Все новости
Все новости

Реформа образования: училища останутся в прошлом

В Челябинской области начинается масштабная реформа профессионального образования. В результате число училищ, техникумов и колледжей будет сокращено примерно в два раза. По мнению чиновников министерства образования...

Поделиться

В Челябинской области начинается масштабная реформа профессионального образования. В результате число училищ, техникумов и колледжей будет сокращено примерно в два раза. По мнению чиновников министерства образования, такая оптимизация позволит повысить качество обучения по рабочим специальностям, что особенно важно в условиях сокращения бюджетных мест в вузах.

Зачем нужна реформа?

Система профессионального образования работает по закону, принятому еще в 1992 году. За эти 20 лет власть особо не интересовалась тем, как живут и выживают училища, техникумы и колледжи. О них вспомнили лишь тогда, когда возник кадровый голод рабочих специальностей. Высшее образование стало настолько доступным, что перспектива обучения в техникуме никак не привлекала школьников. В этом году в России насчитывается 800 тысяч выпускников, при этом количество только бюджетных мест в вузах составило 440 тысяч. Естественно, при таком раскладе больше половины молодежи отправится в высшие учебные заведения. Но после сокращения бюджетных мест и существенного увеличения платы за обучение родители и школьники обратили свое внимание на среднее профессиональное образование.

Это уже ощутили директора школ. Например, в Южноуральске многие учащиеся отказались идти в 10 класс и предпочли учебу в техникумах. «Родители понимают, что их детям не выдержать конкурс на бюджет, денег платить за обучение нет, поэтому и определяют в техникум, чтобы через два с половиной года у ребенка уже была профессия», – объясняет тенденцию заместитель министра образования Челябинской области Галина Казакова.

Как оказалось, в таком хозяйстве, как система профессионального образования, за 20 лет накопилось много проблем. «Связь с рынком труда была утеряна, некоторые учебные заведения готовят по специальностям, которые давно уже не востребованы. Экономика стала высокотехнологичной, наукоемкой, поэтому и система профобразования должна меняться в соответствии с меняющимися требованиями рынка труда», – считает Галина Михайловна.

В Челябинской области работает 138 учреждений начального и среднего профессионального образования, с января 2012 года в эту систему вошли еще 21 учреждение, имеющие статус федеральных. После ревизии, проведенной минобром, выяснилось, что необходимости в некоторых образовательных учреждениях нет. «В Коркино, где проживает 40 тысяч человек, работает шесть учреждений профобразования, из них четыре готовят автомехаников. Возникает ненужная конкуренция, недобор», – поясняет замминистра.

По ее словам, необходимость реформирования системы профобразования вызвана также тем, что с 2013 года будет введен принцип подушевого финансирования: «Министерство образования просчитало затраты на каждого студента в вузах, мы сделали такой же расчет для профобразования. В 2013 году, когда этот принцип будет введен, окажется, что учреждения, в которых по 200 учащихся, деньги получат в малом количестве, их не хватит на оплату ставок педагогов, обновление материально-технической базы и коммунальные платежи».

Пять в одном

Решение проблемы чиновники увидели в укрупнении учреждений профобразования. «Мы не ставим конкретную цифру – 40 или 50 техникумов и колледжей должно остаться, но объективно можем сказать, что их число сократится в два или чуть больше раза в соответствии с пропорцией сокращения количества выпускников», – подчеркнула Галина Казакова. Сокращение числа учебных заведений произойдет в основном за счет училищ. Теперь начального профессионального образования как самостоятельной структуры не будет. Все училища войдут в структуры техникумов.

Укрупнение учебных заведений будет происходить путем присоединения либо слияния нескольких образовательных учреждений, что повлечет за собой смену названия и юридического адреса. Это уже произошло с челябинским экономическим колледжем. После соединения в одну структуру трех образовательных учреждений он был переименован в Челябинский колледж информатики, информационных технологий и экономики. «Для студентов такое объединение – это плюс. Образовательная система единая, информационный центр объединяет три учебных заведения в одно, никаких изменений в кадровом составе не произошло, – отмечает директор колледжа Владимир Лапин. – Объединение материально-технической базы дает нам возможность открыть еще дополнительно четыре специальности. Раньше колледжу информатики не хватало учебных площадей, их приходилось арендовать. Сейчас можно без проблем воспользоваться помещениями других учебных заведений».

Но не везде объединение прошло гладко. Например, заместитель директора Челябинского металлургического техникума, заслуженный учитель России, почетный работник среднего профессионального образования России Иван Бесконечников поддерживает реформу образования в целом, но против создания Южно-Уральского инновационно-технологического колледжа путем слияния пяти разнопрофильных учреждений – Челябинского металлургического техникума, ПУ №32 и №37, Челябинского юридического техникума и Уральского государственного колледжа. «Предлагаемая реорганизация не прошла общественную экспертизу, поэтому вызывает много вопросов, на которые представитель министерства образования и науки области при встрече с коллективом металлургического техникума не смогла ответить. Педагогов интересует: какую выгоду преследуют чиновники от образования, если в ущерб интересам дальнейшего развития ведущей (металлургической) отрасли экономики области хотят уничтожить успешно функционирующую систему подготовки высококвалифицированных специалистов и рабочих для металлургических предприятий города Челябинска? Почему вместо развития отраслевого профессионального образования путем создания металлургического образовательного кластера задумано создание образовательного холдинга с «винегретом» специальностей? С какой целью происходит объединение юристов и металлургов? Каков прогноз социально-экономических последствий этого слияния? Какой синергетический эффект ожидают инициаторы объединения гуманитарного и технических учреждений?», – задает вопросы Иван Бесконечников. Дальнейшее развитие руководство техникума видит в расширении профилей подготовки высококлассных рабочих-металлургов за счет объединения металлургического техникума с базовыми для ОАО «ЧМК» учреждениями начального профобразования – ПУ №32 и №37. «Это позволит сконцентрировать в одном учреждении для конкретной металлургической отрасли лучших педагогов, мастеров производственного обучения, самое современное оборудование и методики обучения. Центральное место в этом образовательном объединении занимает общая цель – удовлетворение потребности промышленной (металлургической) отрасли региона в современных кадрах. Интеграция указанных технических учебных заведений позволит без всяких дополнительных затрат уже с 1 сентября текущего года начать двухуровневую подготовку техников и квалифицированных рабочих для предприятий металлургии за счет интеграции почти всех совпадающих одинаковых направлений подготовки», – разъясняет Иван Бесконечников.

Директор Южно-Уральского государственного технического колледжа Игорь Тубер видит в объединении своего учебного заведения только плюсы: «Объединение четырех учебных заведений на нашей базе началось еще в 2010 году. Упорядочилась структура, нет излишнего административного руководства, что позволило высвободить средства на оплату труда для стимулирования рядового педагогического состава, было ликвидировано дублирование специальностей, объединились педагогические ресурсы. Сейчас преподаватель может работать в разных корпусах. Это нормальная практика. Раньше педагог 20 лет работал только в своем кабинете и ничего кроме него в учебном заведении не видел. Материально-техническая база обновлена. До этого деньги шли не на образование, а на содержание этого огромного комплекса, полупустые корпуса наводили на грустные размышления».

Техникумы помогут детсадам

Ревизия показала, что многие учреждения профобразования имеют непрофильное имущество – котельные, жилые дома, мосты. Из 800 зданий, которыми владеют образовательные заведения, учебные корпуса и общежития составляют только половину. «В одном из училищ Еманжелинска 150 человек обучается на пяти тысячах квадратных метров, тратятся большие деньги на коммуналку, налоги, противопожарные мероприятия. При этом материально-техническая база остается устаревшей, на нее просто не хватает денег», – приводит пример Галина Казакова. По подсчетам министерства, содержание непрофильных помещений «съедало» около 150 миллионов рублей в год, которые могли бы быть потрачены на обновление материально-технической базы. Теперь лишнее имущество будет передаваться муниципалитетам. Учебные корпуса, в которых уже нет необходимости, планируется сдавать в аренду, но только под образовательные нужды – для создания детских садов, школ, дополнительного образования. Такие примеры уже есть, например в Магнитогорске и Челябинске открыты два детских сада, в Усть-Катаве – начальная школа. В министерстве образования отмечают, что помещения будут сдаваться в аренду на 10 лет, чтобы не получилось, как с детскими садами, когда здания раздавались всем подряд.

«Модные» кластеры

Сохранить специализации в учреждениях профобразования планируется за счет создания современных образовательно-производственных кластеров. В них войдут учреждения профессионального образования и работодатели. Кластеры будут различаться по специализации: энергетические, металлургические, машиностроительные, строительные, сельскохозяйственные. «Основная цель реструктуризации профессионального образования в области – создание многопрофильных учреждений, которые могли бы быстро перестраиваться под запросы работодателей, и при сохранении существующих профессий и специальностей открытие новых, если в них возникает необходимость», – подчеркнула Галина Михайловна. Ректор Челябинского института развития профессионального образования Евгений Сичинский считает, что для качественного обучения специалистов необходимо внедрять еще и новые образовательные программы. «Раньше, когда выпускники приходили на предприятия, им говорили: забудьте все, чему вас учили. Сейчас нужно готовить таких специалистов, чтобы их не приходилось переучивать. Но каким бы хорошим ни был симулятор в аудитории, он не заменит цех или стройплощадку. Сейчас по новым образовательным программам в обязательном порядке вводится вариативный компонент, то есть студентов должны учить под те станки, под то оборудование, которое будет на конкретном предприятии. Эти программы должны обновляться ежегодно и проходить экспертизу у работодателя. Только так можно качественно подготовить специалиста».

Директор Златоустовского индустриального колледжа им. П. П. Аносова Виктор Сидоров тоже считает, что без профессионального образования экономике страны не выжить. «Сегодня вузы являются социальным лифтом для молодежи. Дабы дитя не болталось на улице, родители готовы платить за обучение. Пусть не обижаются на меня нынешние студенты, но очень многие просто тусуются в стенах университета, особенно на гуманитарных факультетах. Мы же по практикоориентированности даем фору вузам, потому что готовим специалистов уже под конкретные производства. 70% учебного плана – это производственная практика», – поделился своим опытом Виктор Сидоров. Директор Челябинского государственного колледжа индустрии питания и торговли Галина Берсенева рассказала о том, как ее студенты проходят практику. «В летний период наши студенты востребованы в оздоровительных лагерях, также они проходят практику на предприятиях группы «Мечел», «Рестостара», Центре гостеприимства «Европа». На нашей базе создан ресурсный центр и собственный кондитерский цех. Все наши выпускники очень востребованы. На сегодня в службе занятости стоит только один выпускник, но только потому, что его не устраивает зарплата, он хочет получать 30 тысяч рублей».

Кстати, такие зарплаты специалисты со средним образованием вполне могут получать. Игорь Тубер сообщил, что студенты его колледжа даже во время производственной практики получают от 10 до 30 тысяч рублей, монтажник может зарабатывать до 60 тысяч рублей и иметь перспективу стать начальником участка. Учитывая все эти факторы, выпускники все больше склоняются в сторону получения среднего специального образования, чтобы получить профессию и окупить затраты на свое обучение раньше, чем это сделают молодые люди с дипломами о высшем образовании.

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter