Новый учебный год знаменитый Дворец пионеров и школьников им. Н. К. Крупской встретит с другим директором. Иван Иоголевич написал заявление об увольнении по собственному желанию. Лучший учитель России решил посвятить себя только педагогической работе и с 17 августа полностью возвращается в 31 лицей. С чем связан уход из дворца пионеров, почему руководитель крупного учреждения выбрал учительство и какие планы Иван Иоголевич ставит перед собой сейчас – в эксклюзивном интервью.
– Иван Александрович, вы проработали директором Дворца пионеров и школьников им. Крупской пять лет. Почему решили уйти с этой должности?
– Это решение возникло не вдруг, оно появилось еще примерно год назад. Я благодарен судьбе за то, что у меня была возможность руководить таким знаковым для города и региона учреждением, работать с замечательными людьми. Причем для меня как учителя физики это была совершенно иная сфера. Я в школе работаю с 1989 года. А здесь я увидел мир более разносторонний, яркий, не вжатый в схему строгих учебных планов. Для меня пять лет работы здесь – это бесценный опыт и эмоционально насыщенные годы. Я, конечно, к дворцу прикипел. Но в то же время ни на минуту не оставлял учительскую деятельность. Перейдя во дворец, продолжал работать по совместительству учителем физики в 31-м лицее. Тогда я для себя принял решение, что нельзя отказываться от своей профессии, от своих корней. Для того, чтобы работать с педагогами, нужно самому, в первую очередь, быть хорошим педагогом. Мой ученик два года назад выиграл международную олимпиаду по физике. В этом году состоялся еще один выпуск, ребята успешно поступают в вузы.
В последнее время я начал взвешивать, сколько я еще могу сделать полезного в этой жизни, с чем приду к своему, например, 50-летию или 60-летию. Передо мной снова встало два пути – работа управленцем и учительство. Я понял, что выбор нужно делать сейчас, потому что с годами мы не становимся сильнее, здоровее, но можем развиваться профессионально.
Основное место работы требует концентрации внимания и мысли здесь. Конечно, я не перестал знать физику, но все это время в школе я использовал тот потенциал, который был накоплен с предыдущим опытом педагогической деятельности. Максимум сил, времени, здоровья вкладывал в основную работу. Я решил уйти с должности, чтобы больше внимания уделять работе с детьми.
– Такой выбор может показаться странным, потому что успешной карьерой, как правило, считается путь от учителя до руководителя или крупного чиновника.
– У меня есть своя логика. Когда я стал победителем конкурса «Учитель года России» в 2005 году, меня спрашивали про карьерный рост. Я тогда отвечал: а какой карьерный рост может быть у учителя? Директор – это не продолжение учителя, это совершенно другая карьерная линия. У учителя может быть рост такой – хороший учитель, очень хороший учитель, профессиональный учитель, учитель, который развивается, учитель, с которым интересно детям. Я сейчас возвращаюсь в лицей и понимаю, все, что было мною наработано – про это нужно забывать безоговорочно, потому что поколения учеников сменяются. Им надо доказывать, что ты учитель здесь и сейчас. Дети не должны воспринимать тебя как учителя, уважать просто потому, что у тебя когда-то были заслуги.
Я думаю, что в нашем городе много хороших педагогов с организаторскими способностями, которые способны возглавить дворец, выступить со своей программой. За пять лет глаз замыливается. А другой руководитель может что-то привнести новое, ценное.
– Вы помните тот момент, когда вам сделали предложение возглавить дворец на Алом Поле?
- Да. Мне поступило предложение от начальника управления образования, и мне дали день подумать. Не все можно рационально объяснить, тут примешивается семейная история. С 1962 по 1968 годы дворцом руководил мой папа, и до конца своей жизни он тесно сотрудничал с дворцом по линии научного общества учащихся. В нашей семье дворец – это то, к чему мы всегда относились стрепетом. За один день мне пришлось многое переоценить в жизни. Я понимал, что мне оказано колоссальное доверие не только со стороны учредителя, но и со стороны семьи. Я ведь сам занимался во дворце, будучи старшеклассником. В то же время была сильна связь со школой. В 31-м лицее я проучился с 1 по 10 класс, потом пришел туда работать пионервожатым, потом работал учителем физики и заместителем директора. Мой трудовой стаж в лицее на тот момент составлял 20 лет.
Я страшно волновался, когда принимал решение. В первый же день у меня была встреча с трудовым коллективом. Меня представили, и я хорошо помню, о чем тогда говорил. Мои представления строились не на знании ситуации, а на том, как я вижу развитие дворца.
Дворец – это в первую очередь центр детства для Челябинска. Во-вторых, если проследить историю дворца, можно понять, что он всегда славился своей многопрофильностью, но была изюминка, отличавшая его от других дворцов пионеров. Когда дворцу было от 20 до 25 лет всего (а в этом году уже исполнилось 75 лет), он стал известен на весь Советский Союз благодаря созданию Научного общества учащихся.
Вначале это было городское общество, которое переросло в движение, охватившее всю страну. Дворец за это начинание был удостоен премии Ленинского комсомола имени Надежды Константиновны Крупской.
Часто задают вопрос, не пора ли придумать другое название учреждению. Но нужно просто знать историю и понимать, что наше имя равноценно государственной награде того времени. В то время заслужить присвоение имени Крупской дорогого стоило. Почему-то театру ленинского комсомола не предлагают придумать новое название, или театру Моссовета, театру советской армии? В Москве дворец пионеров на Воробьевых горах переименовали, а сейчас они ведут речь о том, чтобы вернуть историческое название.
Созданию НОУ (Научное общество учащихся) предшествовало развитие технического творчества. Первые медали выставки ВДНХ, а это тоже было большое признание, коллектив дворца, дети получали за техническое творчество. Еще, кстати, было мощное направление «Юный химик». Своей задачей я считал развитие именно технического творчества при сохранении всего многообразия сфер деятельности нашего учреждения. Многие беды сегодня происходят от того, что мы отошли от решения задач производства. То есть мы потребляем, пользуемся, а нужно развивать сферу материального производства, научную сферу. Сегодня об этом уже заговорили на уровне правительства.
Третья задача была – улучшение материально-технической базы. Здание главного корпуса построено в 1956 году, практически никаких капремонтов не было. Здания, которые мы называем новыми, появились в 1978 году. Дети достойны того, чтобы заниматься в хороших условиях, педагоги и сотрудники достойны того, чтобы работать в хороших условиях.
– Вам удалось реализовать свои планы за эти пять лет?
– Многое из того, что было задумано, выполнено. Проще всего оценить видимые изменения. Пять лет назад во всех корпусах текли крыши. В театральном корпусе в учебном блоке зимой температура опускалась ниже плюс десяти градусов. В аварийном состоянии находились перекрытия главного корпуса дворца. По территории машины сновали без ограничений, несмотря на то, что здесь много детей, есть детский сад. У меня был шок, когда я зашел в санитарную комнату и понял, что с 1956 года она не изменилась. Сейчас там проведен хороший ремонт.
За эти годы отремонтированы крыши всех трех корпусов, стеклопакеты заменены практически полностью, остаются единичные окна. Мы сразу решили проблему температурного режима, в кабинетах стало тепло. Когда я один проходил по этажу, весь пол ходил ходуном, была необходимость заменить два межэтажных перекрытия. Мы это сделали. Кто в этом разбирается, понимает, какая это сложная работа. Только подготовка заняла два года, была проведена экспертиза, потом добивались финансирования, старались сделать так, чтобы не сорвать начало учебного года. Наиболее удачный ремонт на третьем этаже, заходишь – и действительно во дворец попадаешь.
Построили картинговую трассу. Секция картинга – это одна из старейших секций дворца. Когда-то занятия проходили вдоль Свердловского проспекта, тогда еще не было такого интенсивного движения. В последнее время машинки ездили по дорожкам Алого Поля. Прохожие были недовольны. При поддержке главы администрации города Сергея Викторовича Давыдова была построена трасса, закуплены новые карты. У нас была одна машина, на которой катались все по очереди. Сейчас ездит шесть машин, и группа в 15 человек успевает полностью выполнить учебную программу.
Сейчас идет реконструкция площади между корпусами. Спасибо огромное Евгению Николаевичу Тефтелеву, потому что это было его решение восстановить площадь. Этому предшествовала серьезная работа. Дворец у нас стоит на перекрестке двух коммунальных магистралей – в сторону улицы Труда и от Свердловского проспекта к Красной. Нужно было убедить коммунальщиков заменить трубы, чтобы потом не вскрывать бесконечно плитку под площадью. Мы этого добились. Хочу выразить благодарность своему заместителю по административно-хозяйственной части Алексею Викторовичу Гашенко. Его энергия, уверенность в том, что можно любую проблему решить, умение работать с подрядчиками определили то, что удалось многие сложные и трудоемкие проекты реализовать.
Появился по нашей инициативе шлагбаум. Мы сразу предусмотрели места для парковки. Первоначально встречали сопротивление родителей, потому что все хотели довезти детей до крыльца. Но мы объясняли, что это вопрос безопасности. Сегодня вопросов не возникает, парковка вмещает в себя большое количество транспорта, и все крупные мероприятия мы проводим без проблем.
Сделан ремонт спортивного зала. В нем уникальное покрытие – канадский клен, оно отслужило десять лет и нуждалось в реставрации. Специалисты говорят, что таких залов всего четыре в России. В прошлом году в связи с созданием баскетбольного клуба «Динамо» это покрытие обновили. В полном объеме зал предоставлен ребятам из детско-юношеской спортивной школы по баскетболу – это наше структурное подразделение.
Сейчас идет ремонт театрального зала. Там старые кресла, паркет износился, свет и звук из ХХ века. Этот зал особенный. У нас выступал хор Донского мужского монастыря, и они сказали, что акустика потрясающая. Но зал сделан полуцирком, и там сложная работа предстоит. Много нюансов. Надеемся, что скоро ремонт будет завершен.
Большая работа была проделана по компьютеризации. Сегодня у нас высокоскоростной Интернет, два полноценных компьютерных класса, помимо этого в библиотеке создан медиацентр, куда могут прийти преподаватели и найти необходимую им информацию.
Многое делается с участием родителей. Например, благодаря помощи родителей коллектива «Родники», появился еще один музей – русская изба, это в кабинете 32. Мы открыли для всех экологический музей. Исторически он располагался в кабинете 36, сейчас перемещен в театральный корпус. Мы сделали современные витрины, фотографии птиц подарил ректор ЧГПУ Владимир Витальевич Садырин, профессионал отреставрировал чучела птиц и дополнил экспозицию. Сейчас ведем работы по восстановлению геологической мастерской, чтобы дети не просто изучали камни, а учились с ними работать.
Кстати, свою деятельность во дворце пять лет назад я начал с того, что пришла повестка в суд. В связи с неисполнением предписаний противопожарной службы ставился вопрос о временном приостановлении деятельности дворца на 90 суток. Это означало срыв начала учебного года. Тогда мы сумели отделаться штрафами. Сегодня у нас нет таких серьезных замечаний и подобных неприятностей.
– Вы ожидали, что вам, как учителю физики, придется решать столько бытовых проблем?
– С одной стороны, я понимал, что хозяйство большое. Но, если честно, такого объема работы тогда не ожидал. Считал, что основные усилия будут направлены на организацию творческого процесса, работу с коллективом. Конечно, об этом я тоже не забывал.
Наряду с такими брендами дворца, как изостудия им. И. И. Архипцева, «Перезвоны», клуб «Компьютер», объединения юных геологов, археологов, астрономов, «Алые паруса», оркестр народных инструментов, фотостудия «Луч», шахматная секция, у нас появились новые замечательные коллективы. Секция «Спортивное фехтование» пользуется большой популярностью. Педагог, энтузиаст, доктор физико-математических наук, профессор Леонид Абрамович Песин является инициатором, вдохновителем и тренером. Эта секция работает года четыре. Мы смогли собрать детей с разных площадок, на которых она работала, в одно место. Раньше занятия были в школах, где сегодня разрешают, а завтра ограничивают. Сейчас все занятия проходят на базе дворца, и ребята добиваются успехов во всероссийских соревнованиях.
Детская полицейская академия – это пример социального партнерства с УФСКН по Челябинской области. Сейчас идут занятия уже во втором наборе детей с 8 по 11 класс, занятия идут как теоретические – право, юридические науки – так и практические – подготовка на специализированной базе управления.
Совместно с Фондом Олега Митяева во дворце открыта студия «Светлое будущее» для детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Здесь ребята занимаются вокалом, театральным искусством, изучают английский язык и организуют социальные проекты для сверстников. Уже выступали на больших концертных сценах в Москве и в других городах.
Появился новый проект «Интеграция». Это предложение для школ, когда мы принимаем целые классы и охватываем большое число детей внеурочной деятельностью. Ведутся занятия по лего-конструированию, декоративно-прикладному творчеству, рисованию и др.
Развивается корпоративная культура. Новая традиция – это спартакиада дворца, в которой в течение всего года принимают участие и сотрудники, и воспитанники, и их родители. Наиболее запоминающимися были соревнования по боулингу, керлингу, лазертагу, гонки на «драконах» (большие 20-местные лодки). Большая заслуга в реализации этого и других проектов Людмилы Геннадьевны Голосовой, заместителя директора по организационно-массовой работе.
Сегодня у дворца пионеров есть прекрасный сайт Сhel-dpsh.ru. Мы его создали еще раньше, чем это стало требованием закона, и он сразу же стал победителем целого ряда конкурсов. Это большая заслуга моего заместителя по учебно-воспитательной работе Светланы Петровны Волковой и создателя, администратора сайта Натальи Михайловны Федяковой.
У нас в главном корпусе появился интерактивный киоск для детей и родителей. Там можно сориентироваться по расписанию занятий. Во дворце много коллективов, еще больше учебных групп, звонков нет, потому что занятия начинаются в разное время, они разной продолжительности, группы могут делиться, объединяться. Только электронный ресурс может отображать такой объем информации. Такие же информационные киоски, надеюсь, скоро появятся и в двух других корпусах.
Благодаря Светлане Петровне появилась внутренняя уникальная база данных достижений наших учащихся и педагогов. Мы в любое время может открыть и посмотреть, кто чего добился. Ее заполняют сами педагоги, они заинтересованы в том, чтобы про успехи их учеников знала администрация.
– Дворец пионеров является федеральной стажировочной площадкой по развитию техносферы. Это способствует развитию технического творчества?
– Безусловно. Когда мы взялись за техническое творчество, которое я считаю очень важным, все ссылались на прошлый опыт. В советские годы на станциях юных техников дети учились, начиная с ручного труда, – выпиливать, паять, обрабатывать, работать с разными материалами. Я понял, что нужно расширять сознание. Был объявлен конкурс грантов Министерства РФ на создание федеральных стажировочных площадок. Одно из направлений было – успешная социализация детей в направлении техносферы. Грант предполагал получение средств на покупку необходимого оборудования. Тогда было принято принципиальное решение – не идти по пути воссоздания вчерашнего дня. Да, ручной труд нужен, но дети, освоив основы, быстро теряют к нему интерес, им хочется обучаться современным технологиям.
Мы направили полученные средства на усиление робототехники, для автомоделистов и картингистов приобрели засечки – это электронная система с датчиками, позволяющими на монитор выводить текущую информацию о результатах заезда. У авиамоделистов также появился симулятор, который позволяет приобрести первые навыки управления моделями.
Мы приобрели лабораторию современной автоматики и электроники, где можно изучать работу процессоров, а это элемент любой современной техники.
Появилась лаборатория машиностроения. В ней есть станки с числовым программным управлением, 3D-принтеры и 3D-сканеры. Там ребята могут создать по своей схеме компьютерную модель или вылепить ее из пластилина, и с помощью сканера затем отправить готовый образ на принтер.
Стажировочные площадки создавались с целью обучения педагогов современным технологиям. К нам приезжают педагоги дополнительного образования, учителя, воспитатели детских садов, чтобы обучиться работе на современном оборудовании, спланировать и реализовать собственные проекты.
Большая заслуга в развитии техносферы Павла Сергеевича Коломийца. Его воспитанники неоднократно становились победителями региональных и всероссийских, участниками мировых олимпиад по робототехнике. Не могу не отметить руководителя стажировочной площадки Елену Валерьевну Лямцеву и заместителя директора по научно-методической работе Ирину Николаевну Рождественскую. Она еще, кстати, курирует направление городских предметных олимпиад. В этом моменте мы тоже сработали на опережение.
Был создан специальный сайт Оlymp74.ru, разработчик, идеолог и администратор которого – заместитель директора 31-го лицея Максим Леонидович Карманов. Сегодня в олимпиадах хотят участвовать все, тем более, что первые туры проводятся дистанционно, никуда не нужно ездить, а победы во всероссийских олимпиадах засчитываются как 100 баллов на ЕГЭ.
Новое развитие получило НОУ. Мы заручились поддержкой ректоров, совет кураторов сегодня состоит из проректоров по науке всех ведущих вузов города. Мы восстановили зимние сборы «Курчатовец», активная работа ведется со школами, где есть самостоятельные сильные научные общества.
– Развитие невозможно без финансовой поддержки. Вы ее ощущали?
– Мы стараемся зарабатывать сами и, конечно, добиваться финансирования из бюджетов разного уровня. У нас учреждение социальной направленности, учатся дети из семей с самым разным достатком. Мы отказались от идеи создания какого-то фонда, внесения взносов. При большом количестве бюджетных мест есть и платные образовательные услуги. Кроме того, мы проводим мероприятия, выступаем в роли организаторов. Я провел пять новогодних кампаний в качестве продюсера, тоже не думал никогда, чтобы буду выступать в такой роли. Мы работали в тесном контакте с Константином Сергеевичем Рубинским, который пишет адаптированные детские сценарии, и замечательным музыкантом, композитором Мариной Бушмелевой. В последнюю новогоднюю кампанию мы дали 26 показов, и все с аншлагами, то есть наши спектакли посмотрели порядка десяти тысяч зрителей.
Многое сделано за счет бюджета, но не надо думать, что деньги раздают просто так, в этом никто не заинтересован. Вначале нужно доказать, что эти средства будут работать на дело. Когда я начинал работу, никто ничего не давал. Тогда мы начали проводить социально значимые акции, например, Дни науки совместно с фондом «Династия» и 31-м лицеем. К нам приехали выдающиеся ученые и выступали перед детьми. Мы доказали, что Челябинск достоин права провести такое мероприятие. Открытие центра атомной отрасли – это просветительский проект Росатома, в котором детям рассказывают о науке, проводят профориентацию. На открытии этого центра впервые я увидел во Дворце вип-персон – председателя правительства, депутатов ЗСО, главу города. Каждое мероприятие мы отрабатываем так, чтобы после него все ушли с добрым сердцем и хорошими отзывами. После этого ситуация сдвинулась. Помощь теперь оказывают все: губернатор, глава администрации, глава города, ну и, конечно, учредитель – управление по делам образования.
– Чем будете заниматься в 31-м лицее?
– Конечно, вести уроки. Я считаю, что даже самый выдающийся тренер-олимпиадник должен работать с классом. Урок – это другая форма работы, когда внимания требуют не один или два ребенка, а все 20.
Открылись новые перспективы в работе по подготовке детей к олимпиадам по физике. Отчасти с этим и связано мое решение полностью перейти на работу с детьми. Я приглашен к участию в подготовке сборной России к международным олимпиадам по физике. Создан сайт 4ipho.ru, на котором выкладываются лекции. Посмотреть их совершенно бесплатно может любой желающий. Я уже записал одну видеолекцию. В сентябре поеду в Москву, чтобы записать еще несколько лекций для этого сайта и провести очные занятия для школьников со всей России, которые вошли в расширенный список кандидатов в национальную сборную по физике.
Еще одно направление, в котором я хочу себя попробовать – это исследовательская деятельность школьников. В НОУ пока я выступал в качестве организатора, но как учителю физики мне интересны не только те задачи, которые решаются теоретически, но и задачи, где можно исследовать экспериментально. Хотелось бы заняться обобщением своего опыта, но в каком виде – пока не знаю. Это перспектива на ближайшие 20 лет.
Фото: фото Олега Каргаполова