RU74
Погода

Сейчас+7°C

Сейчас в Челябинске

Погода+7°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

0 м/c,

745мм 66%
Подробнее
3 Пробки
USD 93,29
EUR 99,56
Образование Защита детей от информации: просмотр не доступен

Защита детей от информации: просмотр не доступен

В далеком беззаботном детстве запретным называлось то, что показывали по телевизору, когда приходило время уводить детей спать. «Это для взрослых, а «Спокойной ночи, малыши» вы уже посмотрели», – объясняла мама нам с братом. Спорить по этому поводу у нас не было даже в мыслях, и мы покорно расходились по комнатам. Что показывали там, в гостиной, «специально для взрослых», для нас не было заветной тайной – иногда мы подкрадывались и подсматривали в светящийся дверной проем но, к своему разочарованию, видели на голубом экране только скучные фильмы.

Сегодня современным средствам массовой информации, очевидно, есть что скрывать от детей: 1 сентября в России вступил в силу закон о защите детей от «вредоносной» информации, который обязал каналы маркировать телепередачи специальными метками о допустимом минимальном возрасте аудитории. Теперь любая передача должна быть помечена цифрами «6+», «12+», «16+» и «18+» в зависимости от ее содержания. Такие отметки появились в программах передач, в газетах и в Интернете.

Помимо этого предполагается, что перед началом передачи должно отводиться несколько секунд на специальное предупреждение родителей о том, что детей младше указанного возраста стоит увести от телеэкранов или же переключить канал.

Будут ли родители следить за тем, что именно и когда смотрят их дети – вопрос открытый. «Вообще-то законы пишутся не для детей – они пишутся в интересах детей, – считает заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования Ирина Фатеева. – И соблюдать их следует взрослым. Маркирование информации (не только на ТВ, но и в Интернете) по возрастному принципу применяется во всем цивилизованном мире. Другое дело, что там это стали делать несколько десятилетий назад, когда Интернета как самой доступной и либеральной информационной среды еще не было, а у нас – сейчас, когда эффективных способов закрыть опасную информацию, практически нет».

Еще сложнее дела обстоят с цензурой в Интернете. Ведь если проконтролировать – смотрят ли дети телевизор – родители могут, не отходя дальше собственного дивана, то в сети все гораздо сложнее: ребенок может просматривать страницы, где угодно – и в приложениях мобильного телефона, и на улице со своего ноутбука.

С ноября этого года будет создаваться список запрещенных сайтов, которые подлежат закрытию без суда. Так еще в июле этого года решила Госдума. В реестр запрещенных интернет-порталов попадут ресурсы, содержащие опасную для детей информацию – порнографию, педофилию, суицид и наркотики. Перечень будет создаваться некоммерческой организацией, которая в свою очередь передаст его Роскомнадзору, а тот обязан будет предупредить владельца сайта об обнаружении запрещенного контента. Насколько действенна будет эта мера, пока судить сложно. «С одной стороны, я прекрасно понимаю мотивацию тех людей, которые этот закон пролоббировали, комментирует начальник отдела электронных СМИ ЧелГУ, главный редактор молодежной программы «PO_SETI», Евгения Футерман. – Защищать детскую неокрепшую психику от воздействия визуальных СМИ (телевидение и Интернет) необходимо. Это я еще и как мама 12-летнего сына заявляю. Но вспоминается поговорка «Закон – что дышло, куда повернешь – туда и вышло». Как и главное – кто будет оценивать, является та или иная сцена в фильме, тот или иной эпизод в новостях, в сюжетах, в программе художественной ценностью, а что является вредоносной информацией? Здесь явно будут включаться законы «вкусовщины» телевизионного чиновничества, а они очень любят выслуживаться перед властью, и перегибы неизбежны».

По словам Евгении Футерман, такие крайности стали заметными уже сейчас. Например, сериалы, содержащие обычные бытовые сцены из семейной жизни часто маркированы «16+». А музыкальный вечер, посвященный шансону, с неприкрытым воспеванием блатной романтики, помечен «12+». То же относится и к новостям. «Мы не должны прививать школьникам среднего звена привычку интересоваться событиями, происходящими в стране и в мире? – негодует главный редактор молодежной программы «PO_SETI». – Мы все это уже начали обсуждать на занятиях со студентами, благо им в большинстве больше 18 лет. Надеюсь на доработку закона в ближайшее время. Пока я не вижу в нем никаких положительных моментов, кроме неудобств для работников телевидения».

Создают ли дискомфорт цензурные ограничения родителям и их детям при поиске информации в Интернете и во время просмотра телевизора, или же разница настолько неощутимая, что можно спокойно пропустить мимо ушей и глаз введенные метки? «Я своей дочке всегда говорю, что и когда смотреть, – отвечает мама восьмилетней Ксюши Ирина Рыбчинская. – Поэтому нововведения нашу семью не коснулись, все это у нас уже было. А насчет того что в мое отсутствие она будет лазить по сайтам вообще исключено – без меня компьютер не включается».

Папы и мамы сейчас в большей степени обеспокоены за судьбу всеми любимых старых мультиков. «Непонятен шум и истерия по поводу запрета «Ну, погоди» и других мультфильмов, – говорит отец четырехлетней Маши Михаил Пискунов. – В СМИ были довольно внятные разъяснения, что советские мультфильмы цензуре не подвергнутся. За цифирными значками-ограничениями я специально не слежу, потому что дочь смотрит телевизор ограниченное время и только детские каналы. Ей они больше нравятся. Иногда смотрит каналы про животных, но тут мы следим, что там идет. А к Интернету доступа пока нет. Так что фильтр информации, которую смотрит дочь, – мы, родители».

Сами тинэйджеры к медийным волнениям относятся хладнокровно. «Я как смотрел свои любимые сериалы, так и смотрю, – утверждает восьмиклассник Максим Сергеев. – А если запретят «Бригаду», например, или мультики какие-то показывать – так они у меня все на дисках есть, давно уже. Мне это не грозит. Телевизору я предпочитаю Интернет, там рекламу можно пропускать. А насчет значков, например на «Интернах» стоит «16+», и что мне теперь еще год ждать, чтобы этот сериал посмотреть? Ерунда какая-то».

«Когда я по телевизору увидела эти цифры, то не сразу поняла, что они обозначают, – говорит семиклассница Марина Белых. – Потом мама объяснила, что это теперь для меня, то есть для моего возраста будет написано, что можно смотреть, а что нельзя. Что-то вроде подсказок стало. Но еще больше путает пока. Ведь любопытно узнать, что показывают для тех, кому уже есть 16, но мама сказала, что то же самое, просто попозже. Думаю, я скоро проверю – правда это или нет».

«Телевизор в современном мире для детей служит не только способом развлечения или получения новой информации, но и выполняет функцию воспитателя, – объясняет практикующий детский психолог Юлия Майбородина. – Странно было бы не контролировать, какие передачи смотрит ваш ребенок. В этом смысле цензура и обозначение возрастных ограничений на экране – хорошая помощь родителям и возможность заранее оградить детей от нежелательных передач. Она не решает всей проблемы замусоренности нашего телевизионного и в целом информационного пространства, но позволяет хотя бы создать какие-то ориентиры.

Будет ли подросток, сидящий дома у телевизора, без присутствия взрослых ориентироваться на ограничения, указанные на экране? Вряд ли он будет это делать, если это не оговорено заранее со взрослым. Для некоторых подростков цифра «16+» может наоборот стать приглашением к просмотру, поскольку здесь срабатывают сильное любопытство и желание почувствовать себя более взрослым. С ребенком важно обсуждать, какие передачи или фильмы не стоит смотреть и почему, в этом смысле цифровой ориентир будет в помощь».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления