Образование Битва за школу №9, или Сюрпризы реорганизации

Битва за школу №9, или Сюрпризы реорганизации

В начале учебного года отдохнувших после лета детей ждет новая учебная программа, необычные цвета стен и парт или самое большее – новый педколлектив. Однако учеников школы №9 в начале года поджидал сюрприз особого рода...

В начале учебного года отдохнувших после лета детей ждет новая учебная программа, необычные цвета стен и парт или самое большее – новый педколлектив. Однако учеников школы №9 в начале года поджидал сюрприз особого рода, кардинально меняющий их привычный образ жизни. «Мама, нашу школу закрывают!» – так сказал мой ребенок, когда недели две назад позвонил мне из школы, – вспоминает мама ученика школы №9 Ольга Хицкова, – моей реакцией сначала было недоумение, и только потом на родительском собрании я узнала, что нашу школу присоединяют к 104-ой. Здание оставляют за нашей школой, но это уже будет не прежняя школа №9».

«Что ты делаешь? – Б-б-боюсь… – А давай бояться вместе?»

Известная фраза мультяшного персонажа характеризует происходящее как нельзя лучше. Родители против присоединения и не видят очевидной необходимости для слияния двух школ. Они осознанно и целенаправленно отправляли в это учебное заведение свое чадо в первый класс; многие из них придерживаются семейных традиций и отдают сына или дочку именно в ту школу, где отучились не только они сами, но и их бабушки и дедушки. Среди важных причин несогласия со слиянием школ они выделяют душевную травму, нанесенную их отпрыскам. Конечно, с одной стороны, их понять можно: на собственном примере помню, когда из-за перемены места жительства родители перевели меня, ученицу 5-го класса, в другую школу – первые несколько месяцев пришлось потратить на разведку неведанной территории и попытку найти общий язык с новыми одноклассниками. Это сказалось и на оценках. Но не сильно – из отличницы я перешла в категорию хорошистов. Помню, что моим сопровождающими стали постоянный страх и волнение перед аудиторией. С другой стороны, может быть, родители учащихся школы №9 волнуются чересчур, ведь здание школы останется прежним, и классы с новыми учениками смешивать не собираются, то есть причин бояться за детей в таком случае, казалось бы, нет. Однако в их понимании все непросто, и ситуация накаляется.

Карманы волнуются раз…

Если с боязнью, психологическим барьером и душевной переживаниями еще как-то можно справиться самостоятельно, что же делать с таким неожиданным и неприятным фактом, как плата за обучение? Родители 9-й школы уверены, что мамы и папы учеников 104-й только для «поступления» в школу должны внести неведанной суммы первоначальный взнос.

Идеальная школа бывает?

«Мы обычные родители с обычными доходами, – негодует председатель родительского комитета школы №9 Наталья Галинова, – и у нас нет таких денег, какие платят там! Те поборы, что производятся в той школе, нас не устраивают ни в коем случае. У нас нет таких денег – по шесть тысяч платить в месяц. Об этом можете спросить у родителей из той школы, они подтвердят. Образовательный процесс нас полностью устраивает: и педагоги, которые там преподают, и администрация, которая там работает. Школа наполнена на 100%. У нас заполняемость в классах – 25 человек в одну смену – как раз то, что требуется. Наша школа просто безупречна. А причины для ее закрытия никто назвать не может. Аргумент малонаполняемости – это не аргумент. Ни в одном законе нет определения о малонаполняемости школы, о котором нам твердят чиновники. Упоминается только о малокомплектности. То есть если учащихся меньше 350 человек, школу закрывают. У нас же 459 ребят, – уточняет родительница. – Выходит, четко сформулировать причину нам не могут. Почему? Показатели у нас лучше, чем в других школах. Время оттягивают специально, чтобы мы ничего не успели сделать – дабы месяц протянуть. А пока нам ответ из прокуратуры – тишина».

Недетские игры

Напомним, что в подписанном от 12 сентября этого года распоряжении первого заместителя главы города Натальи Котовой сказано о присоединении малокомплектной школы №9 к средней общеобразовательной школе №104 с углубленным изучением некоторых предметов. А основной целью, названной в документе, является оптимизация финансовых затрат. Родители с такой формулировкой категорически не согласны и требуют от Светланы Портье предоставить им копии документов, в которых будет написана реальная причина.

Все на пикет, или Школу без боя не отдадим!

Настроены родители решительно, школу отдавать не хотят. Более того, они организовали пикет невзирая на утро буднего дня. Пригласили активистов и бывших выпускников школы №9. С плакатов кричали лозунги: «Школу без боя не отдадим!», «Спасите нашу школу от беспредела чиновников» и тому подобные. Пикет начался утром 27 сентября недалеко от входа в мэрию, где собрались депутаты. Родительский комитет школы №9 обращался в прокуратуру, к губернатору, к главе администрации, в различные общественные организации и даже к президенту. Все эти обращения, по словам Натальи Галиновой, были проигнорированы, поэтому главная цель пикета – диалог с властями. Однако пока я стояла среди митингующих и узнавала их точную позицию, к нам, кроме удивленных прохожих, никто не подошел.

Если, конечно, не считать любопытных полицейских, которые попросили не загораживать дорогу, после чего начали снимать бастующих на свои сотовые телефоны. Через некоторое время из окон мэрии мы увидели серьезные лица в галстуках и недоумевающие взгляды. Безразлично посмотрев на пикетчиков, чиновники удалились от окон, скорее всего, по своим делам. Но примерно на сотой минуте, когда уже пропали надежды на это мероприятие, и оставались слабые на следующий теперь уже митинг, который намечен на 3 октября и должен быть еще масштабнее (родители намерены взять рупоры и вынести свою резолюцию, на которую депутаты по их мнению обязаны будут дать письменный ответ), из здания вышла начальник управления по взаимодействию общественных объединений администрации Челябинска Валентина Кибизова, выступающая в роли проводника между родителями и властью. Но конкретной даты, когда соберут обещанный круглый стол и примут решение, она не назвала. Родители обещают успокоиться только тогда, когда увидят письменное распоряжение об отмене присоединения школы.

Передел директорской кормушки

Поддержать родителей прибыли представители одной из партий. Члены партии выразили свое неравнодушие по поводу сложившейся ситуации: Мы пришли, чтобы выступить против того беспредела, который творится в образовательной политике, – сообщает член бюро одной из партий Ольга Власова. – Уже много лет мы разрабатываем реформу образования в России, выступаем за то, чтобы законодательно закрепить права общественного контроля над образовательными учреждениями, в том числе расширить права родительских комитетов. Мы считаем, что только так можно будет преодолеть общественные поборы в школах. Родители сами будут принимать участие в управлении школой. То, что сейчас со школой №9 происходит – это первый прецедент, который будет с геометрической прогрессией развиваться. Происходит передел директорской кормушки, потому что в школе №104 «добровольные» пожертвования намного больше, чем в школе №9. И это всего лишь частный случай. Нужен общественный контроль над директорскими креслами. Мы это предвидим, поэтому пытаемся предотвратить. Осуществить контроль на самом низовом уровне, на уровне школы».

Развенчанные мифы

Мы рассмотрели лишь одну сторону наболевшей проблемы. Конечно, напуганных родителей понять можно. Что думают о присоединении в школе №104? «Необходимо отметить, что в 9-й школе ничего не изменится такого, что бы отразилось на детях. Родители и их чада могут жить в придерживаемых традициях, в своих законах, со своим расписанием, со своими любимыми учителями, в своих родных кабинетах, – уверяет директор школы №104 Ольга Петрова. – Изменится только финансирование. А все те слухи про то, что в школе 104 родители дают деньги, лично я как директор школы могу сказать, что абсолютно не аккумулирую никаких денежных средств».

Также, по словам Ольги Викторовны, родители 9-й школы излишне преувеличивают и без того неправильную информацию. Их дети даже не почувствуют не то что никакой причиняющей вред перемены, а, совсем наоборот, только улучшат качество своего образования: «У детей, которые успевают ниже, чем на четверки, появляется возможность самоопределения. Они могут выбрать какой-то понравившийся им предмет. И не только перейти в 104-ю, как это трактуется сегодня, но и сама 9-я школа готова организовать программу углубленного изучения. Мы можем организовать это и группой и классом, то есть для развития ребенка открываются новые огромные возможности!

Причем права и обязанности родителей связаны с конституцией и четко разведены в законе об образовании. Родитель обязан, во-первых, воспитывать своего ребенка, обеспечивать его наглядными пособиями, учебными материалами, но в его обязанности не входит участие в аккредитации, лицензировании, реорганизации учебного заведения, в котором учится ребенок, – это уже полномочия государства, в частности полномочия учредителя. Поэтому, когда вмешиваются родители, а тем более дети, это вообще недопустимо по конституции. Детей нельзя вовлекать в различные политические движения, партии. И уж тем более делать это демонстративно, на митингах, привлекая, насколько мне известно, и детей, и учителей. А в 9-й школе сегодня происходят эти противозаконные движения и действия. Не хотите улучшения знаний для своего ребенка, увеличения финансирования – так не будет этого, без их решения ничего не изменится.

Борьба с ветряными мельницами

По поводу того, что станет с педагогическим составом школы №9, Ольга Петрова отмечает, что единственной проблемой здесь является возраст и связанное с ним нежелание менять привычный уклад жизни. В остальном же – опять-таки одни сплошные плюсы: «Я забочусь о том, чтобы в системе образования были курсы повышения квалификации – обучающие семинары, – добавляет директор. – Их я веду сама. И конечно я не оставлю пенсионеров, им надо учиться, соответствовать новым федеральным стандартам. А их чувство страха понять можно».

Накануне второго митинга, назначенного на 3 октября, я снова связалась с активной родительницей Натальей Галиновой. На мой вопрос, не изменилась ли их позиция, она эмоционально заявила: «Никакого документального подтверждения, что нас оставили в покое, не было. Проблема будет доведена до президента России. Нам не нужен другой номер школы, пусть даже здание и сохранят. Нам нужна наша, как она есть, мы просим автономию. Наши деньги мы сможем сами тратить на школу, а не через чиновников. А то, что говорила Портье и Котова – все это ерунда. Одни только слова, никакого разговора об отмене реорганизации или об образовании филиала из нашей школы нет. Мы биться будем до конца, школа будет №9, а не №104. Родители стоят насмерть. Письменный ответ после митинга позволит обжаловать это в суде. И сейчас мы не сидим просто так сложа руки».

Точки над i

Начальник управления по делам образования г. Челябинска Светлана Портье в комментарии к материалу о школе, опубликованному на Chelyabinsk.ru, пояснила: «Каждая школа должна соответствовать современным требованиям. Сейчас вводятся федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения. Школы развивают систему дополнительного образования; хорошо, когда в общеобразовательном учреждении организована работа служб сопровождения. А когда школе, где учится чуть больше 400 человек, и не хватает денег даже на зарплату педагогов, безусловно, необходим процесс реорганизации. Учебный процесс в 9-й школе будет происходить в том же здании, в тех же кабинетах, с теми же классными руководителями, с теми же учителями. В учебных программах будет обеспечена преемственность. У желающих детей появится возможность заниматься углубленно отдельными предметами, так как в 104-й школе это уже есть».

По словам начальника управления по делам образования, процесс объединения двух школ – дело не одного дня. На образовательном процессе это никоим образом не отразится.

«В сложившейся ситуации предмет конфликта прост и очевиден, – сетует врач-психотерапевт Антон Демин,это слияние двух школ. Однако интересы, которые преследуют участники этого конфликта, разные. Одни не хотят допустить объединения, так как в детстве сами испытали стресс при переводе в другую школу, другие опасаются увеличения незапланированных затрат в виде «поборов», третьи пытаются разоблачить чиновников, приписывая им корыстные интересы. Такая выраженная эмоциональная реакция может несколько искажать действительное положение вещей, с одной стороны, с другой, – нанести психологическую травму самим детям. Согласно плану, при слиянии структура классов и педагогический состав должны остаться теми же. Следовательно, здесь возможна процедура медиации, где родительскому комитету нужно сформулировать свои пожелания в позитивной форме и составить медиативное соглашение между административным лицом и представителем родителей. Тогда, я считаю, будут соблюдаться интересы детей, родителей и администрации».

Пока верстался материал, стало известно, что Глава администрации Челябинска Сергей Давыдов распорядился уволить директора школы №9. Сегодня такое поручение он дал начальнику городского управления образования города Светлане Портье. Об этом сообщает Chelyabinsk.ru.

Сайт ChelDiplom.ru следит за развитием дальнейших событий. Читайте подробности в следующих материалах.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления