Дамира Дракова, эколог: «Экология должна диктовать экономике»

Поделиться

Поделиться

«Осторожно, нас окружает среда!» – предупреждал нас писатель Григорий Яблонский. Достаточно просто оглядеться вокруг, чтобы понять, насколько мы глухи к такого рода предупреждениям. Состояние природной среды ухудшается с каждым годом, и ее сохранность зависит только от тех, кому не все равно, в ком живет понимание того, что биосфера включает в себя и человека. Сегодня своими мыслями об этом делится Дамира Дракова – эксперт Общественной палаты Челябинской области по экологическому образованию, член комиссии по экологической безопасности, президент Челябинского клуба ЮНЕСКО с 20-летним стажем.

«Экологию преподают на энтузиазме»

С чего начинается экологическое воспитание детей?

– С любви к окружению, ко всему окружающему. С взаимодействий в семье, школе, на улице. От межличностных отношений идет отношение ко всему остальному, живому и неживому, ко всей природной среде. Ушинский говорил: один день, проведенный в природе, гораздо больше, чем неделя сидения за партой в школе. И чем чаще мы выводим на природу ребят, чем больше существует лесничеств и пришкольных участков, тем быстрее наладится контакт с природой, а в их сердцах поселится любовь.

В нашей системе образования сегодня существует экологический стандарт?

– К сожалению, нет. Сегодня готовятся образовательные стандарты нового поколения: для старшей школы они еще разрабатываются, а начальная переходит на них с сентября. Новый предмет, который, возможно, будет введен, будет называться «экология и обеспечение безопасности жизнедеятельности» – то, что сейчас называется «ОБЖ». Он был бы интересным, но создать программу такого курса нелегко: в некотором смысле приходится совмещать несовместимое.

Но одно то, что президент обратил внимание на экологические проблемы, – это уже здорово. Он побывал в ЮУрГУ в 2008 году, помните? Вскоре после этого появился указ об энергоэффективности. И седьмым пунктом там было записано: «В стандарт общего образования включить основы экологических знаний». Вот мы ждем…

Я начинала заниматься экологическим образованием в нашей области с 80-х годов. И к 95-му году, когда были подготовлены и программа, и учебник по экологии для образовательных учреждений, мы подошли во всеоружии. Где-то до 2003-2004 года поработали в этом направлении в полную силу. Поэтому Челябинская область на фоне других регионов Российской Федерации выделялась в этом плане. К примеру, за четверть века нам удалось проложить более 30 экологических троп – это хороший показатель.

Насколько значим вклад образовательных учреждений в восстановление природной среды?

– Я думаю, он может быть очень весомым. У нас в области не учтены все родники, например, не определен их состав. А ребята в экспедициях изучают их, оценивают состояние, органолептический и химический составы. У некоторых школ есть микролаборатория «Пчелка». Усилиями общественной палаты мы смогли обеспечить подобными лабораториями 15-17 школ. И то, что обнаружат дети, они могут предъявить взрослым. А вот как дело будет двигаться дальше… Активную работу ведут вузы. И если все вместе они осуществят, что задумали, то город может вновь превратиться в тот цветник, которым был в 50-60-е годы прошлого века. В Челябинске было очень много цветов – клумбы, газоны…

Почему все это исчезло?

– Может быть, в годы перестройки трудности были связаны с финансами, а может, специалисты пропали. Как я уже говорила, в 95-м году мы начали в школах преподавать дисциплину «экология», потом она перешла в факультативы, во внешкольную и внеклассную работу. А сейчас этот предмет исчез вообще и существует только в единичных случаях на энтузиазме руководителей. Откуда взяться специалистам?

-– Куда податься выпускнику школ, который хочет работать с природными объектами?

– Вузам по сравнению со школой я завидую белой завистью. Там читается экология, есть возможности для ее изучения и практического воплощения проектов. В ЮУрГУ есть кафедры «водоснабжение и водоотведение» и «экологии и природопользования». В ЧелГУ работает факультет экологии. У них есть великолепный ботанический сад, где сейчас занимаются и ландшафтной экологией. И специалисты там интересные работают: Александр Иосифович Левит, Вера Викторовна Меркер. На естественно-технологическом факультете педуниверситета раньше готовили учителей биологии, географии и экологии. Сейчас, правда, экология тоже убрана из курса. Стандарт… Не знаю, как обстоят дела в ссузах, но минимальный курс экологии там читается все равно.

Труд эколога достойно оплачивается?

– Сейчас все зависит от работодателя. А работать пойти можно в экоцентр, в экофонд, в природнадзор, в лесное управление или водное хозяйство… в промышленность.

«Человек не выполняет свои биосферные функции»

Какие экологические проекты, реализуемые в городе и области, вы считаете удачными?

– «Чистая вода» – хороший проект. Очень активно взялись за это школьники, которые проводят свои исследования. В принципе, результат еще мы увидим нескоро.

Как вы считаете, «зеленая революция» в своем исполнении противоречит «дорожной»?

– Недавно я вернулась из Ханты-Мансийска, где проходила конференция «Экологическое образование в интересах устойчивого развития». Я обратила внимание на отличные дороги в городе и его прекрасное озеленение. Казалось бы – чем дальше на север, тем меньше растительности. Но там нет такого «столботворения», что у нас, когда на улицах кругом стоят наполовину обрезанные деревья.

Дороги прокладывают в ущерб зеленым насаждениям. С ними в принципе не церемонятся. Так, городской бор теперь как памятник природы будет передан муниципалитету. Сергей Давыдов сказал, что там будут построены места, где можно будет гулять, готовить шашлыки и так далее. Бору это надо? Эти дым, запахи, мусор… Почему не спрашивают природу?

Но и дороги нужны, и растительность нужна. В Ханты-Мансийске очень правильно к этому относятся. Наша администрация заявляет: «Мы формируем крону деревьев». Разве так формируют крону? Наполовину спилили дерево и оставили все кривые экземпляры. А у кривого дерева кривая ветка стелется сейчас по земле. И это они сформировали крону?

У города нет специалистов, которые могли бы направить процесс?

– Но ведь есть Горзеленстрой. Я думаю, что недостаточно работают с ними, используя только рабочих.

Конечно, надо было раньше обо всем этом думать. В «Московском комсомольце» была статья ведущего эволюциониста-эколога Алексея Яблокова. Я у него училась, он в МГУ читал лекции. И он, мне кажется, уже устал бороться со своими предложениями, которые до конца не внедряются в жизнь. Единственное серьезное, чего удалось добиться, – это отказ государственных деятелей от поворота рек.

Государственные деятели часто терпели неудачи?

– Мне вспоминается БАМ – стратегическая стройка прошлого века. Мой сын строил БАМ. Он восхищался теми краями и однажды в конверте прислал бабочку. «Посмотри, какие они красивые! – писал он. – Они занимают свою экологическую нишу. Но мы начинаем прокладывать дорогу – и они уходят, погибая в своем большинстве». На строительство были брошены все силы, молодежь, специалисты…

А сегодня инфраструктура там не обеспечена. Люди уезжают оттуда – БАМ никому оказалась ненужной. Я не могу судить, конечно, я не экономист и не политик, но…

Человек не выполняет свои биосферные функции, а, скорее, обеспечивает свои потребительские способности. А должен жить в гармонии с природой, с другими живыми существами, обеспечивая их сохранность.

У меня вышла брошюра «Экономика, энергосбережение, экология», с пожеланиями и рекомендациями в виду правительственных указов. Хотя я на первое место от души бы поставила бы экологию. Экология должна диктовать экономике. У нас пока наоборот.

Поэтому мы считаем экологические тропы тропами просвещения. Нам ведь надо поставить в известность всех и каждого. К тому же, с одной стороны, экологическая тропа – это ликбез для непросвещенного, а с другой – это учебный кабинет. Там созданы условия, при которых закладываются основы нравственной ответственности в отношениях человека с природой, ее явлениями и объектами, формируются свойства личности. И здесь делается выбор в пользу мира, экологии, сотрудничества. Мир и экология – альтернативы нет! В ходе прокладывания экологической тропы можно наблюдать все закономерности и взаимосвязи природы, а в природе самое главное – это взаимосвязи.

Американский эколог Барри Коммонер вывел такие четыре закона. Во-первых, всё связано со всем. Во-вторых, всё куда-то надо девать. В самой природе нет мусора, она все утилизирует внутри своей биосферы, причем с минимальным расходом энергии, хотя сама энергию вырабатывает. А мы? Мы оставляем все. В-третьих, за все надо платить. Долги природе надо возвращать, а мы только берем. Как вы считаете, сколько деревьев за всю жизнь может потратить на себя человек? Около 200 штук. Поэтому надо сажать не по одному дереву, как гласили коммунистические принципы, а гораздо больше.

В этом смысле я могу уже спокойно умирать, потому что со своими студентами посадила 200 деревьев на том месте, где был пожар в Шершневском бору в 95-м году. С ассоциацией «Педагоги за мир» после конференций мы обычно тоже занимаемся посадками. В этом же бору мы сажали кедры. На Алом Поле высаживали лиственницы. Их уничтожили потом... На площади Революции за памятником Ленину в два ряда стоят канадские голубые ели, а позади них – один ряд кедров. Муж с друзьями, будучи еще мальчишками, в 57-м году ездили в Златоустовский питомник за маленькими кедрами, а мы, девчонки, их высаживали. В 2003 году я проходила там, посмотрела наверх и увидела кедровую шишку. Получается, мы в буквальном смысле дожили до плодов своего труда. Кедр начинает плодоносить на 41-й год.

И четвертый закон – природа знает лучше. Поэтому, прежде чем поворачивать реки, нужно хорошенько поинтересоваться историей вопроса. Вмешиваться в дела природы можно только со знанием ее законов.

«Стояли на льду вместе со Скобликовой»

Начинали педагогом в уйской школе. Вспоминаете ее?

– Да, конечно! Недавно проходил областной парад школьных музеев в Долгодеревенском. Я была в жюри. Зал был полон. Ко мне подошла незнакомая учительница из уйской школы и сказала, что меня там помнят до сих пор и она всегда хотела со мной познакомиться.

Это очень хорошая школа, куда мы пришли с мужем после окончания вуза. Попали в интереснейший коллектив. Директор – Иван Григорьевич Чадаев, завуч – Зоя Петровна Старкова. Учителем физкультуры был Иван Георгиевич Тихонов, сын которого, наш ученик, – известный биатлонист, многократный чемпион мира Александр Тихонов. Обо всех них я очень тепло вспоминаю, и о школе в Уйске остались самые лучшие впечатления.

Мне всегда везло с окружением. У меня за плечами 51 год педагогического стажа, и всегда я на работу ходила как на праздник. Не пожалела ни об одном дне и не чувствовала тяжести. Перебравшись в Челябинск и устроившись в 10-ю школу, я снова попала в сильнейший коллектив. Там работал Анатолий Иванович Александров, лучший краевед нашей области, лучший историк. Мария Семеновна Тушева – все заслуженные учителя. Это такие махины, методические глыбы!.. И я как губка впитывала их премудрость. Думаю, именно поэтому в 66-м году меня забрали в институт усовершенствования учителей (институт повышения квалификации), где я и проработала ровно 30 лет. Потом попала под сокращение и меня пригласили в ЮУрГУ. И я 10 лет преподавала экологию на факультете физической культуры и спорта и пять лет на механико-технологическом.

Вы выросли в Златоусте, бываете сейчас там?

– Да.

Местный глава Александр Караваев в связи с рекомендациями губернатора по благоустройству недавно сделал заявление: Златоуст может стать одним из самых чистых городов Челябинской области.

– Человек всегда скучает по своей малой родине. И я по Златоусту скучаю. И всегда считала его чище Челябинска. Раньше он был очень чистым городком. Там несколько раз менялась власть, и он сильно запустился. И в то, что говорит Караваев, я верю. Он находится в прекрасных условиях – в горах, среди лесов и водоемов. А улицы надо облагораживать обязательно. И народ там такой замечательный. Вспомните, какие кадры всегда ковал Златоуст? Оттуда родом Скобликова, Карпов, Ишмуратова. Там есть условия для того, чтобы быть достойным городом. И педагоги в этом плане активно работают. Во второй школе на машзаводе трудится Елена Анатольевна Заикина, один из ведущих экологов города. Даже если нет часов, она все равно занимается экологическим воспитанием и ведет факультатив. Под ее руководством функционирует экологический дозор, они занимаются проектами по Косотуру, насаждением леса, изучением растительности, исследованием водохранилища и таганайских троп. Елена Анатольевна очень много вкладывает в детей, чтобы они полюбили природу родного города. Она не одна, конечно, есть и другие. А первой была Надежда Прохоровна Кочева, сильнейший краевед. Сейчас она на заслуженном отдыхе, но есть кадры, которые продолжают начатое ею.

А я родом из Аши. Нравятся наши места?

– Очень. Они необыкновенные! Липовая гора, реликтовые ели… Западные ворота в область! Я знаю там многих учителей, у меня там есть друзья. 10 лет я вела на телевидении передачу «Человек и природа». Как-то со Светланой Павлюк мы выезжали в Ашу и вели эфир прямо с Соколиной горы. Очень живописные скалы, а внизу идут поезда…

В Златоусте вы довольно успешно занимались конькобежным спортом.

– Однажды вечером я в Уйске вела урок, и в здании погас свет. Я, молодая учительница, растерялась – что делать без света с детьми? Продолжать рассказывать, или они уже не будут это слушать? Возникла пауза, и кто-то из класса закричал: вот в такой-то книжке про вас написано? Я удивилась, книгу это не видела, и они мне начали рассказывать. Книга посвящена Лидии Скобликовой. Мы учились в одной школе, вместе занимались конькобежным спортом, я была годом старше. Она была лыжницей сначала, а мы с Лидой Пепелевой, с которой всегда были неразлучными подругами, занимались коньками. Со Скобликовой у нас много совместных фотографий той поры, а в книге, где рассказывается о соревнованиях, упоминается моя фамилия.

Дети мне ее подарили потом, кстати.

Вам никогда не хотелось продолжить занятия, поступить в спортшколу?

– У меня есть удостоверение тренера по конькобежному спорту. Мы же когда занимались, получали одновременно профессию. И когда я приехала в уйскую школу, я показала ребятам, как стою на коньках, мы катались, на лыжах бегали. А в 10-й школе продолжала выступать на первенстве области за наших учителей Центрального района, без тренировок, но успешно. Однажды нас прямо на льду с Женей Рязановым – учителем физкультуры из первой школы – наградили путевкой в Молдавию.

И тем не менее идти работать в спорт я не хотела, это было так, для себя.

«Проблем нет, когда человек находится в природе»

Какие заботы занимают вас сегодня?

– Кроме конкурсов экологической направленности, где я время от времени выступаю в качестве члена жюри, я работаю с детьми в рамках различных мероприятий. Общественная палата попросила помочь в организации экологического лагеря на Увильдах – проекта «Увильдинка». Общественная туристско-экологическая организация «Наследие» тоже проводит летние экологические лагеря, в этом году все соберутся в районе Кыштыма. Не на всю смену, конечно, но на пару дней я туда съезжу. У меня очень много экологических игр, я моделирую различные ситуации: то мы экосити строим, то воспроизводим остров со всеми взаимосвязями, цепями питания. Через игру дети понимают быстрее.

Игровую форму занятия вы описываете в книге «Педагогические технологии в экологическом образовании». А какие еще виды деятельности считаете наиболее эффективными?

– Экологические тропы. Это мне ближе всего.

Потому что это ближе к самой природе?

– Да. Через компьютер можно познавать мир. Но это же компьютер, он не чувствует, не дышит природой. Лев Толстой говорил: «Счастлив тот, кто слышит лес, видит его и разговаривает с ним». Надо быть в лесу!

Что такое экологическое мышление? Это один день, проведенный в природе. Уйдешь туда на один день – вернешься совсем другим.

В моей практике есть такой прием. На берегу водоема ложимся лицом вниз, и я даю задание: смотрите от берега и до горизонта пять минут молча. На воду, на берег, на горизонт. А потом я спрашиваю: что видели? Что чувствовали? О чем думали? И каждый высказывается: кто-то о цвете, кто-то о волнах и ряби на воде, кто-то о воздухе. И кто-нибудь обязательно скажет: «Я чувствую умиротворение». Вот когда человек это почувствует – значит, он находится в контакте с природой.

С каким возрастом вам больше всего нравится работать?

– После тридцатилетней работы с педагогами могу сказать, что я очень их люблю!

А вообще нравится общаться со старшеклассниками. Со студентами с удовольствием работала. У меня были прекрасные воспитанники. Сейчас говорят, что не тот студент пошел… Думаю, их уровень зависит от нас, педагогов. Их все время надо водить на экскурсии, знакомить с неизвестным. Проблем нет, когда человек находится в природе. Даже самый плохой класс будет хорошим классом, и самый плохой ученик будет замечательным учеником.

У меня был такой случай. Работая в 10-й школе, я водила в походы ребят. Кого из учащихся брать – решал педсовет. И однажды одного мальчика не пустили. Якобы он неуспевающий, хулиганистый и так далее. Но я решила взять его на свой страх и риск. Сказала ему: мы будем отъезжать во столько-то, жди. Меня могли уволить, конечно, да и с ним могло что-то случится… Но мне очень хотелось показать ему лес, рассказать то, что знаю.

Было пятое июня. Мы прошли с ребятами вокруг Тургояка, установили бивуак. Уснули теплым вечером, а проснулись зимой. Выпал снег – 20 сантиметров! Я проснулась от холода часов в пять и решила посмотреть, почему так холодно. И вдруг вижу, что у входа в палатку в снегу стоит банка с купавками. Это вот этот мальчик, двоечник и непоседа, сделал нам такой подарок! И сам стоит невдалеке. Я спрашиваю: «Вова, ты почему, откуда, ты что здесь ходишь?!» А он отвечает: «Я одеяло не взял и замерз». И мы начали ходить вместе. Так мальчишка, преподнеся букет цветов, открылся нам с другой стороны.

Хотя, если честно, их вообще нельзя рвать, купавки-то…

«Настало время политикам «позеленеть»

Вчера во всем мире отмечался День окружающей среды.

– Да. С 15 мая по 15 июня у нас в области проходит месячник экологической безопасности. На этот период приходятся две значимые даты: 22 мая – Всемирный день биоразнообразия и 5 июня – Всемирный день окружающей среды. 5 июня 1972 года в Стокгольме открылась специальная сессия ООН по окружающей среде. И тогда было принято решение о создании постоянно действующего органа – Программы ООН – ЮНЕП со штаб-квартирой в Найроби (Кения). На этой же сессии была выработана и принята структура ЮНЕП, и через полгода, а точнее, 15 декабря 1972 года, на XXVII сессии Генеральной ассамблеи ООН была принята резолюция по вопросам организации со стороны ООН поддержки и финансирования мероприятий по международному сотрудничеству в области окружающей среды и объявить 5 июня Всемирным днем окружающей среды. Это глобальная политическая акция ООН.

Так с 1973 года этот день отмечается во всех странах – членах ООН, в том числе и в нашей. ВДОС, ЮНЕП и ЮНЕСКО стараются привлечь внимание всей мировой общественности, правительств, народов и каждого жителя планеты к острейшим проблемам сохранения жизни на Земле.

Ежегодно столица какого-либо государства избирается ведущей этого мероприятия. Москва была удостоена этой чести в 1998 году. Этого нельзя забыть, ведь тогда была принята международная московская декларация «Экологическая культура мира», которая на многие годы стала программным документом в экологическом образовании молодежи и просвещении всего населения.

А позже ЮНЕСКО опубликовал документ «Культура мира – сердце и сила мира». Я считаю, что эти два документа до сих пор остаются основополагающими в формировании экологической культуры. Будущее России именно за экологией и культурой.

В России акции ко Дню окружающей среды проводятся с 90-х годов, и доброй традицией стало участие в них всех регионов. В них входят: демонстрация экологических знаний, защита экологических проектов. Недавно я присутствовала на защите подобных проектов членами «Зеленого дозора» – инициативной группы школ. Учащиеся пытаются строить социально-партнерские отношения, даже составляют сметы на озеленение территорий своих образовательных учреждений, организуют экодесанты, выставки. Кстати, ко Дню окружающей среды в Урало-Сибирском доме знаний открылась пейзажная фотовыставка моего мужа, Юрия Валентиновича Дракова.

XXI век назван веком окружающей среды. И настало время действовать всем, в том числе политикам, настало время и им «позеленеть». Пора уже заявить о приверженности новой этике сохранения окружающей среды.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter