@chirt.ru
Сайт
: Chirt.ru

На правах рекламы

ПО ТЕМЕ
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления