Общественный совет Минобрнауки не поддерживает депутатский законопроект о введении единых линеек школьных учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России и выражает обеспокоенность в связи с его появлением, говорится в заявлении общественного совета, опубликованном на сайте министерства.
Ранее глава комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции, координатор патриотической платформы партии «Единая Россия» Ирина Яровая внесла в Госдуму законопроект, предусматривающий создание на основе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) базового содержания программ учебных предметов и базовых линеек учебников по математике, русскому языку, литературе и истории России.
«Общественный совет Министерства образования и науки РФ крайне обеспокоен в связи с внесением в Государственную думу РФ законопроекта №789680-6, касающегося вопросов кардинального изменения федеральных государственных образовательных стандартов и введения общих линеек базовых учебников», – говорится в заявлении общественного совета.
Как сообщает РИА «Новости», по заключению членов совета, данный законопроект противоречит не только различным стратегическим документам о развитии образования, но и складывающейся общемировой практике регламентации выбора учебной литературы и стандартизации образования. «Не поддерживаем и считаем невозможным его принятие в действующей редакции», – заявили члены совета.
По мнению составителей заявления, принятие данного законопроекта может привести к катастрофическим для системы образования последствиям. «Введение так называемого базового содержания в структуру стандартов как механизм контроля и надзора приведет к еще более мелочной, детальной и бессмысленной регламентации работы учителей. А базовое содержание в стандартах профессионального образования, прямым образом зависящего от результатов последних научных исследований и обновления технологий, вообще лишено всякого смысла», – полагают члены совета.
Кроме того, ограничение числа учебников по четырем предметам одним единственным сделает невозможным обучение детей с разными потребностями: ограниченными возможностями здоровья или одаренных. Также введение единых учебников не даст возможность учителям использовать различные методические подходы. «Это также входит в конфликт с 44-й статьей Конституции РФ, гарантирующей каждому свободу преподавания. Возможно, следовало бы ограничить число учебников по каждому учебному предмету, но гарантированная законом разумная вариативность должна оставаться в любом случае. Введение лишь одного безальтернативного учебника демотивирует учителя, превращая его в толмача прописных истин, делая ненужным педагогический поиск», – говорится в заявлении.
Члены общественного совета полагают, что меры, предлагаемые законопроектом, требуют широкого общественного обсуждения и тщательного анализа их последствий.