Все новости
Все новости

Итоги конференции педагогов допобразования

После того, как в этом году в РФ повсеместно был введен новый Федеральный образовательный стандарт для начальных классов, одной из острейших проблем в школах стала организация внеучебной деятельности учащихся. Вопросы организации...

ds

Поделиться

Поделиться

После того, как в этом году в РФ повсеместно был введен новый Федеральный образовательный стандарт для начальных классов, одной из острейших проблем в школах стала организация внеучебной деятельности учащихся. Вопросы организации, оплаты труда, программ обучения и интеграции учреждений дополнительного и общего образования обсуждались на Всероссийской научно-практической конференции «Развитие дополнительного образования детей в контексте современной образовательной политики». Мероприятие проходило 28–29 сентября и было посвящено памяти заслуженного учителя РФ Генриха Эвнина. Организаторами конференции выступили ЧИППКРО, Минобрнауки Челябинской области и уральское отделение Российской академии образования.

«Последние несколько лет подобные конференции, в частности всероссийские, не проводились,– рассказывает заведующий кафедрой воспитания и дополнительного образования ГОУ ДПО ЧИППКРО Алексей Кисляков. – Сегодня не только мы представляем свой регион, у нас в гостях специалисты из Казани, Ханты-Мансийска, Москвы, Башкортостана, Ярославской, Тюменской и Курганской областей». По словам ректора ГОУ ДПО ЧИППКРО Вадима Каспикова, дополнительное образование воспитывает, обучает, способствует социализации молодого человека, поддерживает и развивает талантливых и одаренных детей. В нашей области в 388 учреждениях допобразования обучаются 450 000 человек. Эти ребята обладают уникальным потенциалом развития, способностью к обучению, гибкостью, восприимчивостью.

Торжественное открытие всероссийской конференции состоялось в ДПиШ им. Н. К. Крупской под звуки скрипок учеников недавно ушедшего из жизни Генриха Эвнина. На докладах обсуждались необходимость изменения нормативно-правовой базы, управление качеством образования, сохранение и развитие сети учреждений дополнительного образования, так как большинство из них находится в муниципальном подчинении. Самой обсуждаемой стала проблема интеграции дополнительного и общего образования. Как известно, после введения новых ФГОС появились обязательные часы для внеучебной деятельности, которые могут быть обеспечены за счет ресурсов и кадрового потенциала учреждений дополнительного образования.

Заведующая ГОУ ДПО «ЯГПУ» Ангелина Золотарева подняла вопрос тьюторства, то есть постоянного сопровождения наставником одаренного ребенка и создания индивидуального образовательного маршрута ребенка. Профессор кафедры педагогики и психологии АПК и ППРО Москвы Лариса Логинова обратила внимание на то, что дополнительное образование – неформально по сути, но в то же время оно относится к системе образования и обязано выполнять госзаказ. В результате этого возникает «теневая активность» – реальная программа учреждения не соответствует программе, прописанной в учебном плане. Дополнительное образование включает в себя возможность выбора содержания, темпа, объема, результата обучения.

Первый день конференции завершился двумя одновременно проходящими круглыми столами, которые были посвящены управлению образовательными учреждениями дополнительного образования детей в современных социально-экономических условиях и перспективам и механизмам управления развитием дополнительного образования детей в муниципальной системе образования.

В рамках конференции 29 сентября состоялся мастер-класс, посвященный особенностям проектирования программ внеурочной деятельности учащихся и их реализации.

На мастер-классе рассказывали о таких программах по внеучебной деятельности, как «Я гражданин», «Я челябинец», «Дорогу освоит идущий», «Речевое творчество» и других.

По словам Ангелины Золотаревой, содержание программ внеурочной деятельности – духовно-нравственное, спортивно-оздоровительное и интеллектуальное – уже определены стандартом, однако их реализация и формы могут быть различны.

МОУ СОШ №14 была одной из десяти пилотных челябинских площадок, на которых новые стандарты для начальной школы были опробованы в действии. Здесь внеурочная деятельность реализуется через экскурсии и кружки. Школа №14 сотрудничает с Челябинским областным краеведческим музеем, где проводятся интерактивные занятия для учеников.

На базе музея существует программа «Я челябинец», в рамках которой школьники создают проекты «Моя семья в истории Челябинска» и «Традиции моей семьи». Для реализации программы «Речевое творчество» используются ресурсы детской библиотеки №10. Несмотря на свой юный возраст, школяры в рамках внеурочной деятельности успешно занимаются судо- и авиамоделированием, бисероплетением. Учащиеся четвертого класса в прошлом году самостоятельно организовывали новогоднюю елку.

Классные руководители играют особую роль во внеурочной роботе: они и авторы программ, и сопровождающие, и связующее звено между школой, учреждением допобразования и родителями детей. Классный руководитель имеет дополнительно ставку педагога дополнительного образования.

Поделиться

В десятой школе также практикуют календарно-тематическое планирование. Кроме годовой формы реализации программы существует еще и модульный: программу «Я челябинец» и «Лего-конструирование» ужали, то есть сжали модуль до одной четверти, вторая четверть проходит под знаменем общеинтеллектуального направления в честь 300-летия Ломоносова, третья четверть реализует духовно-нравственные и культурные задачи.

Курганский Дом детского творчества «Синяя птица» сотрудничает со многими школами города. По словам замдиректора по научно-методической работе Дома детского творчества «Синяя птица» Марии Александровны, одна из основных сложностей по составлению программ для младшей школы – это ее сокращение с трехлетней до годовой. «Синяя птица» совмещает внеурочную деятельность с профориентацией: знакомит детей с миром профессий, погружает в профессию с помощью ролевых игр и смоделированных ситуаций.

Для первоклассников выбраны программы, способные органично дополнить учебный процесс и помочь детям через игру развивать необходимые для обучения творческие способности. Психологи отслеживают формы развития познавательной деятельности детей, их личностные особенности, особенности взаимоотношений родителей с ребенком. Интеграция учреждений общего и дополнительного образования взаимовыгодна: у школы появляется возможность качественно и недорого организовать внеурочную деятельность, для учреждений допобразования это перспектива для формирования будущего контингента учащихся.

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе школы Нагайбакского района Шафран Назарова рассказала о проектной работе в школе Нагайбакского района. Ученики начальных классов самостоятельно провели исследовательскую работу, посвященную внеучебной деятельности с использованием графиков и схем. В ходе работы дети учатся ставить цель, выявлять гипотезу и противоречия, выбирать метод, находить информацию и делать выводы. В школе существует театральный кружок и ведутся занятия по плаванию. В дальнейшем многие школьники начинают профессионально заниматься плаванием и приносят школе награды.

Заместитель директора по воспитательной работе гимназии №100 Наталия Колбова рассказала о двух реализуемых проектах «Я челябинец» и «Я гражданин». Это масштабные проекты, которые были интегрированы в учебный процесс. В рамках программы «Я гражданин» учащиеся составляют досье на выбранные объекты и достопримечательности, проводят презентацию. Эти работы не исчезают бесследно – с ними можно ознакомиться в школьной библиотеке. Программа осуществляет профильное, краеведческое и профориентационое направления. «Я гражданин» – это программа гражданско–правовой направленности, с детьми беседуют о правах и обязанностях человека и школьника.

Ангелина Золотарева поделилась разработанными моделями организации внеучебной деятельности. Это модели с заключением договора на услуги либо с организацией, либо с педагогом дополнительного образования. Модели реализуются в тесном сотрудничестве с координационным центром, отношения между учреждениями с единой направленностью строятся на равноправных началах, разрабатываются цепочечные модели с индивидуальным маршрутом для каждого ребенка.

В финале конференции Шафран Назарова поделилась впечатлениями о мероприятии: «Я услышала много интересных мыслей о модели взаимодействия, о программах внеучебной деятельности, которые я попробую воплотить в жизнь».

На дополнительное образование сегодня нет госзаказа, но оно должно дополнять и обогащать школьную программу. Ученик должен получать от дополнительных занятий удовольствие, быть заинтересованным, понимать, зачем и чем именно он занимается, тогда от программ дополнительного образования будет толк.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter