21 декабря состоялся заключительный, самый яркий и зрелищный этап конкурса «Самый классный классный» в Металлургическом районе – творческая презентация «Почему я работаю классным руководителем?». В этом году в финал районного конкурса вышли 10 педагогов. До этого творческие и талантливые классные руководители, представлявшие образовательные учреждения №№14, 61, 70, 73, 82, 88, 91, 94, прошли два предварительных тура. За ходом испытаний наблюдало профессиональное жюри. В первый день конкурса учителя приняли участие в дебатах «Диалоги о воспитании» и высказали свою точку зрения на вопросы «В классе организовано самоуправление – значит в классе есть воспитательная система», «Классный руководитель – это вторая мама или второй папа». Во второй день конкурса участникам предстояло провести классный час с использованием нестандартных форм организации учащихся. Предложенный вариант открытого занятия позволил преподавателям раскрыть свой творческий потенциал, личностные качества, а также профессиональные умения.
Конкурс организован при поддержке управления по делам образования г. Челябинска, МОУ ДПО «Учебно-методического центра г. Челябинска», а также городского методического объединения классных руководителей.
Стоит отметить, что среди десяти конкурсантов в этом году не только женщины, но и один мужчина-педагог – Андрей Александрович Першин, классный руководитель из школы №94 (филиал – п. Аэропорт).
Третий заключительный этап районного конкурса «Самый классный классный» состоялся на базе досугового центра «Импульс». На вопрос «Почему я работаю классным руководителем?» каждый из участников представил собственный ответ в виде творческой презентации.
Кто-то из учителей высказал свои мысли не только в прозе или стихах, но и в песне. Елена Касимова, педагог школы №73, представила свой метод сплочения класса в виде аллегории с оркестром, в котором она является то дирижером, то участником. Андрей Першин, учитель школы №94 поделился своим рецептом воспитания личности: словно специи в хорошее блюдо, в учебный процесс нужно добавлять любознательность, любовь, честность и другие качества. Елена Меньшенина решала задачу с яблоками, каждое из которых – это идея. При поддержке своих учеников преподаватель объяснила гостям вечера и жюри, что идеями нужно обмениваться и делиться (ученики спустились в зрительный зал и угостили присутствующих яблоками).
Стоит отметить, что дети принимали самое активное участие в выступлениях своих классных руководителей. Учащиеся воссоздавали на сцене эпизоды из школьной жизни, демонстрировали свои вокальные и танцевальные таланты, искренне благодарили своих учителей за помощь и понимание в сложных ситуациях. Поддержку участникам оказывали не только нынешние ученики, но и выпускники прошлых лет, а также их родители. Зрительный зал был полон болельщиков. Каждая школа поддерживала своего конкурсанта громкими аплодисментами, плакатами и речевками. Выступления педагогов сопровождались мультимедийными презентациями.
Ответы участников на вопрос «Почему я работаю классным руководителем?» оценивало два жюри. Взрослое, в состав которого вошли представители Управления образования Металлургического района и социальных организаций, а также заслуженные педагоги, и детское, представленное тремя ученицами 11 класса школы №24. Выступления участников были оценены каждым членом жюри по пятибалльной системе, и каждая поднятая пятерка вызывала бурю оваций в зале.
По итогам конкурса «Самым классным классным» была признана Татьяна Александровна Горбаль, педагог гимназии №96. «Конкуренты, конечно, все очень достойные», – поделилась своими впечатлениями Татьяна Горбаль. – Каждый из них интересен как личность, как классный руководитель, как педагог. Мне кажется, что жюри было очень сложно принять решение.
Я очень эмоциональный человек, и сейчас испытываю бурю положительных эмоций! Конкурс требовал очень серьезной подготовки, и двадцатилетний опыт работы мне пригодился. Быть классным руководителем – это всегда здорово! Сегодня меня пришли поддержать даже дети с прошлых выпусков, что очень приятно. Участие в таких мероприятиях полезно, на мой взгляд, и ученикам: ведь они, оказавшись с учителем на одной сцене, получают возможность увидеть его с другой стороны.
Я считаю, что настоящий «классный классный» должен всегда пытаться понять детей. Это главное в работе педагога».
Как победитель районного конкурса, Татьяна Горбаль будет представлять Металлургический район на городском этапе, который состоится в январе 2012 года. Второе место жюри присудило Елене Анатольевне Павловой (школа №14), а третье – Андрею Александровичу Першину (школа №94, п. Аэропорт). Все остальные участники получили дипломы лауреатов конкурса и памятные подарки.
Детское жюри особо отметило Елену Николаевну Фирсову, педагога школы №94, вручив ей в качестве подарка мягкую игрушку – медведя. «Все педагоги очень достойны, выбрать было сложно», – поясняет Дарья, член детского жюри, – но выступление Елены Николаевны очень яркое, от нее исходит доброта, и она прекрасно общается с классным коллективом, поэтому мы решили присудить награду именно ей».
«Конкурс в таком формате проходит в нашем районе уже пятый год, – рассказывает Алла Сычева, начальник управления образования Металлургического района, – сегодня был заключительный этап – самопрезентация. До этого участники освещали свою педагогическую концепцию во время проведения открытых уроков и дебатов. Все баллы, которые по результатом испытаний набирали педагоги, были размещены в открытом доступе на сайте управления образования.
Я сама 25 лет отработала в школе, была и классным руководителем и действительно могу сказать, что в школе быть просто учителем нельзя. Надо быть обязательно классным руководителем. Потому что когда ты ведешь детей с 1 по 5, или с 5 по 11 класс и видишь результаты их роста, взросления, становления – эта радость ни с чем не сравнима!
Я считаю, что учитель – это профессия для души. И главный показатель того, что эта душевность находит отклик, то, что все дети на протяжении двух часов внимательно следили за происходящим и ждали результатов. И, как мне кажется, в ходе подготовки выступления классный коллектив еще больше сплачивается, еще более тесными становятся связи учителя и учеников».
Конкурс показал, что классные руководители не только имеют высокий уровень подготовки в организации воспитательной работы, но и способны найти уникальный подход к детям. «Я пришел поболеть за Светлану Александровну, – рассказывает Миша, ученик начальных классов школы №61. – Очень хотел, чтобы она победила. Она добрая, умная, редко сердится и хорошо учит. Когда Светлана Александровна пела, мы ей аплодировали громче всех».
Имя «Самого классного классного» Челябинска мы узнаем в январе 2012 года.
Фото: Фото предоставлены МБОУ ДПО «Учебно методический центр г. Челябинска»