RU74
Погода

Сейчас+11°C

Сейчас в Челябинске

Погода+11°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +8

0 м/c,

745мм 58%
Подробнее
7 Пробки
USD 93,25
EUR 99,36
Образование «Демографическая яма» съест деньги абитуриентов

«Демографическая яма» съест деньги абитуриентов

В педагогическом сообществе давно сложилась своеобразная примета: если сайт ChelDiplom.ru проводит круглый стол, посвященный вопросу поступления в вузы, значит, пришла пора лета и приемных кампаний. Можно с полной уверенностью сказать, что борьба за абиту

В педагогическом сообществе давно сложилась своеобразная примета: если сайт ChelDiplom.ru проводит круглый стол, посвященный вопросу поступления в вузы, значит, пришла пора лета и приемных кампаний. Можно с полной уверенностью сказать, что борьба за абитуриентов началась: 30 мая в конференц-зале Уральского государственного университета физической культуры уже состоялся круглый стол, организатором которого традиционно выступил ChelDiplom.ru. На этот раз мероприятие было посвящено теме «Образование в условиях «демографической ямы»: абитуриент всегда прав?» Представителям вузов и ссузов, а также министерства образования Челябинской области предстояло обсудить вопрос доступности высшего образования в ситуации, связанной с демографическим кризисом 1990-х.

Как пояснила во вступительном слове редактор сайта ChelDiplom.ru Анна Кошелева, родителей, читателей сайта ChelDiplom, в этом году особенно волнует вопрос: как ситуация «демографической ямы» повлияет на прием в вузы. «Изменятся ли правила приема, что будет с количеством бюджетных мест, и, может быть, раз число абитуриентов так резко снизилось, вообще не стоит стараться, ведь поступить смогут все?» − так обозначила редактор примерный круг вопросов. Неужели влияние демографического кризиса на образование оказалось действительно серьезным?

По словам ответственного секретаря приемной комиссии Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) Александра Губарева, ситуация кризиса 1990-х годов, последствия которого приходится сейчас устранять, возникла не внезапно. «Проблема перманентно развивалась, все вузы к этому так или иначе приспособились. Поэтому каких-то сверхсерьезных проблем для вузов, наверное, не будет. У нас есть надежда, что и набор состоится, может быть, не в том объеме, который был год-два назад, но все равно будет. На вопрос, нужно ли трудиться в этом году абитуриентам для поступления, могу ответить: поступление в вуз − это легкое мероприятие, учиться потом значительно сложнее. Если не трудиться на нынешнем этапе, дальше можно и не дойти до диплома. Хотелось бы, чтобы у абитуриентов этого года все сложилось хорошо», − пояснил Александр Васильевич.

Проректор по учебной работе Челябинского государственного педагогического университета (ЧГПУ) Георгий Шкребень считает, что говорить только о «демографической яме» сейчас не следует. «Мы попали сегодня в ситуацию, когда не выпускаются 11 классы, − комментирует проректор. − Это связано с переходом из 3 в 5 класс, и так далее. По последним данным, в Свердловской области в прошлом году было 5700 выпускников, а в этом году цифра увеличивается до 18 000. То есть наши соседи прошли переломный период год назад. И «демографическая яма», и эксперимент с реструктуризацией системы школьного образования в Челябинской области, конечно же, отражается на вузах. По статистике педагогического университета, в позапрошлом году на одно место конкурс составлял 5,2 заявления, в прошлом году уже 3,9. В 2012-м мы ожидаем около трех. То есть, несмотря на то, что конкурс и у нас, и в ЮУрГУ, и в ЧелГУ сохраняется, но все-таки несколько снижается. В 2011 году средний балл ЕГЭ у абитуриентов, поступающих в ЧГПУ, был самым высоким среди педагогических вузов России».

Количество потенциальных абитуриентов, которые могли бы участвовать в приемной кампании в вузы Челябинской области 2012 года, по сравнению с 2011 годом сократилось на 28%. Такую статистику привела заместитель министра образования и науки Челябинской области Галина Казакова. «Если у нас в 2009 году количество выпускников 11 классов составило 18 000, то в 2012-м – около 13 000, − заявила она.− Таков процент демографического спада. Другая тенденция связана с приоритетами современной экономики. Так как сегодня особенно актуальны две сферы – технология и инженерия, – в этом году вдвое увеличилось число тех выпускников, кто выбрал в кампании по сдаче ЕГЭ-2012 физику. Это поворот общества к пониманию престижности инженерно-технических специальностей. В связи с этим вузы стали открывать новые специальности именно технической направленности. Например, ЮУрГУ в 2012 году открывает две новые специальности: «Экономическая безопасность» и «Продукты питания животного происхождения»; ЧелГУ – «Лесное дело»; ЧГАА – «Транспортно-технологические средства». Кроме того, контрольные цифры приема на 2012 год пока не определены. Но уже идет сокращение на гуманитарные специальности по сравнению с 2011 годом на 10% и увеличение числа бюджетных мест на технические специальности. Таким образом, приемная кампания 2012 года уже отражает те изменения, о которых говорится в Указе президента РФ от 7 мая 2012 года».

В своем выступлении замминистра также отметила, что повышаются и требования к университетам, которые должны стать конкурентоспособными среди ведущих мировых образовательных центров. В связи с повышением качества образования повысится и его стоимость. «В течение последних двух-трех лет мы говорим о том, что качество высшего образования падает в угоду масштабности и общедоступности, когда оно становится уделом каждого, вне зависимости от его способностей, − считает Галина Михайловна. − В этом году министерство образования предложило такой механизм, который, с одной стороны, отсечет людей неспособных, не обладающих особыми данными для получения высшего образования, а с другой – направит этот поток в среднее профессиональное образование, чьи специалисты сейчас остро нужны производству. Согласно опросу работодателей в городе Магнитогорске, «кадровый голод» в специалистах начального профессионального образования на сегодняшний день составляет 67%. Работодатели испытывают потребность в 18% специалистов со средним специальным образованием и лишь 15% – с высшим. А у нас по выпуску 2011 года складывается ситуация, когда на два инженера 0,5 рабочего и 0,5 специалиста со средним специальным образованием. Подобный дисбаланс наблюдается во всех субъектах Российской Федерации.

На протяжении полутора лет велись расчеты, которые показали, что для подготовки высококвалифицированного специалиста вуз должен затратить минимум 60 тысяч на гуманитария и 112 – на инженера. Эти нормативы утверждены Министерством образования и науки РФ 29 марта 2012 года. Поэтому в приемной кампании 2012 года для поступающих на коммерческую основу обучение в вузе уже не может стоить ниже указанной суммы, поскольку иначе это уже будет не подготовка специалиста, а просто продажа дипломов. Образование должно быть качественным. Новый подход существенно изменит картину в вузах. С одной стороны, снизится возможность коммерческого набора, соответственно, и наполнения внебюджета, с другой стороны, государство возьмет на себя обязательство повысить финансирование вузов, которое будет работать на реализацию кадрового прогноза. Все это неизбежно приведет к сокращению сети вузов, особенно тех филиалов, которые работают исключительно на коммерческой основе, выкачивают деньги с населения и готовят специалистов, которые на кадровом рынке уже не нужны. Крупные учебные заведения решают этот вопрос самостоятельно. Так, например, ЮУрГУ в прошлом году закрыл один филиал, сейчас идет обсуждение, насколько экономически выгодны еще два».

Сокращение числа абитуриентов неизбежно повлечет за собой изменения в приемной кампании 2012 года. Чего именно стоит ожидать, рассказал заместитель директора по учебно-методической работе Челябинского энергетического колледжа им. Кирова (ЧЭнК) Юрий Удалов. «Говоря о «демографической яме», хочется отметить, что ссузы почувствовали ее раньше вузов, − отметил Удалов. − Но одновременно в последние два года уже почувствовали выход из кризисной ситуации. Мы начинаем постепенно увеличивать конкурс на некоторые, в основном технические, специальности. В этом году увеличен по контрольным цифрам приема общий набор на бюджетные места. Так что из «демографической ямы» мы потихоньку выходим. Во всяком случае ссузы – точно. На этот год строим весьма оптимистичные планы».

Свое несогласие с увеличением стоимости обучения высказал ректор Южно-Уральского института управления и экономики (ЮУИУиЭ) Анатолий Молодчик. «Есть вещи, с которыми я не могу согласиться, − заявил он.− Существует видение государства и видение общества, у которого есть свои ориентиры и ожидания. Эти взгляды диссонируют между собой, совершенно не скоординированы. В образовании не проводится профориентационная политика (как в советское время), когда выбор будущей профессии не просто зависел от рыночной стоимости специалиста и возможности заработать в этой профессии. Физику, согласно приведенной статистике, в этом году сдают в два раза больше выпускников. Но в прошлом году предмет сдал один человек, в этом – двое, получается увеличение. Эти цифры не показательны. На сегодняшний день население все равно ориентируется на специальности экономико-юридического профиля, потому что с этими профессиями проще устроиться на рынке труда: спектр предложений намного шире, чем для специалистов технического профиля. Ведь инженер-строитель в отличие от экономиста ориентирован на конкретную область. Сложившаяся ситуация перестала отвечать интересам государства, которое теперь заинтересовано в развитии конкретных областей. Но люди еще держат в памяти, например, кризис 2008 года в строительной сфере, который коснулся главным образом инженеров-строителей, и выбирают другое направление. Я могу сказать, что ситуация «демографической ямы» не стала для нас неожиданностью. Мы давно скорректировали свои планы, учитывая внешние обстоятельства. Если касаться направления развития ЮУИУиЭ, то это развитие дополнительного образования, это открытие новых специальностей, в том числе и технического профиля и так далее. Я не вижу серьезных сложностей, возникшей проблемой мы занимаемся давно».

В полемику с ректором ЮУИУиЭ вступила замминистра Галина Казакова, задав вопрос, будет ли участвовать вуз в распределении контрольных цифр приема. «Хочу отметить, что негосударственные вузы теперь могут претендовать на контрольные цифры приема, то есть на возможность получить бюджетные места, − заметила Галина Михайловна. − И негосударственный Российско-Британский институт управления, например, подал заявку на 70 бюджетных мест. Будете ли вы участвовать в этом конкурсе и, соответственно, корректировать качество образования в вашем вузе?»

Анатолий Молодчик, сообщил, что у ЮУИУиЭ нет заинтересованности участвовать в борьбе за бюджетные места, чтобы потом увеличивать стоимость обучения на внебюджете. «Судя по тому, что дают контрольные цифры приема, институт бюджетных мест не получил, − ответил ректор. − Что касается качества образования, то это абсолютно относительное понятие, потому что на сегодняшний день качество в высшей школе определяется государственным образовательным стандартом в виде процедуры аккредитации. Однако есть и другой критерий – общественное мнение. И итоги приемной кампании как результат его проявления показывают, что нужно еще ориентироваться на уровень заработной платы родителей поступающих, на стоимость обучения. Ведь существует некоторая средняя стоимость образовательной услуги, зависимая от доходов населения, а Минобразования предлагает теперь платить столько же, сколько, скорее всего, выделяет бюджет на подготовку специалиста гуманитарного или инженерного направления. И если из года в год в образовательное учреждение приходят абитуриенты, то это значит, что общественное мнение говорит учреждению «да».

Проблема увеличения стоимости образования поставила некоторые вузы в тупик. Так, например, с проблемами столкнулись в Челябинской государственной академии культуры и искусств (ЧГАКИ). «Как у вуза культуры у нас возникают некоторые проблемы, связанные с приказом министерства образования, − рассказал начальник отдела маркетинговых и рекламных стратегий ЧГАКИ Анатолий Кузнецов. − К примеру, раньше обучение на направлении «Библиотечно-информационная деятельность» стоило около 20 тысяч рублей, в этом году, согласно федеральному документу, заплатить придется уже 60 тысяч. Трудно представить абитуриента, который пойдет учиться за такую стоимость, тем более, зная заработную плату библиотекаря. Или «Народная художественная культура». В этом году стоимость обучения на этом направлении должна составить 112 тысяч рублей при предыдущей стоимости в 20 тысяч».

Некоторые вузы надеются добрать количество первокурсников за счет целевого набора. Как сообщил Георгий Шкребень, в их университете примерно 15% мест отведено целевикам. «Наш основной работодатель – министерство образования и науки Челябинской области, − пояснил проректор. − В пятницу был распространен приказ минобразования о контрольных цифрах приема. На нашу заявку в 600 мест по бакалавриату выделили 580 мест. К большому сожалению, немного больше сократились места заочного отделения, примерно на 40 штук. А в магистратуре прибавили. Сейчас министерство хочет, чтобы педуниверситет готовил магистров для профильных школ, гимназий, лицеев и так далее. В связи с демографическим обвалом мы вынуждены усиленно проводить профориентационную работу: по два-три выезда в месяц, почти каждый месяц проводим видеоконференции, дни открытых дверей. Конечно, большую помощь в приемной кампании-2012 нам оказывает возможность целевого набора. Примерно 15% (87 мест) – это целевики. Подано уже более 200 заявок от глав администраций районов области. Кроме того, уже 15 лет в вузе ведется работа по заключению договоров с работодателями. На сегодняшний день заключено 182 договора. Ни на один профиль бакалавриата недобора за последние годы не было».

В других профессиональных учебных заведениях с набором дело обстоит не так хорошо.

Исполняющий обязанности ректора Челябинского государственного университета Николай Мамаев отмечает, что мода на высшее образование отчасти помогает вузам выйти из ситуации, связанной с уменьшением числа выпускников. «Однако пока приоритеты у родителей и школьников выстроены не совсем в том ракурсе, что и у государства, − отмечает Мамаев. − В этом году, когда мы будем снова осуществлять прием на так называемую уровневую систему подготовки, у вузов контрольные цифры приема принципиально будут отличаться от приемов других периодов времени. Если раньше вузы участвовали в конкурсе за бюджетные места по федеральным округам, то теперь система изменена, и все вузы участвуют в общем конкурсе. Кроме того, к конкурсу были допущены негосударственные вузы. Все эти особенности распределения контрольных цифр приема были известны заранее. К тому же по каждой образовательной программе была объявлена ценовая политика государства: сколько за каждого студента вуз будет получать бюджетно-финансовых ресурсов. Это тоже ставило вузы в ситуацию выбора приоритетов. Мы, например, сознательно отказались от заявки на контрольные цифры обучения по заочному направлению, поскольку предложенные суммы для нас не являются рентабельными. Если вуз получает хоть какое-то количество бюджетных мест, то прием на договорной основе должен осуществляться по стоимости обучения не ниже, чем те средства, которые выделяет государство на обучение студентов. Наверное, это не является проблемой для Московского или Санкт-Петербургского округа, поскольку там ценовая политика уже до письма министерства была гораздо выше бюджетных обязательств.

Что же касается нашего региона, то для наших вузов это стало неким откровением. Ведь не секрет, что до сегодняшнего дня существенную финансовую поддержку давал прием студентов на договорной основе. А стоимость обучения по многим вузам составляла 35-45 тысяч. Теперь же, когда мы получаем бюджетные места, стоимость обучения на договорной основе должны устанавливать не ниже 60 с лишним тысяч. И рождается вопрос, готово ли наше население, даже морально, платить такие деньги, чтобы выучить своего ребенка? И где искать доходы, чтобы обеспечить такое обучение? Что касается нас, то это, возможно, приведет к тому, что часть абитуриентов из государственных вузов перебросится в негосударственный сектор, поскольку, я думаю, стоимость обучения там будет все-таки ниже. Но это лишь ожидания. В целом по нашему университету контрольные цифры приема по всем трем уровням подготовки находятся примерно на уровне прошлого года. Стоит отметить, что с 2004 года Министерство образования стало существенно сокращать количество мест на специалитет. Это коснулось в основном специальностей третей и восьмой групп: гуманитарных и экономики и управления. Для многих, особенно классических университетов, это было нелегко. В Челябинском государственном университете, например, половина специальностей – гуманитарные, поэтому перераспределение контрольных цифр приема позволяет снять этот перевес».

Некоторые вузы могут похвастаться стабильно высоким конкурсом. Так, например, декан факультета управления челябинского филиала Российской Академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) Сергей Домрачев отмечает, что по количеству заявлений на заочную форму обучения академия находится примерно на том же уровне, что и в 2008-2009 годах. «В 2010 году указом президента было объединено два высших учебных заведения: Академия народного хозяйства при правительстве РФ и Академия госслужбы при президенте, − рассказывает Домрачев. − Был создан крупнейший вуз в стране, который обучает 180 тысяч студентов в 67 филиалах. Челябинский филиал за 20 лет своего существования подготовил свыше 30 тысяч специалистов. В этом году мы усилили профили, прежде всего по направлению подготовки «Менеджмент». Теперь готовим менеджеров по логистике, малому бизнесу, управлению человеческими ресурсами. Для направления «Государственное и муниципальное управление» усилена практическая составляющая. Студентов старших курсов мы включаем в кадровый резерв, поэтому с трудоустройством у наших выпускников проблем нет. Согласно социальному опросу, примерно 35% выпускников хотят поступить на государственную и муниципальную службу. Поэтому, как нам кажется, останется спрос на специальности 08 группы (экономика и управление). Приемная компания в нашем вузе идет плановая. Стабильно высокий конкурс сохраняется на специальности, связанные с государственным управлением. На основные направления подготовки есть бюджетные места».

Первый проректор Южно-Уральского профессионального института (ЮУПИ) Александр Базаев считает, что в условиях спада рождаемости и возрастающей конкуренции между вузами главным критерием выбора учебного заведения для абитуриента станет соотношение «цена-качество»: «Каждое учебное заведение выстраивает свою стратегию, связанную и с набором, и с рядом других параметров. Особенно важным в таких условиях становится соотношение цены и качества, поскольку, как правило, обычному гражданину очень сложно определить, какой вуз лучше готовит, скажем, экономиста. Мы на сегодняшний день, готовясь к набору абитуриентов, существенно расширили спектр специальностей по средне-специальному образованию. Кроме того, заключили порядка 200 контрактов с работодателями, модернизировали учебную базу».

Вторая часть круглого стола была посвящена обсуждению видеосюжета, который поставил вопрос соответствия заявленной стоимости внебюджетного образования его качеству.

О том, за что платят студенты, поступившие на коммерческую основу, высказался Александр Базаев. «Сегодня 75-80% выпускников школ поступают в вузы, − сослался на статистику проректор. − Мы, с одной стороны, требуем улучшения бюджетного набора, а с другой – оставляем систему незамкнутой, поскольку нет гарантий трудоустройства. Поэтому большой разницы нет, будет ли выпускник учиться на бюджете или на коммерческой основе. Условия получения образования стали значительно лучше и не зависят от того, на какой основе ведется обучение, но у студентов нет мотивации. Образование не должно превращаться в услугу, потому что у услуги есть заказчик, а мы не должны превращаться в исполнителей».

Георгий Шкребень считает, что договорники платят за свою недоподготовленность. «Кто у нас учится за деньги? − обратился Георгий Сергеевич к коллегам. − Тот, кто не прошел на бюджет, слабее подготовлен. То есть деньги он заплатил отчасти за свою неподготовленность. Кто из вас, будучи школьником, ходил на пропедевтические курсы? А такие курсы стали сегодня законом для высшей школы, потому что не могут математики, физики учиться наравне с теми, кто приходит хорошо подготовленным и с высокими баллами. Родители таких ребят платят за то, что их в школе недоподготовили».

С такой точкой зрения не согласился Николай Мамаев. «Давайте зададим себе вопрос: может ли качественное образование быть дешевым? Очевидно, нет. Не стоит забывать, что мы живем в XXI веке, веке информационных ресурсов, и если раньше преподаватель был носителем знаний, их источником, то сейчас передача знаний перестает быть самоцелью. Изменяется сам подход к системе высшего образования. И к вопросу тех, кто обучается на коммерческой основе. Я бы не относил их ко второму сорту. Ведь есть объективные претензии к качеству среднего образования, когда нет условий для раскрытия потенциала школьника. Поэтому у нас в университете мы давно приняли политику неразделения, когда в одной группе учатся и бюджетники и контрактники. Преподаватель не знает, кто из них кто. Кроме того, согласно статистике, все больше и больше студентов-договорников стали участвовать в олимпиадах, получать призовые места. Так что вуз дает им возможность раскрыться», − считает Николай Александрович.

Проректор по учебной работе Уральского государственного университета физической культуры Сергей Сериков отмечает, что абитуриент не может быть заказчиком образования. «Есть некоторые противоречия, поскольку качество образования у нас понимается двояко, − рассказал Сергей Геннадьевич. − С одной стороны, есть позиция государственной оценки качества образования (соответствие государственным образовательным стандартам, программное обеспечение, процент освоения дисциплин студентами и так далее). Со стороны общества другие требования к качеству образования. В представленном сюжете качество образования воспринимается как качество услуги, поэтому, являясь заказчиком, человек сам определяет, что он хочет получить. Но система образования другая. Заказчиком является не только учащийся, но и государство, которое выступает «потребителем» этих специалистов и, соответственно, устанавливает требования. Поэтому качество образования постоянно контролируется».

С мнением проректора УралГУФКа согласна специалист по связям с общественностью Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУГТК) Анна Турова. «У нас в основном бюджетное техническое образование. Нашими заказчиками выступают работодатели. Поэтому каждый год наше учебное заведение проводит исследования по удовлетворенности работодателей, результаты которых подтверждают, что подготовлены наши выпускники хорошо. Мы заключаем партнерские договоры, поэтому, когда к нам приходят родители устраивать своего ребенка, на вопрос о трудоустройстве мы всегда можем дать положительный ответ», − пояснила она.

Ответственный секретарь приемной комиссии ЮУрГУ Александр Губарев отметил, что в ЮУрГУ нет различий между качеством обучения тех студентов, кто учится за счет государства, и тех, кто учится за свой счет. Кроме того, в вузе реализуется программа перевода студентов. Это в какой-то мере является стимулом к повышению качества образования.

Качество образования и престиж вуза Анатолий Молодчик предлагает оценивать не по образовательным программам, а по профессионализму выпускников. «На мой взгляд, существующая государственная оценка качества высшего образования лукава, поскольку затрагивает только процесс. А опыт показывает нам, что студент может раскрыться, например, лишь к четвертому курсу и стать гордостью университета, а может уже на первом превратиться в асоциальный элемент. Качество образования нужно оценивать на выходе и с использованием ресурсов профессиональных сообществ. Но у нас такой системы нет. У нас даже нет профессиональных стандартов», − считает он.

В заключение круглого стола все участники рассказали, какие особенности ждут абитуриентов в приемной кампании-2012.

Особенности приемной кампании 2012 года

Южно-Уральский государственный университет:

  • появление новых направлений подготовки («Экономическая безопасность», «Судебная экспертиза»);

  • новые направления подготовки по магистерским программам средне-специального образования;

  • программа дистанционного поступления. Подача документов в электронном виде;

  • дистанционное оформление договора на обучение.

Челябинский государственный университет:

  • отсутствие бюджетных мест на ряде специальностей;

  • появление новых специальностей («Документоведение»);

  • подготовительное отделение для воинов-контрактников;

  • региональный центр образования инвалидов.

Челябинский государственный педагогический университет:

  • появление многопрофильных направлений подготовки («Русский язык и иностранный язык», «История и английский язык», «География и экономика», «Технология и экономика», «Математика и экономика», «Начальное образование и иностранный язык»);

  • магистратура по направлениям «Информационные технологии», «Духовно-нравственное воспитание», «Методическое сопровождение младшего школьника в естественнонаучном образовании», «Геронтопедагогика», «Геронтопсихология», «Менеджмент дошкольного образования»;

  • подготовка тьютеров;

  • появилось 5 рабочих специальностей в рамах Профессионального педагогического института.

Российская Академия народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ. Челябинский филиал:

основное внимание уделено профилям подготовки. Так, по направлению «Экономика» добавлены 2 профиля: «государственное регулирование экономики» и «государственные и муниципальные финансы»; по юриспруденции – «уголовно-правовой профиль»;увеличилось количество бюджетных мест;появились новые места в общежитии для иногородних, расширяются учебные площади;все студенты очной формы распределяются на практику в органы государственной и муниципальной власти.

Российский государственный торгово-экономический университет:

Филиал столичного вуза, выпускники которого получают московский диплом. Особенность образовательного процесса – участие работодателя на всех этапах подготовки специалиста. Внедряются новые специальности и профили согласно потребностям работодателей, например «Экономическая безопасность» (срок обучения 5 лет).

Университет Российской Академии образования:

  • потенциальные места работы, сотрудничество с работодателями;

  • стабильно высокое качество образования;

  • доброжелательная атмосфера внутри вуза;

  • доступная стоимость обучения и льготы абитуриентам: «Студенческая», «Семейная» «Социальная».

Уральский государственный университет физической культуры:

  • цены на внебюджет немного ниже;

  • увеличение бюджетных мест в магистратуре на 80%;

  • новые специальности («Биология»).

Челябинская государственная академия культуры и искусств:

  • большое количество бюджетных мест;

  • открытие новых специальностей («Торговое дело», «Дирижирование»);

  • 6 направлений специалитета (творческие специальности).

Челябинский энергетический колледж им. С. М. Кирова:

расширены контрольные цифры приема за счет новых специальностей на базе имеющихся: «Тепловые электрические станции», «Тепловые системы», «Энергоснабжение».

Южно-Уральский профессиональный институт:

открыты магистерские программы «Финансы и кредит», «Экономика», «Менеджмент», обучение по которым возможно как по очной, так и по заочной формам.

Челябинский юридический колледж:

  • максимально расширен перечень направлений подготовки: порядка 30 специальностей среднего профессионального образования;

  • появление новых технических специальностей.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления