В 2021 году итоговая аттестация после 9-х и 11-х классов будет проходить по новым правилам. Мы выяснили, как изменения отразятся на учениках, а также спросили у челябинцев о том, что они думают по этому поводу.
Правда, что ЕГЭ можно будет не сдавать?
Да. Из постановления, которое подписал премьер-министр Михаил Мишустин, следует, что для выпускников 11-х классов, которые не собираются поступать в вузы, вместо Единого государственного экзамена устроят государственный выпускной экзамен (ГВЭ) по двум предметам: русскому языку и математике. На этом основании школьники получат аттестаты о среднем общем образовании.
— Выпускников, которые собираются учиться в вузах, ждут ЕГЭ по необходимым для поступления предметам, — говорится на сайте Правительства. — При этом для получения аттестата им будет достаточно результатов Единого государственного экзамена по русскому языку. ЕГЭ также проведут для выпускников прошлых лет, планирующих поступать в вузы, и для десятиклассников, готовых сдать их досрочно.
Детям-инвалидам после 11-го класса предложат выбор: чтобы получить аттестат, они смогут сдать либо ГВЭ, либо ЕГЭ по русскому языку.
А девятиклассники в этом году не будут сдавать экзамены по выбору. Им придется пройти государственную итоговую аттестацию (ГИА-9) только по двум обязательным предметам: русскому языку и математике. При этом, по данным Министерства просвещения России, для выпускников проведут контрольные работы по одному из предметов по их выбору. Результаты не повлияют ни на получение аттестата, ни на допуск к итоговой аттестации.
Как подчеркнули в Правительстве, решение упростить экзамены для школьников приняли из-за коронавируса — «чтобы минимизировать риски распространения новой инфекции».
Повезло же школьникам!
Казалось бы, такие изменения должны стать лучшим подарком для челябинских выпускников. Но, как заверил 74.RU юный глава Челябинска Михаил Стремяков, школьники к этой новости отнеслись спокойно.
— Молодежь и не расстроена, и не слишком радуется, — сказал собеседник 74.RU. — Школьники сейчас готовятся к проведению альтернативных вариантов экзаменации и готовы к любым возможным изменениям.
Министр образования и науки Челябинской области Александр Кузнецов отметил, что упрощение процедуры сдачи экзаменов — это, по сути, не новость для системы образования. Проект все видели уже в прошлом году. Сейчас документ, подписанный Михаилом Мишустиным, доводят до школ, лицеев, гимназий и так далее.
По мнению руководителя Минобра, смена формата вряд ли сильно отразится на учениках. И ЕГЭ, и ОГЭ позволяют понять, чему человек научился за много лет, но на уровень образования не влияют.
— Итоговая аттестация — это единоразовый акт. Да, это важное событие в жизни выпускника, но это никак не влияет по большому счету на уровень его грамотности и компетенций, — прокомментировал Александр Кузнецов. — Учится ведь ребенок не на государственной итоговой аттестации, а до нее. Если он 11 лет занимался нормально, то всё у него будет хорошо. Если он время от времени занимался, то, естественно, у него и результаты, и перспективы будут не очень хорошие.
А вы за упрощение выпускных экзаменов?
А может, Единый госэкзамен вообще отменить?
Председатель Совета родительской общественности Копейска Андрей Горланцев признался, что не видит смысла в упрощении выпускных экзаменов. Он уверен — вместо этого нужно принципиально менять подходы к проверке знаний детей после 9-го и 11-го классов.
— Конечно, для детей это радость, потому что мы сами же запугали их ЕГЭ. Для родителей это тоже благо: не надо на репетиторство тратиться, — объяснил общественник. — Но есть и другой момент: после того как ЕГЭ и ОГЭ ввели, элемент творческого мышления стал уходить, началось натаскивание, заучивание правил, зубрежка. Сейчас ребята переходят на «о'кей, гугл», и им кажется, что всю информацию добыть просто — не нужно забивать голову, развивать мышление.
Как напомнил Андрей Горланцев, при советской системе обучения школьникам чаще приходилось думать, импровизировать, рассказывать что-то своими словами и обосновывать тот или иной ответ. Но сейчас возвращение к старому формату сдачи экзаменов ему кажется нелогичным.
«Говорят: "Давайте отменим ЕГЭ и ОГЭ!" А что взамен? Вернуться к старой системе? Мне кажется, это тупиковый путь. Нужны какие-то новые решения»
А вот директор челябинского лицея № 11 Елена Киприянова уверена, что от изменения процедуры сдачи экзаменов выпускникам хуже точно не будет. Снятие эмоционального напряжения, по ее мнению, пойдет только на пользу.
— Наших детей уже давно пора расслабить. Мне кажется, мы загнали их в такой невроз, что мама не горюй, — поделилась своим мнением руководитель образовательной организации. — И потом: им всё равно сдавать контрольные работы — это ведь тоже экзамен. Правда, в этом случае учитель будет выстраивать задания в зависимости от того, что сам дает. У нас, например, на ЕГЭ по химии были такие темы, что весь город говорил: «Ой, нам такое не давали!» Слава богу, что у нас эти темы были, но они шли немножко сверх программы.
Директор лицея призналась, что в возможность отмены Единого госэкзамена она не верит, хотя идея возвращения к старой системе ей импонирует.
«Мне нравилось, когда дети приходили в белых фартуках, с сиренью и сдавали всё устно. Я в этом вижу больший потенциал, чем в гонке за равенством»
— Сирень и белые фартуки против металлоискателей и стройных рядов? Ну, я все-таки за сирень, — резюмировала Елена Киприянова. — Другое должно быть настроение у детей, которые приходят на экзамены. Мы не роботы, не герои замятинского романа. Хочется чего-то личностного, индивидуального.