Образование Неделя безопасного Рунета в Челябинске: полный игнор?

Неделя безопасного Рунета в Челябинске: полный игнор?

С 2004 года с подачи Еврокомиссии в мире отмечается новая дата – День безопасного Интернета (Safer Internet Day). Он празднуется в десятый раз подряд во второй вторник февраля более чем в 70 странах мира, в том числе и в России. В продвинутых регионах нашей страны в начале февраля в школах и библиотеках широко проводится Неделя безопасного Рунета, однако челябинская молодежь этого, похоже, в очередной раз не заметит, так как никаких мероприятий по медиабезопасности в Сети никакими ведомствами, ответственными за работу с подрастающим поколением, не запланировано. Случайность или отрицательная тенденция? На мой взгляд, второе. Достаточно вспомнить печальную участь разрекламированных, но так и не проведенных в школах области массовых уроков медиабезопасности.

Как юбилей Челябинска помешал инициативе Павла Астахова

Впервые идея уроков медиабезопасности была озвучена на федеральном уровне летом 2011 года уполномоченным по делам ребенка в РФ Павлом Астаховым. Он предлагал такими уроками начать очередной 2011/12 учебный год. Сам он провел занятие по медиабезопасности в школе-интернате циркового профиля имени Юрия Никулина в Москве. В отдельных регионах (Ставропольский край, республика Саха и др.) инициатива была реализована силами местных детских омбудсменов.

К сожалению, Челябинская область осталась в стороне от этой акции. У нас было признано, что есть более весомые вещи, достойные внимания детей, и… по решению регионального министерства образования, всем школам области было рекомендовано провести 1 сентября 2011 года мероприятия, посвященные 275-летнему юбилею Челябинска.

Как в Челябинске решили улучшить инициативу Павла Астахова, и что из этого получилось

Признаться, инициатива Астахова, не поддержанная министерством образования и науки, была обречена. Ну, сколько в стране детских омбудсменов? Сколько уроков они могут провести своими силами? А остальным детям медиабезопасность не требуется?

Видя очевидные изъяны астаховской идеи, преподаватели журналистики ЧелГУ еще в прошлом году озаботились тем, чтобы обеспечить урокам медиабезопасности в области массовый характер. И предложили такую схему: специалисты факультета разрабатывают медиауроки для разных возрастов и размещают все необходимое для их проведения на сайте омбудсмена или минобра области, а все учителя скачивают материалы и проводят занятия, используя имеющееся в школах мультимедийное оборудование. Идея была озвучена журфаковцами на специально созванном в сентябре 2011 года совещании, на котором присутствовали детский омбудсмен Маргарита Павлова и представители министерства образования и науки во главе с замминистра Ириной Скалуновой.

Внешне идея удовлетворила всех, тем более что ее авторы пообещали, что все уроки будут включать в себя демонстрацию специально снятых видеофрагментов, викторины, тесты и другие элементы, которые должны были и понравиться детям, и иметь серьезный педагогический эффект. А задача его закрепления будет решена путем раздачи детям красочных памяток, в которые планировалось включить несложные правила поведения в Сети.

Однако минобр никаких активных действий после совещания не предпринимал, а вот омбудсмен Павлова выразила готовность заключить с Челябинским государственным университетом договор на разработку уроков. Несмотря на неоднократно менявшиеся в худшую сторону условия договора, несмотря на то, что уже подписанный обеими сторонами договор пришлось по просьбе аппарата уполномоченного перезаключать, работы по нему журфаком выполнялись и через две недели после вторичного подписания документа были сданы заказчику в мае прошлого года. Между прочим, их приемку осуществляла солидная комиссия, состоявшая из сотрудников как аппарата омбудсмена, так и минобра. Последний представляла в числе прочих начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся Ирина Анфалова.

А дальше – как всегда

Несмотря на все мытарства, в середине прошлого лета, то есть ровно через год после озвучивания инициативы Астахова в Москве, все исполнители работ в Челябинске получили реальное подтверждение того, что проект начал осуществляться: в летнем лагере при школе №8 столицы Южного Урала Маргарита Павлова удачно провела пробный урок медиабезопасности для младших школьников. Челябинские СМИ охотно сообщили, что дети были в восторге от фильма про Губку Боба и его путешествие по интернет-вселенной. В публикациях СМИ цитировались доброжелательные отзывы об уроке как детей, так и специалистов-педагогов.

Казалось, проект вступил в решающую фазу: в июне сайт Маргариты Павловой анонсировал проведение уроков медиабезопасности во всех школах области 1 сентября 2012 года, а в августе на нем сообщалось о том, что они непременно состоятся в течение сентября. В конце лета – очередной шажок к урокам: М. Павлова получила трибуну областного августовского совещания работников образования и выступила на нем 21 августа с анонсом нескольких проектов, в том числе уроков медиабезопасности. Газета «Челябинский рабочий» и сайт этого издания в цикле публикаций назвали данный проект «ноу-хау Челябинской области» и устами заинтересованных граждан предрекали ему успех. И наконец к 1 сентября все подготовленные в ЧелГУ материалы (кроме памяток почему-то) были выставлены на сайте омбудсмена.

Однако… на этом все собственно и закончилось. В очередной раз вся энергия ушла в гудок, в пиар-кампанию, а до дела так и не дошло. Для Маргариты Павловой проект, по-видимому, потерял актуальность потому, что Павел Астахов перед началом 2012/13 учебного года уже успел выдвинуть новый приоритет – семейные ценности. Сама Маргарита Николаевна, правда, провела урок медиабезопасности (теперь уже для старшеклассников) в областном лицее-интернате; может быть, проводила их точечно еще в каких-то школах, но массовой и тем более одномоментной акцией они не стали из-за пассивности минобра. Ясно, что администрации школ не подключились к проекту потому, что не получили однозначной команды оттуда.

Министерство образования как тормоз медиаобразования

Судя по всему, образовательное ведомство и не планировало заниматься медиабезопасностью челябинских школьников. По крайней мере, насколько нам известно, ни рубля на это не было потрачено, никаких реальных мероприятий не проводилось (а ведь с 1 сентября 2012 года в стране вступил в силу Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»!), ни одному из 113 штатных работников регионального минобра не поручено заниматься ничем, напоминающим о медиаобразовании и медиабезопасности школьников. Не удивительно поэтому, что Неделя безопасного Рунета в Челябинске тоже проигнорирована.

А между тем ситуация в нашем регионе с медиазащищенностью аховая: по расчетам голландских специалистов, в 2012 году Челябинск вошел в двадцатку городов с самой высокой киберпреступностью, а по концентрации хакерских атак и вовсе вышел на первое место в мире. В нашем городе есть старшеклассники, осужденные за интернет-мошенничество и другие преступления в Сети. Вспомним, что каждый четвертый пользователь Интернета в Челябинске несовершеннолетний, и зададимся вопросом, кто и как обезопасит детей от интернет-помоек, то бишь от многочисленных сайтов знакомств всех цветов и оттенков, виртуальных клубов самоубийц, религиозных сект, порнографического, экстремистского контента и т. д. Родители? Но, по опросам, 13% челябинских родителей абсолютно не контролируют нахождение своего ребенка в Интернете. А те, что озабочены проблемой, не знают, что предпринять из-за тотального технологического отставания от собственных детей. Провайдеры? Смешно…

Вне всякого сомнения, проблемами медиабезопасности должна озаботиться система образования, и так происходит во всем цивилизованном мире: в Канаде, в Австралии, где медиаобразование давно является обязательным компонентом общего образования; в странах ЕС, где в 2009 году Европарламентом было принято решение ввести обязательные и регулярные медиаобразовательные занятия для всех школьников и будущих учителей. Подтягиваются к общему уровню и бывшие соцстраны: Венгрия, Украина. А как же иначе, ведь ЮНЕСКО давно называет медиаобразование «приоритетным направлением педагогики XXI века». Конечно, цели этого тематического направления значительно шире, чем защита детей и подростков от некачественного контента СМИ, но в виде одной из задач такая защита им обязательно подразумевается.

Как известно, мы, россияне, консервативны и нерасторопны: пренебрежительно относимся к новшествам, считаем, что другие страны нам не указ, мы медленно запрягаем, прежде чем понестись вскачь гоголевской птицей-тройкой. Но десять лет – по-моему, достаточный срок, чтобы оценить целесообразность присоединения к всемирной Неделе безопасного Интернета и к другим мерам медиабезопасности детей. Или наше министерство образования и науки имеет в очередной раз другое мнение?

Ирина ФАТЕЕВА, заведующая кафедрой журналистики и медиаобразования ЧелГУ

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
4
ТОП 5
Мнение
Смотрят на иностранцев как на зверушек, но хорошо платят: модель из России устроилась на работу в Китае — ее впечатления
Анонимное мнение
Мнение
«Даем друг другу в долг»: как раздельный бюджет помогает не грызться с женой. Откровенный монолог мужа
Анонимное мнение
Мнение
«Тот самый S.T.A.L.K.E.R. с тупыми болванами». Журналист потратил более 30 часов на игру, которую все ждали 14 лет, — впечатления
Даниил Конин
журналист ИрСити
Мнение
«Экраны и иллюминация тоже ослепляют»: журналист 74.RU вступилась за водителя, которого наказали за гирлянду на машине
Анонимное мнение
Мнение
Китайцы разрешают бензин АИ-92 для турбомоторов. Наш журналист считает это опасным популизмом
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления