Каковы ценности наших старшеклассников? К чему они стремятся, чем живут, о чем мечтают? Какие строят планы на будущее? Какие профессии хотят получить, чем заниматься по жизни? Что наиболее важно для подростка 15-17 лет? Чтобы получить правдивую картину, подлинные ответы на эти вопросы, я провела анкетирование старшеклассников. Результаты оказались в некоторой степени предсказуемыми, а некоторые из ответов были неожиданными.
Всего в анкетировании приняли участие 38 учеников 9-х классов, 12 учеников 11-х классов одной из общеобразовательных школ Челябинска. Ответы учеников девятых классов были более подробные, они подошли к заполнению анкет более ответственно, нежели ребята из одиннадцатых классов. Ответы на одни вопросы (к примеру, «Где ты хотел бы жить») оказались для подростков простыми и не вызвали затруднений. Другие вопросы, связанные с жизненными ценностями, мечтаниями («О чем ты мечтаешь?», «В чем твое призвание?») вызвали наибольшие затруднения у ребят.
Какую профессию ты хочешь получить и почему? С одной стороны, этот вопрос не вызвал затруднения у большинства детей. Практически все написали, кем хотят стать и почему они выбирают эту профессию. С другой стороны, из ответов детей видно, что они имеют достаточно слабое представление о выбранной профессии; присутствует в ответах конфликт между тем, что хочет сам подросток, и тенденциями и требованиями времени.
Из 50 опрошенных ребят только семь человек не определились с выбором профессии (один из них – ученик 11 класса). Четыре человека хотят получить юридическое образование, двое – стать военными, еще двое связать профессию с автомобильным делом. В других анкетах указаны совершенно разные профессии и направления деятельности. В целом в ответах девушек читается конкретика и определенность в большей степени, чем в ответах юношей. Вот примеры ответов ребят на вопрос о выборе профессии.
Юноши
– Хочу стать актером и поваром, потому что эти две профессии мне очень нравятся.
– Хотел стать фермером, так как люблю животных. Но так как зарплата очень низкая, точно не знаю, какую профессию хочу получить.
– Я еще не решил, но думаю, это будет связано с творчеством.
– Инженер-строитель. Хочется внести вклад в строительство страны.
– Юридическое образование очень важно для человека в современном обществе.
– Музыкант, потому что очень люблю музыку и учусь играть на музыкальных инструментах. Начальник предприятия/директор фирмы, так как музыкант – не самая прибыльная (поначалу) профессия.
– Любую выгодную и подходящую под мои знания и навыки.
Девушки
– Дантист. Большая прибыль и помощь людям
– Хочу стать генным биологом. Это интересно, в будущем будет востребовано.
– Иностранный менеджер, турагент, судья. Хочу работать в Европе, мне кажется, это моя мечта. А также увлекаюсь путешествиями.
– Еще не определилась, но она должна быть: 1) высокооплачиваемой; 2) интересной.
– Я хочу стать психологом, разбираться в жизни людей, помогать мыслить, размышлять, упрощать эту жизнь.
– Музыкант. Можно совмещать приятное с полезным. Да и приятно знать, что кому-то нравится то, что ты создаешь.
– Я хочу быть психологом в академии ФСБ и хочу (с детства) помогать людям, еще я буду донором и помогать людям и детям.
Поступать буду на банковское дело, но хотела бы учиться на врача-ветеринара. Люблю животных, особенно собак. А в профессии банкира меня привлекает коммуникация. Люблю общаться.
Выбор будущей профессии – конкретная задача для старшеклассника, которую ему нужно решать. Здесь с выбором ему помогают родители, учителя, сверстники. А если представить, что человек живет в совершенно других, более комфортных условиях, помечтать о том, что тогда было бы возможно в жизни? Для размышлений ребятам был предложен вот какой вопрос: «Представь, что у тебя много денег и родители предоставляют тебе полную свободу выбора, полную свободу действий. Чем бы занялся (занялась)?» Удивительно – во многих ответах встречалось слово «благотворительность» по отношению к детям или животным. Несколько ребят отправились бы в путешествие по миру и просто бы отдохнули в теплых краях. Помогли бы родителям. Многие открыли бы свой бизнес, приобрели бы все, что необходимо (от покупки одежды до строительства дома для себя и семьи). Многие вложили бы деньги в свое образование. Вот как отвечали на этот вопрос девушки.
– Я бы непременно поехала в путешествие, объездила бы страны Европы, посетила бы Америку, Канаду и Японию. Начала бы откладывать деньги на предстоящие дела (учебу, одежду, крупные покупки).
– Я бы поехала в приют, заранее закупив всякие вкусности и кормила бы животных, которых в свое время не полюбили. Я бы поехала в магазин и купила бы скрипку, трубу, барабан и огромный альбом, маме купила бы кучу косметики, а папе хорошую машину, отправила бы бабушку лечиться за границу, построила бы студию звукозаписи
– Я уже на свободе. Занимаюсь изучением прав человека; с деньгами как таковых проблем нет. Я бы переехала от родителей и стала заниматься собой, своими делами.
– Я бы купила себе много лыжной одежды, и пары лыж, палки, сходила бы в ресторан, много кроссовок купила бы и много платьев, оставила бы деньги на будущее (купить дом).
– Отдала бы часть денег в благотворительный фонд, на часть обустроить свой дом и иногда приводить туда больных детей, чтобы они радовались, обои бы у меня были, как облака, а вход в комнату был бы шкаф (как в Нарнии).
– Открыла бы приют для бездомных животных, где их бы кормили, лечили, ухаживали, подбирали хороших и добрых хозяев. И меня очень сильно затрагивают люди, больные раком. Онкология. Я бы хотела им помочь, хоть как-то. Но может, им надо дать спокойно умереть? Такие есть желания обычные: походы по магазинам, развлечения, друзья… да много чего можно придумать! (эта девушка хотела бы учиться на врача-ветеринара, но будет поступать на банковское дело. Ходит на танцы, они ей очень нравятся. «Также в свободное время рисую красками на обоях в моей комнате. Рисую то, что хочу (благо, предки не против).
Ответы юношей более приземленные, но тоже очень разнообразные.
– Часть денег я бы отдал родителям, а на остальную часть купил бы мотоцикл и машину, если бы осталось, купил бы дом или квартиру.
– Я бы создал бизнес, желательно автомобильный.
– Получил образование, купил хорошую машину и уехал жить в другую страну.
– Окончил школу, вуз и поехал путешествовать по Европе, Африке, Австралии.
– Создать или вложиться в несколько предприятий, развить их, потом заняться дополнительной учебой. Заработать еще больше денег. Вложить их (частично) снова, купить нужные предметы и т.д.
– Благотворительностью, приносил бы в мир добро, стал бы супергероем, продвинул бы армию.
– Начал бы строительство дома (дачи), в котором планирую жить в старости.
– Снял бы небольшую квартиру (деля с одним знакомым студентом), вложил бы часть денег в какое-либо большое предприятие, а часть – на депозитный счет и стабильно получал бы проценты с них.
– Думал бы о дальнейшем. Да и не пользовался бы тем, что родители богаты. Сам по себе.
– Создал свою фирму.
– Я бы построил дом родителям и себе.
– Получу права, куплю автомобиль.
– Открыл свой бизнес.
– Уехал из страны.
Из многих ответов видно, что ребята в своих мечтаниях практически не выходят за рамки тех условий, в которых они находятся сейчас. Мечтания часто не совпадают с профессией или делом, которым подросток планирует заняться. Так, девятиклассник, который хочет стать инженером-строителем, в свободных условиях «построил бы себе дом, теплицы, построил бы ульи и жил свободной жизнью». У некоторых ребят размышления о «свободной жизни» и реальные планы, выбор профессии и сферы деятельности находятся достаточно близко, но понимание подростка так неясно, размыто. Почему так? Может быть, у наших детей нет возможности мечтать, прислушиваться к себе, размышлять о том, что по-настоящему важно и ценно? Нормально ли это, что человек в 15 – 17 лет не знает, кто он и чего он хочет?
Затруднения у детей вызвал вопрос: «Что является для тебя наиболее важным в жизни?» (нужно было пронумеровать ответы по степени значимости). Были указаны самые разные ценности – создание семьи, деньги, занятия спортом, образование, общение с друзьями, вера в бога. Интересно: одной из самых важных ценностей для подростков оказалось «создание хорошей, крепкой семьи». На втором месте оказались ценности – «получить качественное образование» и «общаться с друзьями». Вера в бога (религия, церковь) оказалась на последнем месте для большинства подростков.
Наиболее сложными для ребят оказались два вопроса: «О чем ты мечтаешь?» (сложным этот вопрос назвали 11 человек) и «В чем твое призвание?» (21 человек, часть ребят вообще не ответили на этот вопрос, оставив строчки пустыми). «Не думал об этом», «Откровенно говоря, не знаю», «Затрудняюсь с ответом», «Судить не мне, а людям, с которыми я общаюсь», «Ну не знаю, чтобы жить», «Я еще не нашел свое призвание» – так отвечали мальчики 9 и 11 классов. Очень многие девочки (9 класс) написали, что их призвание – «помогать людям».
Вот еще ответы девушек на вопрос «В чем твое призвание?»:
– Вряд ли мое призвание отличается от других. Я – обычный человек.
– Прожить жизнь счастливо, родить детей.
– Я думаю, мое призвание – заниматься художественными видами работ (рисовать, строить здания, шить одежду). Также люблю английский язык.
– Помогать людям и быть человеком.
– Мне всегда говорят: ты тот, кто изменит этот мир к лучшему.
– Стать хорошей матерью.
– Любить и быть любимой.
Юноши
– Брать интервью у футболистов (звезд) и быть отличным комментатором.
– Программирование, спорт, машина, девушки.
– Быть счастливым человеком и стремиться постоянно к чему-то большему.
– Я – серая масса – нет никаких особенностей или талантов, нет цели в жизни или призвания.
Судя по всему, понятие «призвание» – нечто чуждое для наших подростков, об этом не принято задумываться, да и времени на это тоже не находится. Из анкет видно, что вопрос поставил многих ребят в тупик. А ведь понимание своего призвания – это начало, это то, что определяет смысл нашей жизни на земле.
С ответами на вопрос «О чем ты мечтаешь?» оказалось немного проще. Вот что пишут старшеклассницы:
– Я мечтаю выйти замуж по любви. Хочу, чтобы у меня в будущем было двое детей (мальчик и девочка), и у нас была крепкая и дружная семья.
– Я мечтаю, чтобы люди жили в благополучии и гармонии во всем мире. Хочу, чтобы не было ссор, драк. Чтобы в классах не устраивали драки просто так (за списывание). Чтобы у меня была отличная семья и очень добрые послушные дети, любимый муж.
– Построить машину времени. Встретиться с актерами из сериала. Чтобы был хороший друг мужского пола.
– Я мечтаю на данный момент, чтобы я попала на Россию для участия в соревнованиях по лыжным гонкам. В будущем я хочу достигнуть звания Мастера спорта и даже выше. Еще я хочу создать семью с моим парнем.
– Я мечтаю о том, чтобы сделать успешную карьеру, иметь крепкую и хорошую семью и получить качественное образование, которое пригодится мне не только в работе, но и в жизни.
– Мечтаю быть счастливой.
Вот что пишут старшеклассники:
– Мечтаю вырасти, поступить на хорошую работу, создать семью, обеспечивать ее, жить в удовольствие.
– О хорошем будущем, впрочем, как и все люди.
– Поступить в спецвойска. Завести семью. Дочь. Сын.
– Как-то раз хотел стать актером, вот думаю об этом, поступить и стать участником КВН, но в этом я не очень уверен. Еще одно, хочу создать семью в будущем и быть самым лучшим отцом.
– Мечтаю жить за чертой города в уединенном месте рядом с прудом или бассейном (этот юноша хочет стать главным директором Газпрома или изобретателем).
– Путешествовать по миру, под воду, в космос.
– Быть хорошим спортсменом, чтобы все в жизни получалось. О девушке (красивой)…
В ответе каждого ребенка читается глубокий внутренний мир, стремление жить лучше, изменить этот мир к лучшему, творить добро. Эти ребята считают, что их призвание – помогать людям, но не знают, чего хотят они сами, в чем их сущность, их личное счастье. Многие чем-то увлекаются – спортом, танцами, творчеством, но это далеко не всегда связано с их планами и жизненными целями. Многие имеют размытое представление о будущей профессии. Практически никто не думает о том, что он к чему-то призван. И мало кто по-настоящему разрешает себе мечтать