Образование Алексей Захаров, соакционер и разработчик Lyft.com: «Задумайтесь, что вас больше всего раздражает? Решение проблемы может стать многомиллионным бизнесом!»

Алексей Захаров, соакционер и разработчик Lyft.com: «Задумайтесь, что вас больше всего раздражает? Решение проблемы может стать многомиллионным бизнесом!»

Выпускник ЮУрГУ Алексей Захаров стал одним из разработчиков программного комплекса диспетчеризации городского такси на базе искусственного интеллекта Lyft.

С ним мы поговорили о важности качественного образования, новых разработках, жизни за границей.

– Какой факультет ЮУрГУ вы окончили?

– В 2009 я получил степень магистра по направлению «Фундаментальная информатика и информационные технологии» факультета вычислительной математики и информатики ЮУрГУ. До этого в 2007 получил степень бакалавра по направлению подготовки «Прикладная математика» факультета математики, механики и компьютерных наук (механико-математического факультета) ЮУрГУ.

– С чего началось ваше увлечение программированием? Как в свое время была выбрана специальность?

– Одним из первых шагов был факультатив по спортивному программированию в физико-математическом лицее №31, где я учился с 10 по 11 класс. Специальность я выбирал, базируясь на том, что мне давалось проще всего: математика и программирование. Склонность к этому была сформирована моими родителями. Оба инженеры, основную часть своей карьеры посвятили разработке посадочного оборудования для самолетов.

– Какую роль в вашей карьере сыграл университет и факультет, на котором вы учились? Кто из преподавателей действительно повлиял на вас? Какие фигуры были знаковыми?

– Из преподавателей мне больше все запомнились Александр Юрьевич Эвнин (дискретная математика) и Алексей Константинович Демидов (объектно-ориентированное программирование). Я всем настоятельно рекомендую записаться на факультатив по спортивному программированию А. К. Демидова, если он его еще ведет. Безусловно, стоит отметить Леонида Борисовича Соколинского, который был моим научным руководителем на дипломном проекте бакалавра. Именно он подтолкнул меня начать изучать прикладное программирование.

«Народное» такси

– Как пришла идея создания программного обеспечения для «народного» такси? Или вы создавали мобильные приложения для «народного» такси, которые были аналогичны уже существующим (по образцу уже оправдавших себя моделей)? На какие образцы вы ориентировались в таком случае?

– На мой взгляд, в России такси исторически было «народным». Я никогда не заказывал такси по телефону, всегда останавливал попутные машины. Идея пришла сама собой, когда я думал о том, как можно применить возможности геолокации и пользовательского интерфейса на первых смартфонах Android и iPhone. На момент начала разработки наиболее популярным в США было приложение Uber, которое по-прежнему является основным конкурентом на этом рынке. Собственно на него мы и ориентировались при разработке первой версии.

– Какую роль в вашей карьере сыграло участие в программе «У.М.Н.И.К»? Проект, на который был выделен грант, также был непосредственно связан с диспетчеризацией городского такси. Вероятно, между победой в данной программе и дальнейшей работой в Lyft есть непосредственная связь?

– Грант «У.М.Н.И.К» наряду с другими субсидиями от Министерства экономического развития позволил мне и моей команде полностью сфокусироваться на разработке данного проекта, не отвлекаясь на другие коммерческие проекты, которыми занималась моя консалтинговая компания.

Связь с дальнейшей работой в Lyft, безусловно, есть, но, начав работать в Lyft, я делал все с нуля. Разумеется, опыт, полученный при разработке предыдущего проекта, был бесценен.

– Какие шаги стоит предпринять студенту, который хочет реализоваться в IT-сфере? И как правильно написать резюме?

– Учите английский! Не ограничивайте себя лекциями. Сейчас вам доступны лучшие учебники по профильным дисциплинам, изданные ведущими университетами, такими, как MIT. Американские учебники высшей школы гораздо легче читать. Используйте ресурсы университета. Например, в ЮУрГУ один из самых мощных суперкомпьютеров. Участвуйте в различных программах и конкурсах. Вы легко можете получить возможность пройти практику в Google или Microsoft.

Начните заниматься своими проектами с первого курса и научитесь доводить их до презентабельного вида! Когда мы начали заниматься IT-консалтингом, у нас не было ничего, что мы могли бы показать клиентам. Тогда мы взяли пару известных идей и красиво реализовали их прототипы для вымышленных компаний. Через два месяца, используя это портфолио, мы получили первого клиента из Канады.

Единственная ценность в вашем резюме – это ваши проекты. Если у вас нет проектов, хорошее резюме вы не составите!

Такси Lyft

– Как вы познакомились с создателями Lyft Логаном Грином и Джоном Циммером? Вы являетесь акционером компании Lyft, возможно, идея стартапа Lyft принадлежит вам троим?

– Я прочитал первую статью о Lyft на TechCrunch и отправил им письмо, в котором написал, что хочу с ними работать. На тот момент они даже не нанимали сотрудников.

Идея Lyft была на поверхности, и Uber уже существовал на рынке три года на тот момент. Новизной Lyft была работа с рядовыми водителями, а не с профессиональными водителями таксомоторных компаний. Lyft фактически создал законодательную базу для подобного бизнеса в США. Через год после успеха Lyft Uber также перешел на работу с рядовыми водителями, запустив новый продукт UberX.

Моим основным вкладом в Lyft было полное понимание технического исполнения всей системы.

– Насколько приложение Lyft сегодня популярно в США? Как компания Lyft делит рынок с конкурентами?

– Lyft закрепился на втором месте после Uber. Сейчас нам принадлежит около 30% рынка. Но мы не думаем на этом останавливаться и продолжаем борьбу за доминирование на рынке.

– Возможно ли, по вашему мнению, широкое распространение подобного такси в России? Сейчас даже в Челябинске достаточно популярен Bla-Bla Car. Можно ли сказать, что эта система схожа по сути с приложением Lyft? Или здесь есть принципиальные отличия?

– Наш конкурент Uber уже работает в России.

Bla-Bla Car не является аналогом Lyft. Система Bla-Bla Car не функционирует в реальном времени и требует планирования всех поездок заранее.

– Прогноз на будущее: вытеснят ли со временем народные такси, подобные Lyft, официальные городские такси? Возможно, в США это уже произошло?

– Месяц назад в Сан-Франциско обанкротилась самая крупная компания такси Yellow Cab, и на данный момент 90% рынка поделено между Lyft и Uber. В Нью-Йорке стоимость такси-лицензии упала в шесть раз за последние четыре года!

Я уверен, что Lyft и Uber полностью вытеснят классические такси-компании. Разработанные нами технологии диспетчеризации во много раз эффективнее. Например, продукт Lyft Line позволяет в реальном времени совмещать пути трех пассажиров, что позволяет утилизировать 100% мест в машине.

В Сан-Франциско люди все реже пользуются автобусами и метро. Многие люди используют Lyft каждый день, чтобы добраться до работы.

– Возможно ли, что в ближайшем будущем Lyft расширит список услуг в мобильном приложении, и будет предоставлять различные виды транспортных и логистических услуг?

– Да, но каких именно, мы на данный момент не раскрываем.

– Как Lyft обеспечивает безопасность перевозок? Так как водители не связаны обязательствами с такси, вопрос безопасности трудно отследить?

– В США существует ряд систем, позволяющих автоматически производить проверку водителя по базе данных ДТП и преступлений иного характера. Используя данные этих систем, Lyft автоматически проверяет водителей, основываясь на номере их водительского удостоверения.

– Каковы дальнейшие планы развития Lyft? Будут появляться новые мобильные приложения, адаптированные под конкретные нужны перевозок? Или что-то иное?

– Наверно наиболее значимым будет переход на беспилотные автомобили в течение следующих пяти лет. Уже сейчас мы ведем активную работу с General Motors, которая была главным инвестором Lyft в последнем раунде инвестиций.

Россия и Америка

– Расскажите о таком знаковом шаге, как переезд на другой континент. Это было связано с работой в Lyft? Или вы переехали раньше и уже нашли работу на месте?

– Я переехал в США после начала работы в Lyft. Более того, первый год я работал удаленно из России, так как пропустил сроки подачи рабочей визы.

– Что было самым сложным при переезде? Или адаптация к новой реальности прошла легко?

– Наверно, при любом переезде в новое место главная проблема – это чувство одиночества. Сейчас уже стало проще, появилось много друзей.

Для меня переезд в США не был самоцелью. Мне было важно работать лучшей команде, где мои навыки будут по-настоящему востребованы и раскрыты. На тот момент Lyft был наилучшим вариантом.

Никогда не ставьте цели уехать куда-то. Старайтесь добиться большего, используя все ресурсы, которые вас окружают там, где вы находитесь сейчас. В этом случае и переехать куда-то будет не проблематично.

– Скучаете ли вы по родине и конкретно по Челябинску?

– Да, в Челябинске у меня осталось много друзей и родители. Я стараюсь приезжать на пару недель раз в полгода.

– Что вас вдохновляет на работу? Как появляются новые идеи для мобильных приложений?

– Стремление узнавать что-то новое! Идеи появляются из повседневных потребностей. Порой достаточно задуматься, что из повседневной рутины вас больше всего раздражает. И решение этой проблемы может стать многомиллионным бизнесом!

Фото: Фото предоставлено Алексеем Захаровым

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Читать все комментарии
ТОП 5
Мнение
«Росавтопром стал похож на подпольный цех». Журналист — об отмене таможенных барьеров для иномарок
Артём Краснов
Редактор раздела «Авто»
Мнение
Увез бабушку в госпиталь и продал квартиру. Три истории о том, как собственники теряли жилье
Екатерина Торопова
директор агентства недвижимости
Мнение
«Что характерно, против никто не выступал». Эксперт — о повышении утильсбора и том, какие машины будем покупать
Антон Шапарин
вице-президент Национального автомобильного союза
Мнение
Супер-Маша и Кристина: в прокат вышел фильм «Не одна дома» с Миланой Хаметовой — почему его стоит посмотреть родителям
Алёна Золотухина
Журналист НГС
Мнение
«Восемь полос, а из защиты — "зебра"»: урбанист — о ДТП с кабриолетом, сбившим коляску с двумя детьми
Григорий Шевченко
урбанист, общественный деятель
Рекомендуем
Объявления