27 ноября суббота
СЕЙЧАС -5°С

Мария Чернова, ученица 10М класса МБОУ лицей №11, победитель федеральных окружных соревнований «Шаг в будущее» по Уральскому Федеральному округу по направлению «математика и информатика»: «На конференции некоторые школьники пугались формул на моем стенде»

Поделиться

Поделиться

Сегодняшняя гостья редакции напомнила автору этих строк детство и юность. Героиня нашего разговора учится в той же знаменитой на весь город школе, которую уже достаточно давно окончил редактор ChelDiplom.ru. Но поводом для разговора послужила не общая аlma mater, а победа Маши в региональном этапе соревнований «Шаг в будущее» в номинации «математика и информатика». Несмотря на в чем-то схожее прошлое, Маша, по сути, антипод автора статьи – филолога до мозга костей. Именно поэтому было особенно заманчиво побеседовать с человеком, для которого казавшаяся мне когда-то неприступнее цитадели математика увлекательна и понятна. Нельзя сказать – проста, потому что математика таит в себе множество загадок, но ведь тем и интереснее!

Поделиться

С юным математиком мы беседуем о природе интереса к науке, о том, как формулы иногда могут напугать, и о том, как много для вдохновения значат танцы.

– Что в свое время пробудило твой интерес к науке? Все дело – в специализированной школе?

– Во многом да. Я учусь в лицее с первого класса. Сюда когда-то меня привели родители. Школу я не выбирала, просто удачно прошла конкурсные испытания при поступлении. Сегодня в лицее наукой можно заниматься с любого возраста, ребята впервые пробуют заниматься исследованиями уже в начальной школе. Что касается меня, то в принципе посвящать себя научным исследованиям, писать научную работу, участвовать в «Шаге в будущее» я изначально и не собиралась. Больше внимания я всегда уделяла олимпиадам. Участвовала в самых разных олимпиадах и делала ставку именно на это. И вот в школе мне предложили написать научную работу. Объяснили, что будут проходить соревнования и неплохо было бы, если бы для участия в них я подготовила исследование. Готовиться к соревнованиям мне предложили с кандидатом педагогических наук, преподавателем математики международного факультета ЮУрГУ Галиной Ивановной Прокопенко, с которой я в какой-то мере уже была знакома. Она приходила в качестве преподавателя на наши учебно-тренировочные сборы, на которых мы готовились к областной олимпиаде по математике.

В ходе этих сборов Галина Ивановна решила одну из задач методом, который в дальнейшем послужил основой для моей научной работы. Это векторный метод решения нестандартных и олимпиадных задач. Он не описан подробно ни в справочной литературе, ни в учебниках. В школьной программе он присутствует лишь в назывном порядке. Все, что можно найти, это краткое описание: «применить векторный метод», «ввести вектор» и тому подобное. Вместе с научным руководителем мы начали выявлять различные типы задач, которые можно решить таким способом.

Стало ясно, что векторный метод во многих случаях более рационален, чем стандартные способы, потому что некоторые системы уравнений (когда у нас есть два уравнения и четыре переменных) стандартным способом вообще решить невозможно. С этой работой я решилась участвовать в региональном этапе федеральных окружных соревнований «Шаг в будущее», и в результате завоевала абсолютное первенство в номинации «математика и информатика», специальный приз «Яблоко познания» и сертификат – приглашение на участие в отборочном конкурсе на «Шаг в будущее». Теперь я планирую подавать заявку на Федеральный этап соревнований, которые будут проходить весной в Москве.

Поделиться

– Это первый твой успех такого уровня?

– В 8 и 9 классе, участвуя в олимпиадах, я проходила на областной этап и по физике, и по математике, но по-настоящему серьезных успехов до недавних пор не было, я занималась преимущественно для себя.

– В скольких олимпиадах ты участвуешь единовременно?

– Кроме физики, до недавних пор я участвовала и в олимпиаде по английскому. Но дело в том, что в этом году городские этапы олимпиады по английскому и по физике проходят в один день, и я сделала свой выбор в пользу точной науки. Успешно написать две олимпиады в день просто нереально.

– Ты всегда делаешь выбор в пользу точных наук?

– Да. Мне они в какой-то мере ближе, так как развивают мышление. У меня математический склад ума, так многие говорят. Хотя обычно для девочек в основной своей массе это нехарактерно. Я пока не решила, какую специальность выберу в будущем, но думаю, что математика мне точно пригодится.

– Математические способности тебе перешли по наследству?

– Возможно. (Улыбается.) Моя мама – экономист, но она закончила математический факультет ЧелГУ, а затем аспирантуру в Москве (очная аспирантура при НИИ Автомобильного транспорта). Большая часть ее жизни тесно связана с математикой, не удивительно, что это увлечение передалось мне.

Поделиться

– Как в свое время ты выбрала именно математический факультет?

– Когда в конце седьмого класса встал вопрос о том, какое направление подготовки выбрать, я очень четко поняла для себя, что филологический и естественно-научный факультеты не для меня. Некоторое время колебалась между социально-экономическим и физматом. Но в итоге решила пойти на физмат, он гораздо больше развивает. И в прикладном смысле от него гораздо больше пользы: после физмата можно выбрать работу практически в любой сфере. Считаю, что математика дает большие возможности.

Мария Чернова, 02. 07.1995 г. р.,  абсолютный победитель федеральных-окружных соревнований «Шаг в будущее» по Уральскому Федеральному округу по направлению «математика и информатика», обладатель  «яблока познания» и сертификата на участие во всероссийском этапе конференции «Шаг в будущее». Данная программа осуществляется с 1991 года под руководством Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана при активном участии 114 российских вузов, 50 научно-исследовательских организаций (из них 15 институтов Российской Академии наук), 828 школ, 91 центра молодежного научного творчества, 25 предприятий. Ежегодно программа «Шаг в будущее» проводит около 700 научных мероприятий с молодежью, охватывающих через региональные представительства программы практически всю страну – территорию, занимающую 10 временных зон: от Калининграда (Кенигсберга) на западе до Анадыря на востоке, и от Мурманска на Севере до Дербента на юге. Программа «Шаг в будущее» поддерживает международные контакты в области молодежного научного творчества с 36 странами мира. На базе программы «Шаг в будущее» проводятся Национальные научные соревнования в России: Комиссия Европейского союза, Всемирное соревнование «Молодые исследователи всего мира – окружающей среде», Международная научная и инженерная выставка Intel ISEF. В 2002-2003 году программа «Шаг в будущее» направляет Национальные молодежные научные делегации на двенадцать ведущих международных молодежных научных мероприятий, которые проводятся на трех континентах.

– В то время когда я училась в лицее, в математическом классе было мало девочек, основной костяк класса составляли парни. А как обстоят дела сейчас?

– У нас сейчас в 11 математическом только три девочки, а в нашем классе 25 человек: 12 девочек и 13 мальчиков. Соотношение практически равное.

– Кто из твоих наставников повлиял на тебя больше всего?

– Конечно, это Галина Ивановна Прокопенко, которая помогла мне определиться с темой исследования. К сожалению, в данный момент по состоянию здоровья она не может помогать мне.

Когда я начала готовиться к региональному этапу «Шага в будущее», морально мне очень помогла преподаватель математики нашей школы Наталья Михайловна Шептицкая. Наталья Михайловна буквально вдохнула в меня силы и решимость.

Отдельное спасибо хотелось бы сказать, во-первых, преподавателю математики в моем классе Владимиру Михайловичу Коржакову (он в свое время заложил очень сильную базу знаний, которая сейчас мне очень помогает), а также завучу старшего звена Елене Николаевне Федечкиной и моей классной руководительнице Елене Васильевне Шерстобитовой. Они очень поддерживают меня и помогают во всем, а Елена Васильевна и вовсе наша вторая мама.

– Если случится так, что совпадет «Шаг в будущее» и областной тур олимпиады по математике? Что ты выберешь?

– Еще рано говорить об этом, пока не буду загадывать.

– Ты уже думаешь о том, какой институт и какую специальность выбрать?

– Специальности даже примерно не знаю. Пока думаю над этим.

– А учителем, по примеру наставников, которыми ты восхищаешься, ты не хотела бы быть?

– Я такой человек, что мне трудно адаптироваться под коллектив. И даже к детям я буду очень долго привыкать. Это будет сложно. В привычной обстановке я себя чувствую спокойно, нормально общаюсь, а если попадаю в новую… то тут все бывает непросто. Раньше я была очень замкнута. Еще в седьмом классе у многих, наверняка, возникало ощущение, что меня нет в классе, меня было не слышно и не видно. Сейчас многие мои друзья и знакомые замечают, что я раскрылась, общаться стало проще не в плане учебы, а именно в плане дружбы.

– У тебя есть еще какие-нибудь увлечения, кроме математики? Или все свободное время посвящено исключительно науке?

– Нет, не только математике (Улыбается.) Я углубленно изучаю английский язык. А еще с детства у меня есть одна большая любовь – танцы! Я занималась танцами с детства, но в пятом классе забросила, потому что не состыковывались графики ни в школе, ни в секции, куда я раньше ходила. А в прошлом году я поняла, что не могу жить без танцев, и записалась снова, теперь уже на современный танец, на хип-хоп. Сейчас подумываю и о том, чтобы пойти на модерн, но пока, к сожалению, не хватает времени. А еще я очень люблю коньки.

– Какое место в жизни прирожденного математика занимают книги?

– Раньше я дико любила читать и просто не могла без этого (стилистика сохранена – Прим. ред.). Сегодня, к сожалению, у меня не так много времени, и я стала читать значительно меньше. Но все же иногда время для чтения удается выкроить. Сейчас я читаю Ремарка «Жизнь взаймы». Мне нравятся произведения, которые заставляют задуматься. Раньше я больше любила фантастику, но потом поняла, что реальный мир с его взаимоотношениями намного интереснее и глубже плоского фантастического.

– Можешь провести параллели между математическим складом ума и любовью к реалистичным произведениям?

– Не знаю… нет, наверное, прямой взаимосвязи нет. Хотя … по сути математика в какой-то мере не дает уйти в мир фантазий. Математика помогает мне твердо стоять на земле.

– Много ли у тебя свободного времени?

– Конечно, лицей отличается от обычной школы тем, что больше внимания уделяешь подготовке к олимпиадам, домашние задания сложнее, поэтому и в школьных стенах проводишь много времени. Я хожу на факультативы по математике и физике, мне это необходимо.

– Ты много времени проводишь в школе, и наверняка у тебя больше друзей среди лицеистов, которые разделяют твое увлечение математикой?

– Вовсе нет! Друзья у меня не только из школы. Даже если главный жизненный интерес не совпадает, всегда можно найти точки соприкосновения и темы для разговора.

– Чувствуешь ли ты ущемленность в сравнении с друзьями из других школ, потому что у них гораздо больше свободного времени «для жизни»?

– Нет. Я знаю по себе: если у меня будет много свободного времени, то я ничего не сделаю. Чем времени меньше, тем работа оперативнее. Так становишься более собранной. Из-за этого проще.

– Какие фильмы из последних увиденных запомнились тебе больше всего?

– Мне хочется вспомнить про предновогодний фильм 2011 «Елки». С одной стороны, это банальная комедия. Я люблю такие фильмы-сказки, пусть иногда и наивные. А с другой стороны мне очень нравится фильм «Реквием по мечте». Смотреть его непросто, но запоминается надолго.

– Представь себе: твоя дальнейшая учеба идет очень успешно, и у тебя появляется шанс уехать учиться и жить за рубеж. Ты бы использовала такую возможность? Или ты патриот России?

– Пока рано говорить об этом. Но, если представится шанс, я рассмотрю все возможные варианты.

– Что ты чувствовала, защищая честь региона на «Шаге в будущее»?

– На самом деле я, конечно, волновалась. Опыт участия в конференции такого формата у меня первый. Здесь мы не выступали по очереди с докладами, нагнетая на присутствующих непроходимую скуку. Все было организовано по-другому.

У меня был стенд, на котором были представлены мои изыскания. В ходе работы «Шаг в будущее» ты стоишь рядом со своим стендом, и к тебе подходят люди, которые интересуются твоей работой. Есть, конечно же, и основное жюри, которое строго оценивает уровень работы. Но, кроме этого, подходит и множество зрителей, которым интересно, над чем я работаю. Среди них много школьников.

Было несколько групп ребят, которые, увидев мой стенд, просто пугались, и уходили дальше. Я думаю, что их отпугивал большой объем непонятных формул на стенде: практически все пространство было занято ими. Формул очень много, и это не просто формулы, а объяснение решений уравнений.

Когда друзья из параллели попросили меня объяснить им суть моей работы, то приняли и поняли его сравнительно быстро, хотя и учатся на естественном факультете и не очень дружат с математикой.

– Ты бы хотела, чтобы у тебя был напарник по научной работе? Или ты, скорее, одиночка?

– Мне кажется, вдвоем работу писать намного труднее. Хотя с другой стороны... Все трудности тоже делятся на двоих. И за счет этого может быть проще.

– В эпоху Интернета генерировать идеи труднее? Или наоборот проще?

– Сказать новое слово в науке сложно всегда, для этого нужно немного больше, чем просто усидчивость и широкий кругозор. Научная работа – это же не реферат. Она потому и называется научной работой, что для изучения проблемы должны быть научная база, доказательства. Нужно придумать что-то новое, отличающееся от того, что уже есть, а не просто тупо списать.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку