Top.Mail.Ru
Все новости
Все новости

Не хочу учиться!

Как это ни странно, но лето – самое время родителям задуматься о школьных неудачах юного ученика. Чтобы следующий год знаний был щедр исключительно на пятерки, уже сейчас стоит разобраться в том, почему ребенок не испытывает особого желания грызть гранит

Поделиться

Поделиться

Как это ни странно, но лето – самое время родителям задуматься о школьных неудачах юного ученика. Чтобы следующий год знаний был щедр исключительно на пятерки, уже сейчас стоит разобраться в том, почему ребенок не испытывает особого желания грызть гранит науки.

Психологи Елена Сыркина и Елена Хабирова расскажут, почему дети не хотят учиться и как исправить ситуацию.

Много всего сразу

«Младший школьный возраст – время кризисное, – начинает психолог и старший преподаватель кафедры прикладной психологии госуниверститета Елена Хабирова. – И плотно касается этот самый кризис именно эмоциональной сферы: ребенку приходится несладко – меняется вся система выстроенных взаимоотношений. По-новому складываются связи «я и мир». Это серьезно влияет на самооценку начинающего школяра: она в большинстве случаев падает».

Но это не единственная проблема: возрастает нагрузка – учебная, мыслительная. Ребенку, который до этого времени привык играть (игровая деятельность была основной), теперь необходимо учиться: сидеть 40 минут, слушая педагога, активно участвовать в ходе урока, делать домашние задания. Все это создает понятные трудности.

Другая сторона медали – сами родители, которые боятся «отпустить» отпрыска, дать ему самостоятельность. Последняя состоит из двух компонентов: самодеятельности и ответственности за последствия своих поступков. Часто мамы и папы и учатся сами, и ответственность несут. Откуда уж тут у школьника появится желание учиться? Худший вариант – когда родители позволяют ребенку творить самому, а отвечать головой приходится маме и папе.

Сто тысяч «почему»

Отвечаем, собственно, на вопрос, почему же младший школьник может не хотеть учиться.

«Злую шутку с мотивацией ребенка играют, как правило, несколько причин, – вводит в курс дела психолог Елена Сыркина. – Первое – уровень созревания интеллектуальной сферы школьника. Вы же понимаете, что умственные способности созревают у ребенка неодномоментно? Здесь, как говорится, всему свое время. Так что, если ваш отпрыск сейчас не хочет учиться, вполне возможно, что у него запаздывает созревание определенных интеллектуальных навыков, поэтому ему сложно усваивать школьную программу. Особенно если педагог часто обращает внимание на его неуспехи».

«Основное, что нужно ребенку для школы – это так называемая «познавательная активность», – продолжает преподаватель кафедры прикладной психологии Елена Хабирова, – то есть желание узнавать новое, учиться. Это естественное желание каждого человека, без этого невозможен был бы прогресс. Но, заметьте, взрослые сами отучают детей от такой необходимой познавательной активности, и происходит это еще до школы. Пример: ребенок лезет в лужу, а мама ему кричит – «не лезь, здесь грязно». Он, собственно, и хочет понять самостоятельно, что лужа – грязна. Но ему сознательно не дают этого сделать».

Вторая возможная причина – по словам специалистов – элементарные пробелы в начальных знаниях. Сейчас дети, как правило, имеют высокий уровень подготовки к школе. Они приходят в учебное заведение не так, как приходили дети 20 лет назад. И, естественно, разный уровень готовности становится очевидным на первых же уроках. Кого-то родители водили на подготовительные курсы, и этот кто-то готов на все сто. К сожалению, на фоне таких детей те, которые начинают учебу c чистого листа, выглядят гораздо хуже и испытывают ситуацию неуспеха, поэтому и желание учиться страдает.

Третья причина – это несформированная мотивационная сфера. Дело в том, что когда ребенок приходит в учебное заведение, им, как ни странно, могут двигать разные мотивы. К примеру, некоторые дети идут в школу потому, что хотят общаться. Такие горе-ученики больше нацелены не на новые знания, а на новых друзей-приятелей.

Еще одна мотивация – у некоторых юных учащихся ярко выражен игровой мотив – у них не сформирована «позиция школьника», они просто-напросто еще не наигрались. Отсюда и сложности с обучением: нужно сидеть 40 минут, слушать учителя, отвечать на вопросы, нельзя свободно ходить по классу во время урока и так далее.

Третья неправильная мотивация – дети приходят за успехами, но не факт, что они собираются достигать их в учебной деятельности. Скорее всего, это будут достижения в спорте или хобби. Такой ребенок даже может стать лидером класса, но к учебе при этом не тянуться абсолютно. Школьные занятия в таких случаях отодвигаются на второй план.

Упрощая серьезные психологические термины, скажем так: хорошая мотивационная составляющая – это когда желание достичь успеха у ребенка сочетается со здоровым познавательным интересом, который все-таки должен быть основой для маленького ученика.

Пару слов о роли учителя

Второй комплекс причин, отвечающих за желание ребенка учиться – роль преподавателя.

Не секрет, что для младших школьников учитель – практически истина в последней инстанции. Поэтому не удивительно, что если отношения с «наставником» не сложились или педагог сильно критикует ребенка, то, желание грызть гранит науки будет таять на глазах. «Это называется «воспитание по типу красного карандаша», когда педагог или родитель видят только неудачи юного школьника, – поясняет психолог Елена Сыркина. – Ребенок в таком случае рассуждает примерно следующим образом: «Я плохой, зачем мне что-то делать, я все равно буду плохим. Чтобы я ни сделал, меня все равно будут только ругать и никогда не похвалят»».

Низкий профессиональный уровень педагога, который не слишком заботится о том, чтобы детям было интересно на уроках, – тоже серьезный довод против желания узнавать новое. Дело в том, что у младшего школьника в силу возраста еще очень сильно развита эмоциональная составляющая. Он откликается на то, что ему интересно. По мере взросления эмоции и «яркость» уроков становится не так важна, как сами знания – возникает логика и структура, – но в начальной школе дети готовы впечатляться и удивляться. Скажем больше: это их естественная потребность. Поэтому если педагог скучно ведет урок, мотивация по понятным причинам может теряться.

Может быть и так: у ребенка – в силу темперамента – медленный темп работы, он долго «втягивается» в процесс обучения, а педагог не привык концентрироваться на индивидуальных особенностях учащихся. Пробелы в знаниях будут увеличиваться, а мотивация – сводится к нулю.

И последнее: к сожалению, некоторые родители в стремлении привить школьнику азы самостоятельности забывают про то, что ребенок есть ребенок. И каким бы взрослым для своих лет он не казался, не стоит забывать про то, что ему в любом случае необходима родительская поддержка. Поэтому не забывайте проявлять интерес к школьным успехам или проблемам отпрыска. Повремените с фразой «Теперь ты большой и должен делать все сам» хотя бы еще несколько лет. «Я убеждена, что с детьми надо как со взрослыми, но не сразу, с места в карьер, – высказывает точку зрения психолог Елена Хабирова. – Запрещаешь – доходчиво объясняй, почему. Если не можешь объяснить – не запрещай. И потом: ребенку надо доверять, «отпускать», но по чуть-чуть. Сначала немного, потом больше, давая ему самому возможность действовать и нести за свои поступки полную ответственность. В любом случае, про поддержку не забывать».

Случается и противоположное: чрезмерная опека, когда школяру не дают вообще никакой самостоятельности, тоже не может благоприятно отразиться на жажде знаний. И в самом деле, зачем учиться, если за тебя все делают родители? И стараться тоже незачем! Так что, мамы и папы, мотайте на ус, как говорится. Вообще, пожалуй, родителям важно понимать, что формирование ответственности – это не задача трех месяцев до школы, это образ жизни семьи, и часто, если ребенок не хочет учиться, не может стать самостоятельным, то вопрос не в том, как замотивировать чадо на учебу, а как поменять сложившуюся систему взаимоотношений в семье.

Захотеть учиться

Как помочь ребенку открыть в себе жажду знаний? Слушаем советы.

Важна оценка достижений юного школьника. «Причем не символическая, а значимая оценка, – задумывается психолог Елена Хабирова. – К примеру, научился ребенок читать, пусть бабушка попросит его прочесть ей что-нибудь, или вместе можно искать информацию к уроку (именно совместно, а не за ребенка). Поощрения можно выдумать. Я вообще-то, против денежных стимулов в раннем возрасте: для вашего непоседы важнее всего отношения с близкими, принятие его».

Второй момент – рекомендует специалист – необходимо осознать, что, в норме, ребенок, идущий в школу, абсолютно готов нести ответственность за ту работу, которую ему предлагают. И он совсем не «крошка еще», «маленький» и «ничего не понимает».

В-третьих, нужно, конечно, помогать ребенку, но лучше, если это будет помощь чисто организационная, особенно в распределении времени, так как младшие школьники еще плохо ориентируются в том, сколько времени какое занятие занимает.

Разобраться в причинах нежелания отпрыска «открывать новые горизонты», кстати, тоже строго обязательно. Родителям нужно проявить максимальный интерес, почаще разговаривать с педагогом, понять, в чем «корень зла». Если это пробел в знаниях, тогда, конечно же, нужно его восполнить. Если это проблема с интеллектуальной сферой, необходимо пообщаться с психологом, который сможет правильно продиагностировать школьные проблемы ребенка и вместе с родителями составить такой цикл школьных занятий, который позволит ему устранить эти дефекты.

Если дело в том, что мотивация не сформирована изначально, а ребенок ближе к детству, чем к школьным будням, стоит подключить к школьной программе игровой момент – хотя бы дома объяснять программу играючи, чтобы заинтересовать чадо. Можно идти по улице с ребенком и, зная, что завтра, например, будет природоведение, изучить «на практике» виды деревьев и тому подобное. Здесь от родителей, конечно же, потребуется терпение и изобретательность, но без них ребенок не справится.

Еще совет: смотрите по телевизору познавательные передачи, обсуждайте увиденное с сыном или дочкой. Пройдитесь по книжным магазинам – сейчас столько всего интересного для развития школьника можно встретить: и развивающие книги, и минералы, и художественные принадлежности. Можно найти такую нишу, которая будет интересна ребенку.

Очень важно поощрять познавательный интерес юного ученика. Избегайте и двусмысленных ситуаций: к примеру, родители, конечно, хотели бы, чтобы ребенок учился лучше, но при попытке чада включить познавательную передачу папа говорит, что хочет посмотреть футбол, а мама ратует за сериал. Конечно, мотивация школьника в таком случае будет падать, ведь родители не поощряют его благих намерений.

Дайте волю своей фантазии, посмотрите на мир сквозь призму уникального и действительно увлекательного подхода к обучению. Идете с ребенком в лес? Почему бы не собрать гербарий? Можно засушить растения и создать настоящую картину!.. Отдыхаете на озере? Подготовьтесь заранее и продумайте познавательный рассказ про лесных и озерных обитателей… Вы уже поняли, что любой момент жизни сделать интересным и содержательным?

Разберитесь, почему ваш ребенок не может поладить со своим новым статусом и попробуйте все исправить. Три месяца – не так уж мало, главное – вовремя начать. И тогда – мы уверены – фразу «Мама, я не хочу учиться» вы сможете забыть… По крайней мере, до подросткового возраста.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter