4 декабря суббота
СЕЙЧАС +3°С

Кино в школе: фильмы вместо книг?

Поделиться

Поделиться

В школьной программе, возможно, появится новый курс, предполагающий просмотр 100 лучших фильмов. С идеей формирования списка выступил председатель Союза кинематографистов Никита Михалков. Министр культуры России Владимир Мединский поддержал идею, сообщив, что в ближайшее время минкульт проработает порядок выбора кинолент и включения их просмотра в школьную программу. Но пока вопросов по этому курсу больше, чем ответов.

Учителя Челябинской области ждут указаний по введению нового курса – «100 лучших фильмов для школьников». По словам заведующего кафедрой общественных дисциплин ЧИППКРО Вячеслава Кузнецова, на сегодняшний день инициатива остается только на уровне идеи: нет четкой программы курса, не ясно, какие учителя будут его преподавать и где брать киноленты. «Если мы говорим об одном уроке в неделю, то за это время, кроме мультиков, невозможно посмотреть какой-то фильм, – рассуждает Вячеслав Кузнецов. – Есть вариант, что дети будут дома смотреть фильмы, а потом на уроке с учителем обсуждать. Но насколько это реально непонятно: найдут ли заинтересованные родители фильм, будут смотреть его вместе с ребенком или нет?»

Гендиректор творческого объединения «Доброе кино» Ольга Малахова уверенна, что видеосопровождение может стать интересной частью разных уроков – литературы, истории, географии, биологии. «Наши дети страдают клиповым мышлением, от этого никуда не деться. Значит нужно постоянно менять обстановку, тогда почему бы не воспользоваться хорошим и качественным кинематографом, – задается вопросом Ольга Малахова. – В течение урока можно использовать видеосопровождение на несколько минут или секунд, даже рекомендация для домашнего просмотра будет очень полезна. Например, экранизаций «Чайки» Чехова очень много, у меня их 12. Мы же не знаем, из какого класса выйдет будущий чеховед, поэтому учителю достаточно сказать, что есть столько фильмов».

Ольга Малахова давно сотрудничает со школами. Благодаря ее помощи, ученики школы № 106 имеют возможность познакомиться с классикой кино и обсудить его с профессионалами или подготовленными учителями. Причем киносеансы проводятся с учетом возраста школьников, для учеников начальник классов – одни фильмы, для среднего звена – другие. По словам завуча по учебно-воспитательной работе школы № 106 Ольги Ярославцевой, ребята с удовольствие смотрят фильмы про сверстников, такие, как «Чучело».

Руководитель творческого объединения даже предложила создать школам собственные фильмотеки, фондом которых могли бы воспользоваться ученики. «Мы не можем запретить смотреть чернуху, порнуху или еще что-то. Проще воспитать ребенка, показать ему хорошие примеры», – уверенна Ольга Малахова.

По мнению доцента кафедры истории и теории искусств ЧелГУ Ольги Конфедерат, за последние 30 лет утрачена культуры восприятия экранного образа, а новый курс может восполнить этот пробел. «Инициатива Михалкова мне кажется той лазейкой, куда мы можем кинуться. Но если мы хотим, чтобы дети просто посмотрели какие-то хорошие фильмы, то это делается легко – включил плеер и погнал, дети спят, флиртуют, а кино идет. А можно воспользоваться этой штукой и попытаться ввести в школе культуру экранного образа». Это поможет научить школьников понимать принципы построения кино, отличать хороший фильм от плохо сделанного.

Много вопросов у экспертов возникло к формированию списка 100 лучших фильмов. Голосование за картины велось на сайте министерства культуры, но до сих пор не ясно, какие конкретно работы вошли в перечень. У Ольги Конфедерат на этот счет свое мнение. «Чаплина нужно смотреть, – уверенна доцент кафедры истории и теории искусств. – Детям нужно избегать смотреть русские фильмы 20-30-х годов, потому что они очень сложные. Я думаю, что им надо показывать еще вестерны, там великолепная культура, наши фильмы 60-х годов, начиная с раннего Данелия, Ишмухамедова, даже раннего Параджанова. Они эмоциональны, и дети будут захвачены эмоцией, историей, эстетика сама вольется им в глаза. Эти картины – чистописание, каллиграфия кинематографическая. Когда они пройдут все это, тогда можно попытаться смотреть русское кино 30-х годов, например, «Броненосец «Потемкин». Это замечательная азбука кино, оживленная Эйзенштейном, там настолько легко проводить аналитические мероприятия внутри образов. Этот фильм можно изучать месяца два, не наскучив ученикам, ведь он что-то вроде кинематографического Лего, идеально скомпонован. А потом им можно смотреть Тарковского, Сакурова и других».

Пока школьники знакомятся с миром кино только в рамках курсов «Мировая художественная культура» и краеведения, где упоминается об известных режиссерах Южного Урала – Леониде Оболенском и Сергее Герасимове. Но по словам Вячеслава Кузнецова, несмотря на то, что предмет был введен еще в 2004 году, на создание фонохрестоматии ушло почти три года. Более того, не понятно кто из педагогов возьмется за обсуждение с детьми просмотренных фильмов.

Ольга Конфедерат предложила пока воспользоваться уже созданными в Челябинске кинообразовательными площадками. Например, сотрудники галереи современного искусства «Окно» и киноцентра им. Л.Л. Оболенского давно готовы работать с учениками.

Но сможет ли новый курс повысить культуру школьников, вернуть популярность отечественному кино, сделать учебную программу более интересной и познавательной, пробудить читательский интерес к экранизированным произведениям? Эти вопросы пока остаются без ответа.   

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ0
  • ПЕЧАЛЬ0

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку