О чем мечтают абсолютно все выпускники вузов? Найти хорошо оплачиваемую работу, конечно. В этом материале я расскажу, как устроиться на престижную должность без длительных собеседований, больших денег или отправки сомнительных СМС.
С воспоминаниями о последнем курсе университета, кроме беззаботно прогулянных лекций, вечеринок с одногруппниками и нервотрепки по поводу последнего зачета, всплывает ощущение тревоги за будущее. Следующая остановка – молодой специалист, пожалуйста, покиньте зону комфорта.
Каждый студент знает, что никому он без опыта работы не нужен. То есть не знает, но догадывается, так как говорят об этом почти все. Сегодняшнему рынку ни экономисты, ни менеджеры по организации труда не нужны. Ему, рынку, подавай инженеров, энергетиков и менеджеров по продажам. Причем на последних, кстати, ни один университет не учит, о чем я расскажу позже.
Многие старшекурсники успокаивают себя отметками в трудовой книжке. Запись о работе сторожем, промоутером или курьером – это конечно хорошо, но здесь речь идет о стаже, а никак не об опыте, который должен быть напрямую связан с профессиональной деятельностью.
Как и сотни других выпускников, на пятом курсе, сразу после Нового года, я заполнил свое на тот момент скудное резюме и стал искать варианты официального трудоустройства. Высокая заработная плата приветствуется, интим не предлагать.
Предложений, как всегда, было много. В компанию ЗАО «Покупайтеунас» требуется PR-менеджер с опытом работы три года, ОАО «Самыевкусныеколбасы» нужен маркетолог, минимальный опыт – два года, ООО «Мыстаралиськакмогли» ищет дизайнера, если вы проработали хотя бы год – ждем ваше портфолио.
И тут как яркий луч света – вакансия менеджера по продажам. Опыт не нужен, зарплата варьируется от «очень много» до «покупаю все в этом магазине!», а обязанности смешны до нелепого – общайся с людьми, разъезжай по встречам и не забывай забирать деньги.
Спустя пять минут и один телефонный звонок я договорился о собеседовании и погрузился в сладкий мир фантазий, полный невероятных приключений и чудесных открытий.
После первого дня энтузиазм несколько угас. Прочитав за вечер средних размеров книжку по холодным продажам, совершив около пятидесяти звонков и услышав в свой адрес разные варианты бессердечного «Отвали!», я понял, что свои нюансы здесь все же есть, и просто так денег мне никто давать не собирается.
Тут стало ясно, почему в университетах никто столь востребованной специальности не учит. Во-первых, очень уж она оказывается прикладной – в роли преподавателя должны выступать практики, а не профессора наук, во-вторых, даже отыскав соответствующего специалиста, выделить какие-то универсальные методики нельзя – в зависимости от этапа развития компании и отрасли, на которую фирма ориентирована, основные принципы будут иметь ключевые отличия.
Вот объявления о вакансиях и висят годами на соответствующих сайтах, перемалывая одного менеджера за другим – вдруг попадется нужный человек.
Примерно через две недели на стол руководителя было отнесено заявление, а сам я устроился копирайтером в фармацевтическую компанию за смешные 12 тысяч в месяц.
Так банально, что даже рассказывать об этом стыдно.
А если бы мне довелось столкнуться с данной проблемой сейчас, все могло пойти совсем по другому сценарию.
Начать с того, что в каждом крупном городе существуют кадровые агентства, которые специализируются на том, что поставляют на предприятия специалистов. Конечно, чаще всего они стараются составить свою базу преимущественно из людей с большой папкой рекомендаций, чтобы заказчик без сомнений принял в штат новых сотрудников и расплатился по счетам, но могут и перспективным выпускником заинтересоваться. Выгода просто невероятная – мало того что кандидат платит за собственное трудоустройство серьезные деньги, так еще больше берется с компании, куда его отправляют. Это притом что гарантий никто не дает, в лучшем случае согласятся одного кандидата заменить другим.
К сожалению, тут вступает в силу специфика работы менеджера по продажам. Их обычно разделяют либо на хороших, которым не составляет никакого труда найти новую должность (человека, несущего в компанию деньги, везде примут с распростертыми объятиями), либо плохих – понятно, что им нигде рады не будут. Но распространенное мнение о том, что если человек научился продавать, то справится с любой задачей, хоть реализовать экскаваторы по 80 млн, хоть «Кока-Колу» по розничным точкам, не работает ввиду упомянутых выше нюансов. Вот и получается, что гигантский опыт «успешных» продажников совершенно неактуален, можешь – переучивайся, не можешь – нового найдем.
Выпускник и вовсе попадает в своеобразную ловушку – желание работать есть, а возможности такой нет. Некому обучить реальному навыку, да еще и под соответствующий сегмент рынка, из-за чего новоявленные специалисты редко задерживаются на месте дольше одного месяца, а предприятия теряют всякое доверие к кадровым агентствам.
Первой выход из ситуации нашла внешняя управляющая компания «Комплексные Продажи» (ВУККП) в Челябинске. Объединяя в себе тренинговый центр, службу персонала и объединенный отдел продаж, ВУККП обнаружила, что может не только провести для кандидата глубокий ассессмент, обучив тому направлению, которому тот соответствует больше всего, но и трудоустроить, благо крупных клиентов у них хватает.
В этом случае вектор развития определяется не случайно (куда взяли – тому и обучайся), а с помощью профессионального эйчара. Отсутствие опыта вообще не проблема – переучивать всегда сложнее. Да еще и кандидата на предприятии «ведут» целый месяц, координируя действия и заранее обращая внимание на недочеты.
Руководят ВУККП два практикующих бизнес-тренера Антон Рудаков и Антон Кожемяко. Причем отношение к выпускникам (или даже студентам четвертого–пятого курсов) у них самое демократичное: по сути те получают весь комплекс услуг в подарок. При таком подходе кандидаты проходят испытательный срок в 95% случаев, и это на должности менеджера по продажам – специальности, на которой большая текучка давно стала явлением обыденным.
Рассматривая существующие возможности, именно такой подход кажется наиболее жизнеспособным, а значит, и будущее за ним.
Благодаря такому подходу люди без всякого опыта вполне могут зарабатывать на одном уровне с топ-менеджерами уже через пару месяцев после трудоустройства, а разочаровавшиеся в своей профессии менеджеры получают наконец вознаграждение за все свои усилия. В конце концов, не их вина, что холодные продажи давно уже перестали работать, а альтернативных инструментов им никто дать не потрудился. Главное – не лениться, твердо расставлять приоритеты и двигаться к намеченной цели.
Пора уже понять, что диплом об окончании университета – это доказательство того, что вы способны добиваться поставленных целей, имеете крепкую общеобразовательную базу, но рассматривать его как доказательство реального профессионального навыка не стоит.
Мало того, атлас будущих профессий говорит нам о том, что многих специальностей, на которые сегодня выстраиваются очереди из абитуриентов, скоро не станет. Куда исчезли тысячи операторов ЭВМ, преподавателей марксизма-ленинизма, распредов наконец? Уже доживают последние дни операторы колл-центров, машинисты товарного состава, фасовщики. Сложно сказать, кто окажется следующим, но ведь главное – не разучиться воспринимать новые знания, развиваться, и тогда вы окажетесь в выигрыше в любой ситуации.
«Комплексные Продажи» (ВУККП);
Vukkp.ru;
fop@2b2b.ru;
тел.: 210-02-80.
Александр Кутищев
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com