Образование Татьяна Шиндина, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и предпринимательства ЮУрГУ: «Организовать каждый раз интерес к своим лекциям – самая лучшая творческая тренировка»

Татьяна Шиндина, доктор экономических наук, профессор, декан факультета экономики и предпринимательства ЮУрГУ: «Организовать каждый раз интерес к своим лекциям – самая лучшая творческая тренировка»

Занятия на факультете экономики и предпринимательства раз за разом доказывают, что здесь не просто учат профессии, но раскрывают творческий потенциал молодого человека, который намерен стать управленцем. Разговор с деканом факультета Татьяной Шиндиной позволил понять, почему творчество ставится во главу угла и как организован этот творческий накал.

«Кто не верит, пусть попробует...»

Татьяна Александровна, вы являетесь членом национального реестра экспертов в области качества образования. Что это за сообщество?

– Это новое для России сообщество, оно существует около пяти лет и создано как общественная организация. Существует целая система контроля в области качества образования, есть индикаторы, показатели... Так как объем проверок очень большой, то к экспертизе кроме штатных сотрудников Рособрнадзора привлекаются эксперты общественной организации.

Часто приходится бывать в командировках?

– Не очень часто. Мой опыт – порядка пяти-шести выездных проверок. Я являюсь экспертом в области качества образования и специализируюсь в области группы специальностей «экономика и управление». Проверка состоит из двух частей: первая – оценка остаточных знаний у студентов, здесь идет тестирование; вторая часть – проверка основных документов. Это и методическое обеспечение, и литература, и качество выполненных курсовых работ, и качество содержательной части дипломных проектов. На основании всего этого дается экспертное заключение.

На ваш взгляд, все это реально способствует повышению качества образования?

– Вопрос сложный, дискуссионный, и нет на него в настоящий момент однозначного ответа. Но все эти проверки, если их обобщить, являются в комплексе системой менеджмента качества. И я приведу очень любопытный пример. У меня есть соискательница кандидатской степени, которая работает над темой влияния системы менеджмента качества на строительные организации. Это прикладные исследования. И когда мы с ней в первый раз получили результат обработки статистических данных, то были просто шокированы. На практике все считают, что система менеджмента качества – это лишний документооборот и лишние затраты. В какой-то период времени в строительстве системы менеджмента качества в современном ее понимании просто не было, но потом для получения сертификатов компании вынуждены были составлять эту документацию.

Мы взяли оба периода и выяснили, что из 35 строительных компаний Челябинска, данные которых мы анализировали, там, где такие документы стали составлять и расписывать сотрудникам, за что каждый из них отвечает, прибыль от деятельности выросла на 7-10%! (Смеется.) Кто не верит, пусть попробует проанализировать сам.

То есть рациональное зерно в этом есть?

– Удивительно, но нам удалось это доказать. Получается, что система менеджмента качества влияет на четкое распределение должностных обязанностей. К сожалению, существует такой феномен: руководитель знает, как надо делать, но у него элементарно не хватает времени, чтобы рассказать это сотруднику. Когда человек приходит на работу и заключается контракт, то в договоре расписаны все его права и обязанности. Но по инертности, невнимательности или другим причинам человек или не обращает на них внимания, или сразу же забывает о прочитанном. Вникая в работу, он стремится понять суть мероприятий и через некоторое время забывает, что нужно осмыслить еще и объем, количество работы, за которую он ответственен. И вот выясняется, что система менеджмента качества, если она есть, заставляет вернуться к пониманию сотрудниками их основных заданий, помогает организовывать весь процесс и способствует стимулированию одной из главных управленческих функций – организации.

Искать или ждать «тарелочки с голубой каемочкой»?

Как вам кажется, сами студенты заинтересованы в качественном образовании?

– На самом деле нет ни одного человека на Земле, который был бы заинтересован в чем-то некачественном. Человек всегда выберет лучшее настолько, насколько это возможно. Другой вопрос, что современный студент обладает несколько другими поведенческими признаками: он хочет, чтобы ему это дали. Студент 10-20-летней давности был поисковиком, он искал, где взять. Это самый сложный психологический момент и самое неприятное изменение в сфере образования.

Современное поколение часто обвиняют в инфантилизме, есть в этом доля правды?

– Это чувствуется из года в год все сильнее. Некий феномен позднего взросления. Дети сегодня натренированы на сдачу тестовых материалов, и у них совершенно нет мотивации для накапливания знаний. Есть же несколько способов сдачи ЕГЭ: знать ответ наверняка или методом отбрасывания вариантов, которые не логичны, найти правильный ответ. Если у человека есть творческое воображение, он не всегда идет по пути: я знаю, что этот ответ правильный. У него начинает работать логика, и это сейчас считается замечательным качеством. Но это мешает получению фундаментальных знаний, потому что студенты ищут вариант, как экзамен должен быть сдан, а не как эти знания получить. Эта проблема связана со средней школой и не может не отражаться на нас. Человек не ищет пути к получению материала, он ищет кратчайший путь к получению оценки.

Получается с этим бороться?

– Преподаватель не может быть консерватором, даже если он принадлежит к старшему поколению, которое убеждено, что нет ничего лучше жесткой дисциплины. Преподаватель вынужден перестраивать свои образовательные технологии под потребности современного студента. Конечно, мы изменились: ввели тестовые задания, фильмы, кейсы, конференции. Один период очень бурно использовали тестовые материалы, потому что была необходимость. Сейчас, наоборот, пришли к тому, что ряд экзаменов должен проходить обязательно в устной форме, потому что студенты умеют писать, считать быстро, выбирать правильный ответ, но, к сожалению, у них плохо развиты навыки устной речи и устного доказательства правильности собственной точки зрения. Люди разучились говорить. Хотя эта компетенция сегодня в большей степени востребована, будущим управленцам коммуникативные навыки нужны в первую очередь.

Декан – это тоже строитель

Поступая на промышленное и гражданское строительство, вы хотели стать инженером или предполагали, что станете преподавателем?

– Своим родителям, которые работали учителями, я давно сказала, что поступать после школы буду куда угодно, только не в педагогический. И совершенно осмысленно выбрала архитектурно-строительный факультет. Но директор школы предрекал мне преподавательское будущее. (Смеется.) Это давняя история. Я в школе всегда хорошо училась и класса до седьмого вообще не принимала никакого участия в общественной жизни, пока не вступила в комсомол, он еще существовал. В итоге стала комсоргом школы во времена, когда комсомольская организация доживала последние дни. На этом «посту» я инициировала проект: в День учителя уроки в школе вели старшеклассники, в том числе и я. Но для меня это был всего лишь проект.

Что заставило изменить собственным планам?

– На пятом курсе мой куратор Нелли Федоровна Кромская сказала мне: «Я думаю, тебе, Таня, надо поступать в аспирантуру». Конечно же, я ответила: «Только не преподавательская деятельность!» Но Нелли Федоровна нашла мне научного руководителя и настояла на своем. И когда я после пятого курса подняла вопрос в семье: что мне делать – пойти в строительство или идти в аспирантуру, один из приятелей моих родителей сказал: «Татьяна, никогда не надо отказываться от деловых предложений, которые тебе делают, тем более если тебе делают их настойчиво». Так я пришла в аспирантуру.

Ни разу не пожалели, что отказались от работы в строительном бизнесе?

– Нет. Но если бы сейчас собралась уйти из высшей школы, то открыла бы собственный бизнес в сфере строительства. Я постоянно слежу за развитием этой отрасли. Чисто в профессиональном плане меня интересуют все новшества. Поэтому я со строительной отраслью не рассталась, и в моей кандидатской диссертации исследовались вопросы, связанные с тендерными торгами в строительстве, которые тогда только начинались. А докторские исследования уже связаны с организацией межфирменных отношений в строительном комплексе, потому что сегодня бизнес, как известно, очень сильно зависит от внешней среды. Межфирменные взаимоотношения – это то важное звено, которое превращает набор разноформенных элементов в систему.

«Летать так летать...»

Довольно часто люди, защитив кандидатскую, успокаиваются, а вы довольно стремительно защитили докторскую. Это было самостоятельное желание?

– Сейчас правительство сильно стимулирует развитие научно-педагогических кадров, причем молодых. Есть масса программ поддержки кандидатов наук до 30 лет и молодых докторов до 40 лет при определенных показателях. Вот под эти программы я и попала. Мне повезло еще и в том, что я работала на кафедре, где подобралось несколько человек, кто хотел написать докторскую, и было на кого равняться, было с кем тягаться. Это тоже очень хороший стимул. Потому что ты понимаешь: если другой справился, то и тебе это по плечу.

Вы очень требовательный руководитель?

(Смеется.) Боюсь, что я достаточно сложный человек, потому что у меня неплохая работоспособность, и окружающим бывает нелегко за мной угнаться. Не скрою, что требования к другим предъявляю достаточно высокие, но к себе я еще более требовательна, что и позволило, наверное, как вы сказали, стремительно защитить докторскую. Считаю, что человек способен выполнить любую сложную задачу, если работу над ней разделить на этапы. Они должны быть непродолжительными по времени, потому что кратковременные проекты всегда легче осуществлять. Человек тогда получает удовлетворение от результата, возможность передохнуть и готов к следующему этапу. Стремлюсь организовать работу на факультете именно таким образом. Человек может мобилизоваться на неделю, но долго работать в напряжении сложно.

Сильные кафедры – сильный вуз

Это стандарт, когда декан факультета возглавляет еще и кафедру?

– Для нашего вуза – да. И это на самом деле хорошо, потому что декан факультета должен заниматься научной работой, а научная работа базируется на кафедрах. И вообще основным структурным подразделением в вузе является кафедра. Сильный вуз – это сильные выпускающие кафедры. Выпускающие кафедры с мировым уровнем достижений в сумме дают вуз мирового уровня. Поэтому важно, чтобы каждая кафедра на факультете была самостоятельной, имеющей свои научные достижения. И я рада, что на факультете экономики и предпринимательства со мной согласны.

Вам хотелось возглавить именно кафедру финансового менеджмента, или так было нужно?

– Финансовый менеджмент давно стал элементом моей жизни. Дело в том, что до защиты докторской я в течение четырех лет возглавляла кафедру экономики и инвестиций в филиале ЮУрГУ в городе Снежинске, и выпускали мы финансовых менеджеров.

На студенческой конференции вашей кафедры нельзя было не заметить, что с каждым курсом растет творческий потенциал студентов. Какое место в жизни студента должно занимать творчество?

– Есть жесткое высказывание на сей счет: студент, у которого в зачетке только один вид оценки, – ограниченный студент. Независимо от того, тройки это или пятерки. Нормальный студент – тот, у которого разные интересы. Он все успевает и все пробует. Эти ребята потом в лучшей степени способны и карьеру делать, и деньги зарабатывать. Управленец должен не только проанализировать свою хозяйственную деятельность, но и результат уметь использовать.

Чего хочется добиться на данном отрезке времени?

– Сейчас много времени занимает постановка магистерских программ. И мои профессиональные устремления сегодня именно здесь. Коллектив преподавателей создан, и теперь важно процесс обучения направить на развитие навыков у магистров нестандартного мышления в узкоспециализированной области. Я благодарна практикам, которые откликнулись, согласились преподавать и великолепно дополнили коллектив профессоров и доцентов нашего факультета. Для магистратуры это очень важно.

К магистру нужен другой подход. Ранее таких программ не было. Все знают, как обучают специалистов, и диплом в жизни каждого человека с высшим образованием был. Традиции обучения передаются из поколения в поколение. Однако как учится магистр, широкому кругу лиц неизвестно. Россия сегодня разрабатывает приемы параллельного обучения и научных исследований, и сегодня, проработав с магистрами полных три года, мы уже понимаем подводные камни, преимущества и недостатки этого процесса. Я очень благодарна своим коллегам, сотрудникам кафедры финансового менеджмента и всего факультета экономики и предпринимательства, с которыми совместно занимались предыдущими выпусками магистров. А потом мы собирались на семинары и обсуждали, что получилось – на примерах, и стала выстраиваться общая картина становления магистратуры. Могу смело заявить, что магистратура состоялась, и у нас престижно учиться.

Кнут и пряник

Какие творческие моменты считаете наиболее важными в собственной жизни?

– Сама преподавательская деятельность стимулирует творчество. Одну группу учишь какой-то дисциплине, следующая приходит, и ты начинаешь с нуля. Я начала преподавать перед защитой кандидатской и поняла, что каждая новая учебная группа требует особого подхода: студенты оказывают влияние на тебя, ты – на студентов. Организовать каждый раз интерес к своим лекциям – самая лучшая творческая тренировка.

Профессиональная жизнь любого преподавателя очень интенсивна, оставляете время семье, дочери? Какое они занимают место в вашей жизни?

– Семья для меня имеет огромное значение, я счастлива, что в моей жизни есть моя мама, мой муж, моя дочь, мои сестры. Семья у нас большая, и, когда они рядом, наступает состояние покоя и счастья. Это дают не любовь, не страсть, не желание доказать, показать, что-то получить, это дает ощущение родства. Здесь тебя встречают всегда с одинаковой любовью, вне зависимости от того, получилось у тебя что-то или не получилось. И я стараюсь в своей семье постоянно поддерживать это состояние. И хочу, чтобы моя дочь это чувствовала, что ей рады всегда, всегда любят и ждут.

К вам приходят учиться уже взрослые дети, и кому-то не выпало счастья жить в такой семье, как ваша. Вы пытаетесь это исправить, дать студентам чисто человеческие уроки?

– Школа, в том числе высшая, содержит в себе, по-моему, все элементы современного общества, как положительные, так и отрицательные, хотим мы этого или нет. И всему плохому учит школа, и всему хорошему. Здесь четкие и жесткие жизненные правила, поэтому студент находит в вузе и кнут, и душу, которая становится для него пряником. Причем роль одного и того же преподавателя может меняться – для одного студента он становится кнутом, а другой находит в нем душу родственную и благодарен ему всю жизнь. Наверное, это и есть основной принцип воспитания.

Фото: Фото Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА
ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления