Мечтаете об умном доме? Хочется прямиком после трудного рабочего дня оказаться в тепле и уюте, да еще и с кружечкой заранее приготовленного кофе? Это не фантазии, а ближайшее будущее: школьники Челябинской области уже разрабатывают проекты, которые сделают нашу жизнь легче и интереснее.
Пятый областной образовательный конкурс «Старт в науку» вновь собрал самых умных и продвинутых школьников. В изобретательности соревнуются 130 участников из 11 районов области. Номинации самые разные: тут и астрофизика, и информационные технологии, и экология.
«Работы, которые вы сегодня представляете, актуальны и важны для экономики области, – вдохновила школьников начальник управления воспитания, дополнительного образования и социализации обучающихся министерства образования и науки Челябинской области Ирина Анфалова. – По сути сегодня мы увидим, как будет развиваться наше будущее». Приветственные слова прозвучали также от почетного председателя жюри Владимира Тамбовцева, ректора ЧелГУ Андрея Шатина и проректора, доктора технических наук Андрея Мельникова.
С официальной частью закончено: можно смело подходить к изобретениям и изобретателям. 130 участников и несколько секций. Потерявшись в коридорах лицея, случайно нахожу секцию экологии – актуально! Ученик 11 класса Денис Чудин демонстрирует странную на первый взгляд установку: колбы с водой, провода, хитроумно сплетенные между собой. «Дышать в Челябинске нечем, воздух загрязнен. Вот я и подумал, что нужно что-то делать, – поясняет юный изобретатель. – Всего существует восемь способов очистки воздуха, а мой построен на основе электролиза. Надеюсь, в промышленных масштабах скоро начнут использовать. Заинтересованные уже есть».
Денис уже не новичок – в конкурсе «Старт в науку» одиннадцатиклассник участвует третий год подряд, в прошлом году даже занял первое место.
Оставив склянки, прохожу дальше: обещали роботов. И не обманули: вижу маленький танк с глазами-диодами. «Он может из лабиринтов выходить. Хотите покажу?» – спрашивает Константин Тренин из Сатки. Как выяснилось, глаза машины – вовсе не диоды, а ультразвуковой дальномер. Что это такое, мне, гуманитарию, так и не удалось понять – но препятствия, возникавшие на пути, робот преодолевал ловко. «Это мой первый проект. Назвал его "робот обнаружения препятствий"», – поделился Константин.
А за соседним столом какие-то и вовсе простые приспособления: лампа, провода, ноутбук, что-то похожее на материнскую плату от компьютера. «Про умный дом слышали? Но тот слишком дорого стоит. Вот мы и создали более доступную альтернативу всего за две тысячи рублей», – девятиклассник 11 лицея Егор Берсенев начинает печатать какие-то комбинации на ноутбуке, и лампочка загорается. Пока я удивлялась, начинающий Эйнштейн продолжил: «Мы взяли компьютер в качестве сервера, чтобы управлять домом можно было и через Интернет. К примеру, едете с работы летом – жара, открываете ноутбук, подаете команду «включить кондиционер», приезжаете домой, а там приятная прохлада». Здорово! «Конечно, – не без гордости замечает Егор, – к компьютеру микроконтроллер подключен. Команды компьютера заставляют подключаться приборы. Система, которую мы создали, преобразует контроллеровские 60 В в 220. И видите – лампа загорается».
Чудеса да и только! Никто бы от такого изобретения для дома не отказался. И выглядит так, как будто собрано из простых и доступных материалов. «Так и есть, – догадки мои подтверждает Егор. – Компьютер сейчас почти у каждого. Мой микроконтроллер стоит всего 300 рублей. Да и собрано все, что называется, на коленях. Дешево и сердито. Я, кстати, из дома эту систему принес: у меня чайник и освещение так подключены. Из комнаты могу воду для чая вскипятить, не вставая с места: ввожу команду, – Егор печатает несколько цифр, – и все работает».
Будем надеяться, что скоро изобретение станет общедоступным: компания, выпускающая эти самые контроллеры, заинтересовалась системой и готова инвестировать: правда только, в количестве от 10 тысяч экземпляров. «Но мы пока передовыми технологиями для массового производства не обладаем. Однако надежда есть», – не унывает Егор.
Неужели одни мальчики в таком конкурсе участвуют? Брожу в поисках участницы и нахожу: миловидная и хрупкая девочка в нарядной блузке склонилась над горшками с землей и батарейками: уж не цветы ли выращивать от подзарядки решила? «Это гальванический элемент в условиях почвенной среды, – улыбается школьница Алена Утякова. – На даче летом все сталкиваются с проблемой разряженных мобильных телефонов или подачей электричества в домики, вот и решение».
И не поспоришь – внезапные вылазки на природу гарантируют забытый зарядник дома. А тут так просто! «Действует все так: мы опускаем электроды в садовую землю, последовательно соединяем и заряжаем. Видите? – Алена демонстрирует самые обыкновенные аккумуляторы. – Лампочка горит, процесс идет, цепь замкнута. Я их пять часов вчера заряжала, видите – работают».
Это же так сэкономить на квитанциях можно! «У меня дома таких шесть горшков. Заряжаюсь от них. Землю поливать не надо», – шутит изобретательница.
Изобретения полезные: домой хочется и робота, и альтернативный земляной зарядник. Однако купить в магазине не получится – в готовом виде не продаются. «Понимаете, нужен патент на изобретение. А это удовольствие дорогое – не все родители могут заплатить, – говорит почетный член жюри Эдуард Красавин. – Я уже 15 лет в научных конкурсах судействую, удивляет и радует, что каждый год создается все больше технологий. Особенно в области физики и математики. Некоторые идеи уже взяты на производство. Также участники с прошлой выставки прошли со своими технологиями отборочный этап конкурса от компании Siemens, пока только на региональном уровне, но все шансы выиграть есть».
Отметим, что технологиями уральских школьников интересуются даже в знаменитой компании «Росатом», что особенно приятно. Подрастающие южноуральцы уже не раз показывали себя на всероссийских научных конференциях: так что не только метеоритом прославимся, но и новыми Эйнштейнами.