Робототехника, биоинженерия и биоинформатика – новые сферы для развития инженерной мысли. Такое мнение высказал ректор МГУ Виктор Садовничий на заседании Совета ректоров вузов России, которое состоялось в Челябинске.
Главным событием Совета ректоров стала презентация новой концепции развития инженерного образования в стране. Ее создание вызвано дефицитом технических кадров. По словам Виктора Садовничего, настало время менять существующую модель подготовки инженеров: «Мы фактически достигли предела, высоты. Нужно выработать новую философию, каким должно быть высшее образование. В 70-е годы наше инженерное образование было лучшим в мире, все у нас учились. Сейчас мы пытаемся заимствовать чужие системы, ничего хуже этого придумать нельзя».
На сегодняшний день Россия выдает на мировой рынок всего около 40 запатентованных изобретений в год, и количество заявок сокращается на 10%. Сейчас назрел вопрос создания импортозамещающего производства. Ведь, по данным Госдумы, страна ежегодно тратит 158 миллиардов рублей на закуп за рубежом оборудования для оборонного комплекса, 40 миллиардов – на продовольственные товары, 13 миллиардов – электронику, 7 миллиардов – на компьютерную и офисную технику.
Виктор Садовничий высказался за сокращение сроков обучения по программам бакалавриата и увеличения обучения в магистратуре. Таким образом, студенты смогут сделать правильный выбор профессии и получать знания, чтобы потом принять их на практике.
Ректор МГУ считает, что будущее инженерного образования связано с развитием робототехники, биоинженерии и биоинформатике. На Совете ректоров он представил достижения вузов в этих сферах – экзоскелет, повторяющий биомеханику человека и защищающий его от сильных ударов; тактильный эндохирургический прибор и так далее.
Ректор ЮУрГУ Александр Шестаков рассказал о том, что нужно для того, чтобы инженерное образование было качественным. По его мнению, необходимо создание высокотехнологичных лабораторий, организованных вузом совместно с предприятиями; повышение мотивации у абитуриентов.
По словам ректора МГТУ им. Носова Валерия Колокольцева, самой лучшей мотивацией может стать хороший социальный пакет: «Мы готовим высококвалифицированный инженеров, до сих пор у нас 85% образовательных программ – инженерно-технические. Мы тесно связаны с промышленностью, в первую очередь с ММК, который, как заботливый отец, стремится подготовить для себя кадры. Но проблема в том, что не все выпускники идут работать на инженерные должности. Мы провели социсследование, и оказалось, что молодых людей сейчас волнует даже не уровень зарплаты, а жилищный вопрос. Существующие ипотечные программы неподъемны для молодых семей, молодых преподавателей, ведь для качественного инженерного образования необходимо обновлять педагогический состав. Для того чтобы инженерное образование было на уровне, нужно не только реформу самого образования делать, но и давать социальные гарантии будущим выпускникам».
Кроме того, все участники совета ректоров подчеркнули необходимость работы со школьниками. Для этого планируется создание ресурсных центров по развитию технического творчества.
Итоговые предложения по новой концепции инженерного образования будут озвучены на съезде Союза ректоров России, который пройдет 30 октября в Москве.